КАНКА

 

Крупнейший памятник городской культуры Ташкентской области в 8 км от реки Сырдарьи.

Город состоит из квадратной цитадели высотой до 40 м , площадью около 1 га и трех шахристанов, возникавших последовательно с развитием городской территории на юг.

Общая площадь 150 га . С трех сторон (кроме северной) город окружает пригород - рабад площадью в 60 га .

На цитадели полностью открыт архитектурный комплекс караханидских правителей города конца X - начала XII века.

Под ним частично выявлено укрепление замка V — VIII веков с квадратными башнями, обводными галереями, входом-пандусом, храмом огня и жилыми комплексами.

Цитадель первоначально строилась как четырехбашенный замок.

В основе первого шахристана лежало поселение V - III веков до н. э. с ямами- землянками и лепной керамикой. В III - II веках до н. э. на платформе с бермой была возведена мощная крепостная стена с двухъярусной галереей и округлыми башнями из квадратного кирпича и пахсы.

Полуразрушенные укрепления перекрывались последовательно оборонительными стенами первых веков н. э., а затем - оборонительными сооружениями IV - VI и VI — VIII веков.

В самом ша христане открыто монументальное культовое здание IV - VI веков с суфой-эстрадой, росписью, рельефным орнаментом, фронтоном, оформленным фигурными терракотовыми плитами. На полу сохранились сгоревшие зерна и плоды.

Во втором шахристане раскрыты дома и крепостная стена VI века.

В третьем шахристане раскопаны караван-сарай, квартал ремесленников IX — XII веков, городской замок - кешк VII - VIII веков, крепостные и предвратные сооружения, в рабаде - мастерские керамистов VI - VIII и X - XI веков.

На Канке найдены серебряные и медные монеты III - XI веков, орудия труда из металла, кости, камня, керамическая и стеклянная посуда, украшения из золота и самоцветов, антропоморфные и зооморфные терракотовые статуэтки.

Канка III века до н. э. отождествлена с Антиохией Заяксартской, город на рубеже н. э. - со столицей кангюйского владения Юени.

Затем - это столица самостоятельного владения Чач III - VII веков н. э.

Через нее проходила ветвь международного караванного „Шелкового пути".

Средневековая Канка - Харашкет (Хараджкет) - второй по величине город Чача, центр ремесел - металлообработки, гончарства, стеклоделия, ткачества и торговли на „южной хорасанской дороге".

Запустение города в XII веке связывается с изменением русла реки Ахангаран.

(Культура и искусство древнего Узбекистана//Каталог выставки в двух книгах. Книга 2. М ., 1991)

В течение нескольких лет – с 2002 года на одном из объектов X - XII вв. н.э. шахристана Канки ведет раскопки археологическая экспедиция МКСК.

Произведения средневековых ремесленников-керамистов, мастеров декоративно-прикладного искусства, обнаруженные в ходе этих научных изысканий выставлены в экспозиции «Раритеты Великого шелкового пути» МКСК.

Особую гордость представляют коллекции металлических изделий, стеклянной и гончарной посуды.

Среди них: почти метровой высоты горшки – хумы (емкостью в несколько сотен литров), служившие для хранения различных продуктов, керамические сковородки и различные кувшины из жаропрочной глины - для приготовления яств на очаге, т.е тарная и кухонная, а также столовая посуда и дастарханы – министолы на ножках, светильники – чироги.

Примечательно, что многие образцы изящной столовой посуды того времени, покрыты подглазурной иногда трехцветной (желтой, зеленой, коричневой) росписью, некоторые украшены темнокоричневой вязью на белом фоне староарабских надписей (иногда стилизованных под растительный орнамент), по смыслу традиционно содержавших благопожелания или пословицы.

Обнаруженные памятники материальной культуры, указывают на многовековые торгово-экономические и культурные связи городища Канка, как одного из крупнейших купеческих городов античных и средневековых государственных образований, располагавшихся на территории Узбекистана - с Индией, Китаем, Грецией, Римом, Египтом, и другими царствами Среднего Востока.

Одним из наиболее интересных раритетов коллекции МКСК является фрагмент дисковидной бронзовой пластины с ажурным орнаментом по периметру - в виде языков пламени. Это декоративная деталь заднего фона миниатюрной буддийской скульптуры. Она представляет часть так называемой «мандорлы» - символизирующей «божественное энергетическое сияние» - «ауру», окружавшую тело Будды.

Этот экспонат вызвал живой интерес среди членов японской миссии по изучению культуры Центральной Азии, которая в рамках своего визита в нашу страну побывала в Международном Караван-сарае культуры, являющемся сегодня, ярким примером духовного единения узбекского и японского народов.

Особенно запомнились слова руководителя делегации Сейичи Кондо- - начальника Управления информации и культурных обменов Министерства иностранных дел Японии, который в частности сказал: «Эта находка является ещё одним примером , того, что территория Узбекистана была важнейшим звеном распростра нения буддийской религии в том виде, в каком она была воспринята японцами».

Вместе с тем члены японской миссии, ознакомившиеся с экспозицией «Раритеты ВШП» и деятельностью МКСК были едины во мнении в том, что узбекско-японский научно-просветительский Центр - Международный Караван-сарай культуры, созданный при поддержке Президента Узбекистана Ислама Каримова и при содействии знаменитого японского художника Икуо Хироямы, становиться сегодня своеобразным эталоном толерантности и народной дипломатии, способствуя сближению народов разных стран с помощью развития научного, культурного и духовного сотрудничества на Великом Шелковом пути.

(Др. Сергей Савчук-Курбанов, снс МКСК)

 

www.fondforum.uz 
Фонд "Форум культуры и искусства Узбекистана"

www.art-academy.uz 
Академия Художеств Узбекистана

www.gov.uz
Портал Государственной Власти Республики Узбекистан

www.rdk.uz
Республиканский колледж дизайна Ходжаева

www.uza.uz
Национальное информационное агенство Узбекистана

www.kamolot.uz
Центральный Совет Общественного движения молодёжи «Камолот» Республики Узбекистан