Икуо Хираяма – живая легенда японского народа
Икуо Хираяма (15.06.1930-02.12.2009) - всемирно признанный художник, выдающийся ученый-исследователь, общественный деятель Японии, президент и ректор Токийского национального университета изящных искусств и музыки, посол доброй воли, руководитель ассоциации ЮНЕСКО-Япония, глава официальной японской делегации, подписавшей меморандум по изучению Великого шелкового пути совместно с исследовательскими центрами двух наших стран, основатель и президент Фонда Великого шелкового пути, основатель и директор Музея восточных культур (Токио), основатель и президент Фонда по спасению памятников культуры и истории в Афганистане и Иране.
Его имя по праву находится в числе корифеев мирового искусства двадцатого и нынешнего столетий, личностей, чей редкий талант и трудолюбие сочетаются с чувством гражданского долга, ответственности за будущее цивилизации.
Одна из книг Икуо Хираямы носит название "Долгая дорога". В ней страницы его автобиографии, исповедь человека, столько испытавшего за свой век, не потерявшего веры в свет и добро.
В бытность генеральным директором ЮНЕСКО господин Ф. Майор однажды справедливо назвал Хираяму "художником-путешественником", который служит миру и взаимопониманию между народами.
Одно перечисление стран и регионов (Восточная, Юго-Восточная, Центральная и Западная Азия, Ближний Восток, Западная и Восточная Европа, Америка), где побывал И.Хираяма в творческих командировках, экспедициях, займет несколько страниц.
Своей многогранной деятельностью он способствует расширению контактов японских и узбекских деятелей культуры, проведению совместных искусствоведческих экспедиций, выставок, форумов.
Его удивительная жизнь и творческая судьба теснейшим образом связаны с изучением многовековой истории Великого шелкового пути.
В течение почти полувека Хираяма совершил множество путешествий, позволивших ему накопить обильный материал для написания большого количества живописных полотен, серьезных научных статей, книг.
Многие годы Хираяма увлеченно исследует, как происходило распространение буддизма к берегам Японии.
Продвигаясь по маршрутам Шелкового пути, он неоднократно бывал на узбекской земле.
Впервые это произошло в 1968 году. Огромное впечатление на него произвело знакомство с Ташкентом, Самаркандом, Бухарой.
Выполненные им с натуры эскизы, наброски, этюды, стали основой для серии впечатляющих картин, посвященных истории, ликам и лицам древнего Турана.
Что примечательно, во всех его работах присутствует взгляд живописца и ученого, ощущается тонко воспринятая реальность и выражена присущая ему метафоричность художественного мышления.
В декабре 2002 года он побывал в Узбекистане в шестой раз - на знаменательном событии – церемонии открытия Караван-сарая культуры, призванного выполнять функции международного просветительского центра.
В те же дни в Центральном выставочном зале Академии художеств Узбекистана состоялась персональная выставка его произведений «Великий шелковый путь Икуо Хираямы».
Известный художник и общественный деятель Хираяма неоднократно высказывал мысль о необходимости возрождения давних традиций Шелкового пути: проповедовать и развивать духовное, научное и культурное общение между народами и их представителями, с целью их консолидации на пути прогресса и, что его юношеская мечта, связанная с воплощением этой идеи долгое время оставалась неосуществленной.
В 1999 году он впервые принял гостей из Узбекистана у себя дома.
В ходе состоявшейся тогда беседы было предложено воплотить мечту господина Хираяма в Ташкенте, соорудив Караван-сарай культуры как международный просветительский центр под эгидой Академии художеств Узбекистана.
Идея была воспринята с воодушевлением, поскольку японский меценат, неоднократно, в своих публикациях высказывал мысль о том, что Узбекистан является историческим и духовным центром Шелкового пути, связывавшим страны Востока и Запада.
Со своим пожеланием Икуо Хираяма обратился к руководству нашей республики.
Поддержка данной идеи Президентом Узбекистана Исламом Абдуганиевичем Каримовым позволила осуществить давнюю мечту выдающегося японского художника-мецената и исследователя Шелкового пути.
По поручению Президента нашей страны, решением хокима Ташкента выделили земельный участок на ул. Юсуф Хос Ходжиб, 37 «А», где построили два корпуса Международного Караван-Сарая Культуры.
Столичный хокимият высоко оценил меценатскую деятельность этого путешественника-исследователя, общественного деятеля и присвоил 14 декабря 2002 года Икуо Хираяме звание «Почетный гражданин г.Ташкент».
За особые заслуги в укреплении узбекско-японских связей он удостоен первым из иностранных живописцев престижного звания «Зарубежный член Академии художеств Узбекистана (1998) и награжден Золотой медалью Академии художеств Узбекистана (2002).
Многолетняя бескорыстная дружба и привязанность связывает его с гостеприимным и радушным узбекским народом.
Обладая высоким международным авторитетом, как общепризнанный Мастер кисти, он также внес реальный вклад в развитие культурных связей между Узбекистаном и Японией.
В ходе неоднократных посещений нашей страны Икуо Хираяма знакомил узбекского зрителя со своими живописными произведениями.
При его содействии прошли выставки на тему В еликого ш елкового пути в крупнейших городах и музеях Страны восходящего солнца. В их экспозиции были представлены уникальные произведения античного и средневекового искусства из научной коллекции научно-исследовательского Института искусствознания Академии художеств Узбекистана.
Об этом человеке можно сказать, что он живая легенда японского народа. Свидетельством тому его достижения, титулы, звания и добрые деяния, навечно вписавшие его имя в историю многих стран и народов.
Творчество Икуо Хираямы обще признанно. Его картины хранятся в лучших художественных галереях разных стран мира. Он известен и как общественный деятель, внесший значительный вклад в дело сближения культур Востока и Запада, многогранная деятельность которого отмечена международными наградами. Среди них: - Орден святого Георгия (Ватикан, 1974), премия «За заслуги в области культурного сотрудничества и охраны культурных ценностей» (Франция, 1991), премия Давосского международного экономического форума (Швейцария, 1995), ряд государственных премий и наград Японии за заслуги в области культуры.
О собое внимание в т ворческой и общественной деятельности Икуо Хираяма уделяет разработке темы Великого Шелкового пути.
Серии его великолепных, красочных художественных полотен посвящены этой трансконтинентальной торговой караванной дороге , связывавшей в седой древности и средневековье народы и государства Евразии. Во время путешествий по этим странам от пытливого взгляда художника не ускользают как мельчайшие подробности из жизни его современников - наследников древнейших цивилизаций, так и их отношение к плодам творческой деятельности их предков, дошедших до наших дней в памятниках архитектуры, археологии, культуры, произведениях искусства.
Плоды общественной и меценатской деятельности И куо Хираямы, позволяют преодолевать границы и расстояния, существующие между нашими современниками, народами и странами, став своеобразным эталоном толерантности и народной дипломатии, проявления которой затрагивают умы и души миллионов людей планеты, способствуя их сближению через приобщение к миру прекрасного.
С детства он любил рисовать и внимательно осматривать окрестности родного края, деревья, строения. В 15 лет ему пришлось работать в армейском арсенале Хиросимы. После атомной бомбардировки в августе 1945 года Икуо по чистой случайности остался живым среди теней тысяч японцев, навеки напечатанных на камнях пламенем смерти. Спасение - от Всевышнего. В апреле 1947 года Хираяма поступил в Токийскую школу изящных искусств (сейчас Токийский национальный университет изящных искусств и музыки, где он изучал Нихонга (особый стиль японской живописи) и копировал классические работы под руководством Юкихико Ясуда и Кокеи Кобаяши.
После учебы он многие годы работал на факультете японской живописи, который возглавлял его учитель Сесон Маэда. Первая картина молодого художника "Дорога домой" была принята на выставку японской академии живописи в 1953 году. И тут у него обнаружилась тяжелая форма лучевой болезни. Работать у мольберта становилось все труднее. Он думал, что умирает. Но произошло чудесное исцеление. Тогда, в конце пятидесятых годов, он выразил все свои чувства в работе "Распространение буддизма", ставшей поворотным этапом в его судьбе. Здоровье улучшилось.
С каждым днем художник испытывал все большую жажду творчества. Полотно "Видение Будды" ( 1961 г .), удостоенное академической награды, приобретено Токийским национальным музеем современного искусства. Этапными стали его картины: "Видения из 5- й книги "Агамы сутры", "Распространение буддизма на Востоке" (подарена музею Ватикана), "Художник Сесон Маэда возносится на небо".
Хираяма трудился в университете, пройдя все этапы от простого преподавателя до почетного профессора, руководителя вуза. Одновременно он много путешествовал, широко выставлял полотна, пишет книги, участвует в реставрации старинных фресок в Японии и других странах.
Он удостоен высоких почетных званий, премий и орденов Японии, Китая, Франции.
Удивительны энергия и жизнелюбие этого необычайно интеллигентного, открытого душой, щедрого человека.
Картины японского художника-гуманиста воспевают чистое и возвышенное в мире и в человеке. Глубоко самобытный стиль изобразительности Хираямы - это творческий синтез достижений национальной живописи, буддийского искусства.
Как и в период Камакуры (конец XII в .), когда получил распространение сюжет "Будда, нисходящий к людям", его работам присуща торжественно-монументальная образная трактовка. Художник передает индивидуальные черты, эмоциональный строй персонажей, идеализируя окружающую среду.
В узбекистанской серии картин изумительны "Руины Туркестана" ( 1970 г .), "Бухара" ( 1976 г .) и более всего - по силе воплощения этнических типажей и характеров полотно "Азия Центральная".
В нем необычайно точно и емко передается некая философски-поэтическая суть народов, живущих вдоль пути караванов, воплощен их могучий дух.
Приходилось слышать мнение экспертов о том, что если выставить в зале лишь только эту работу Мастера, то перед нею можно стоять часами, до мельчайших деталей рассматривая ее, вглядываясь в живые человеческие лица, постигая всю глубину содержания картины. Есть в ней и непостижимая тайна, как в любом истинном произведении изобразительного искусства.
Каждое созданное им полотно наполнено светом жизни, проповеди близкой и понятной любому из нас заповеди: душой откликаться на беды и радости как на свои собственные, сохранять теплоту человеческих отношений и чувство внутреннего достоинства.
Икуо Хираяма верит и надеется: XXI век пройдет под знаком возрождения человечности, равноправного диалога всех народов Земли.