Городище расположено в долине реки Сурхандарьи на берегу Кармакисая в 7 км на территории одноименного колхоза, к северу от современного районного центра – города Шурчи .
Первоначальное поселение возникло на южной части песчано - лессового плато в III - II веках до н . э .
Исследователи городища предполагают , что крепостная стена греко - бактрийского времени окружила уже сформировавшееся поселение с плотной нерегулярной застройкой ( многогранник в плане ; 170- 200 м в поперечнике ).
Разрушение греко - бактрийского города связывают с нашествием саков на Бактрию (140-130 гг . до н . э .).
Его возрождение начинается в раннекушанское время .
Вокруг города возводится крепостная стена , ограждающая правильный прямоугольник его застройки. На остатках греко - бактрийских стен , послуживших платформой , возводятся новые укрепления .
Площадь его свыше 36 гектаров .
Город окружен оборонительной стеной общей длиной около 2,5 км , толщиной до 10 м , и широким рвом.
Стены имели башни, внутри них располагались галереи и казематы, на гребнях — площадки для пращников и камнеметной артиллерии.
С этого момента первоначальный город начинает выполнять функции цитадели . Академик АН РУз Г . А . Пугаченкова считала Дальверзин удельной столицей кушан Ходзо , упоминаемой в источниках .
Расцвет города приходится на II - первую половину III века н . э . Он имел регулярную жилую застройку.
Центральную часть города занимают кварталы богатых горожан, застроенные многокомнатными жилыми домами с парадными помещениями и хозяйственными двориками.
В южной части находился обширный квартал керамистов и небольшие дома, где жили ремесленники.
Один из культовых комплексов обнаружен в загородной зоне — это руины буддийского святилища, воздвигнутого, судя по находкам монет, около I в. н.э.
Второй буддийский комплекс раскапывается в центре города и датируется II — началом III вв. н.э. Эти буддийские объекты некогда были украшены глиняной и гипсовой скульптурой.
Среди них — крупные статуи Будд, Бодхисатв, правителя, его наследника, вельможи, знатной дамы, другие буддийские персонажи.
В северо-западной части городища раскопан храм бактрийской богини, где были найдены уникальные образцы настенной живописи с изображением жрецов и младенцев.
На городище раскопаны 11 керамических печей, свидетельствующих о наличии здесь развитого производства глиняной посуды.
Изучались жилые дома. В одном из них было расположено 24 помещения. В центре находился парадный зал, в который можно было попасть через восьмиколонный айван — портик, где сохранились каменные базы. Стены воздвигнуты из сырцового кирпича и достигают иногда толщины до трех метров. Здесь имелись длинные коридоры, комнаты для жилья, хранения пищи, для слуг и отдыха. В другом соседнем доме раскопаны около 20 помещений с большим залом, коридорами и помещениями для отдыха.
В 1972 году в нем был найден клад золотых предметов и шахматные фигурки, изготовленные из слоновой кости.
Город, вероятно , был разрушен во второй половине III века н . э . ( в результате похода сасанидских войск ?).
Но его территория после восстановления некоторых объектов продолжала обживаться некоторое время.
В VI — VII веках происходит временное обживание цитадели , которая существовала как неукрепленное поселение .
К этому периоду относятся погребения в оплывах крепостных стен кушанского города .
В ходе раскопок, продолжающихся несколько десятков лет получен огромный археологический материал позволяющий считать, что здесь располагался один из самых значительных городов Кушанской империи.
Последние 20 лет раскопки попеременно ведутся на цитадели и в городском буддийском храме и монастыре совместной Узбекско-японской экспедицией.
(Использованная литература: Древности Южного Узбекистана. Каталог . Токио .1990; Культура и искусство древнего Узбекистана . Каталог выставки . М ., 1991 )
Дальверзинтепа. Каменные базы от колонн ( I - II вв.н.э.) из дома «Богатого горожанина» или храма (?). Экспонируются в вестибюле корпуса «А» МКСК.