19-20 октября 2006 года в Международном караван-сарае культуры Академии Художеств Узбекистана (МКСК АХУз) с успехом прошла Международная научно-теоретическая конференция «Великий Шелковый Путь. Культура и традиции. Прошлое и настоящее».
В конференции приняли участие с докладами ученые из 9 стран: - Австралии, Казахстана, России, Румынии, Таджикистана, Турции, Узбекистана, Хорватии, Японии.
В ходе работы этого престижного форума заслушано 28 научных докладов и
состоялась презентация фрагментов видеофильма:
«Новый опыт полной реконструкции кушанских крепостных стен Кампыртепа (с использованием кладки сырцовых кирпичей».
В итоговом документе конференции высказаны пожелания о том, чтобы этот интернациональный форум стал ежегодным, а материалы докладов издавались отдельным сборником.
Предполагалось, что сборник материалов станет еще более солидным, если в него включать не только заслушанные доклады, но и статьи, всех ученых, специалистов по теме Шелкового пути, желающих принять участие в этой публикации.
Смотрите в разделе: «Информационно-издательская деятельность» - «Великий шелковый путь. Культура и традиции. Прошлое и настоящее». Материалы научно-теоретической конференции. Ташкент»// Сборник докладов. 19-20 октября 2006. Ташкент 2006. -171 с.
Учитывая то, что ввиду сложившихся служебных и объективных обстоятельств на конференцию не смогли прибыть ученые из других стран – Великобритании, Египта, Израиля, Индии, Италии, Южной Кореи, США, Чехии, других стран, присылавших заявки на участие, можно прогнозировать, что подобные конференции в будущем имеют шансы стать еще более представительными и популярными.
Обращаясь к мероприятия связанным с проведением этого форума следует отметить, что накануне открытия конференции 19 октября 2006 года, ее участники в озложили цветы к памятнику великого средневекового поэта, основоположника узбекской литературы Алишера Навои.
По прибытии в МКСК перед началом конференции и во время перерывов между заседаниями они знакомились с экспозицией фотовыставки «Образы Великого Шелкового Пути в искусстве», украшающей интерьеры корпуса «Б», а также с богатым (насчитывающим несколько тысяч книг) библиотечным собранием республиканских и зарубежных изданий по Шелковому пути в корпусе «А» МКСК.
На церемонии открытия конференции участников приветствовали ведущая заседания, Главный ученый секретарь АХ Узбекистана, доктор искусствоведения Камола Акилова, Представитель ЮНЕСКО в Узбекистане д-р Майкл Барри Лейн,
исполнительный директор Фонда «Форум Культуры и Искусства Узбекистана Санджар Каримов,
заместитель председателя - Академии Художеств Узбекистана Жалолиддин Миртаджиев,
начальник Управления музеев Министерство по делам культуры и спорта Республики Узбекистан — Ильгис Зупаров,
директор Французского института исследований Центральной Азии ИФЕАК ( IFEAC ), доктор Байрам Балчи.
Особое внимание участников конференции привлекли многие из прочитанных докладов.
Достаточно обратить внимание на и темы, которые в них освещались.
В докладе «Великий Шелковый Путь. Возникновение и развитие. Этапы функционирования - периодизация», прочитанном Академиком АН РУз, зав.отделом «Истории искусств» НИИ искусствознания АХУз, доктором исторических наук, профессором Эдвардом Ртвеладзе, этот ученый с мировым именем, подчеркнул особую важность учета всех достоверных фактов при научном исследовании, особенно такой важной темы как ВШП.
При этом, следует обращать внимание на то, что эта трансконтинентальная транспортная магистраль сыграла выдающуюся роль в становлении, развитии и расцвете многочисленных цивилизаций Востока и Запада.
- Сергей Савчук-Курбанов, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Международного караван-сарая культуры АХУз прочитал доклад
«Жизнь и творчество Икуо Хираямы, его роль в популяризации Великого Шелкового Пути».
- Фиона Кидд, доктор археологии, консерватор, исследователь Сиднейского Университета (Австралия) рассказала о своей работе на раскопках в Хорезме.
Вадим Ягодин. Реставратор архитектурного декора Института истории, археологии и этнографии Каракалпакского отделения АН РУз прочитал доклад « Настенная живопись Казакияткана, Ачахан-кала, Хорезм».
- Лаура Уразбекова, президент Академии художеств Республики Казахстан, президент национальной секции Международной ассоциации художественных критиков ( AICA ) при ЮНЕСКО, куратор журнала « Shahar -Культура», кандидат искусствоведения (Республика Казахстан) доклад «Артефакт Великого Шелкового Пути как импульс в развитии и интеграции современного искусства Азии».
- В своем сообщении «Новые результаты раскопок памятников Шелкового пути в Старом Термезе» директор Отдела исследований Французского Национального Центра Научных Исследований - Ecole Normale Supurieure (Париж. Франция), доктор Пьер Лериш рассказал о вскрытых в ходе археологического изучения объектах античного времени – крепостных стенах и башнях, а также раде строений культового назначения.
- Наргис Ходжаева, к андидат исторических наук, научный сотрудник Национального музея древностей Института истории, археологии и этнографии АН Республики Таджикистан (Республика Таджикистан) выступила с докладом «Статус женщины в Средней Азии в период функционирования Великого Шелкового Пути (по материалам зороастрийских источников)».
- Гульнара Казахбаева, ч лен-корреспондент Международной Академии Информатизации Республики Казахстан, вице-президент " Shahar - Holding " (Республика Казахстан) прочитала доклад "Тараз - древний город Великого шелкового пути".
- Гульнар Жумасеитова, к андидат искусствоведения, заместитель директора по научной работе Института литературы и искусства имени М.Ауэзова АН РК (Республика Казахстан) прочитала доклад «Истоки танцевальных традиций казахов», а
Нина Немцева, кандидат исторических наук, археолог сообщение «По древним дорогам Бухарской степи».
- Евгений Абдуллаев, кандидат философских наук, с отрудник Представительства ООН в Узбекистане «Взаимодействие между зороастризмом и верховной властью в раннесредневековых государствах Средней Азии».
- Ольга Кобзева, к андидат исторических наук, доцент Национального Университета Узбекистана им. Мирзо Улугбека доклад «Актуальные проблемы изучения Великого Шелкового Пути. Вторая половина XIX - начало XX века».
- Константин Шейко, археолог, Международный караван-сарай культуры АХ Узбекистана рассказал о «Полевых изысканиях археологического отряда Международного Караван-сарая культуры в 2004-2006 гг».
На следующий день 20 октября 2006 г зачитали научные доклады:
- Ведущая заседания Камола Акилова, д октор искусствоведения, главный ученый секретарь Академии художеств Узбекистана.
- Наталья Ковалева, р еставратор высшей квалификации Отдела
монументальной живописи НИИ реставрации АН РФ (Российская
Федерация). «Изучение методов работы монументалистов древности в процессе консервации. Отдельные эпизоды».
- Романа Ягик /зачитал К.Политис/, главный реставратор Хорватского института консервации (Хорватия). "Риск развития туризма для наследия Великого Шелкового Пути».
- Гульнора Ахадова / Марина Реутова - кандидат химических наук,
сотрудники Института археологии АН РУз доклад «Древнее искусство Узбекистана. Вопросы его сохранения».
- Анка Николеску, главный реставратор, профессор Института реставрации в Бухаресте (Румыния) / Константинос Политис, директор Международной организации «Реставраторы без границ» (Турция) доклад «Опыт реставрации еврейского дома в Бухаре».
- Егор Мамедов, ГМИ им. К. Бехзада (Республика Таджикистан) доклад «Миссия организации «Реставраторы без границ» в Таджикистане».
- Додо Назилов, доктор архитектуры, зав.кафедрой дизайна ТашГТУ доклад «Роль композиции в настенных росписях и скульптуре в пространстве интерьера архитектурных памятников Центральной Азии».
- Александр Шевяков, профессор Академии геополитических проблем (Российская Федерация) сообщение «К вопросу о генезисе культа Шах-и Зинда».
- Абдугани Абдуразаков, профессор Национального Института Художеств и Дизайна им.Камоледдина Бехзода сообщение «Археологические объекты – важный резерв развития туризма в Узбекистане».
- Сома Такуя. PhD Stud in Ethnographi&Archaeology. Научный сотрудник Университета Васеда (Токио. Япония) сообщение «Соколиная охота и сокольничий в социо-экономических взаимосвязях на Великом Шелковом Пути».
- Уктам Мавлянов, до цент Кафедры «Истории государственного управления» Академии государственного и общественного строительства при Президенте РУз доклад «Древние пути Центральной Азии: Из истории связей Средней Азии и Алтая».
- Маргарита Филанович, к андидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Института Археологии АН РУз сообщение «О раннесредневековых престижных сооружениях Чача и Согда».
- Лола Амилова, и скусствовед, Национальный институт художеств и дизайна имени К.Бехзада доклад «Мотив дракона в искусстве стран Великого Шелкового Пути: проблемы семантики и истолкования».
- Мавлюда Юсупова, доктор архитектуры, директор НИИ искусствознания АХУз доклад «Торговые сооружения на Великом Шелковом Пути».
- Мирсадык Исхаков, доктор исторических наук, согдолог-лингвист, зав. кафедрой «Истории Центральной Азии» Ташкентского Государственного Института Востоковедения (ТашГИВ) доклад «Письменная культура на Великом шелковом пути. К вопросу о генезисе современного корейского алфавита».
- Султанова Гульчехра, кандидат исторических наук, научный сотрудник института истории АН РУз доклад «Роль восточной ветви Великого Шелкового Пути во взаимосвязи Бухарского и Яркендского ханства в Х VI веке».
В заключение подвели итоги конференции, о бсудили вопросы и предложения «Итоговой декларации конференции», состоялась церемония вручения именных «Сертификатов участников Международной Конференции ВШП» и двух Брошюр «Настенная живопись Центральной Азии.(Практическое руководство по консервации)»//Академия художеств Узбекистана. Ташкент 2006. (на русском и английском языках).
Проект Решений по Тексту Предложений
Итогового Документа Конференции:
Сделать Конференцию ежегодной. С местом проведения в МКСК.
Название «ВШП: + ежегодная смена подтемы.
Логотип конференции переработать, поскольку предложенный вариант не отвечает требованиями времени и актуальности. Объявить конкурс на его создание.
Создать постоянно действующий оргкомитет с делегатами от научных учреждений, вузов и организаций разных стран.
Учредить поощрительную премию - «За самый интересный доклад».
Вебсайт конференции - http://www.silkroadconference.uz/ - Необходимо доработать дизайн, программную часть и полностью обновить содержание. В том числе и на английском языке. Перевести его в разряд постоянно действующих и обновляемых.
Ежегодно издавать материалы конференции + статьи всех желающих экспертов по ВШП.
Подать заявку на создание издания ежеквартального или ежемесячного журнала Материалов по ВШП.
Презентация видеосюжетов на тему «Новый опыт реконструкции
античной крепостной архитектуры Кампыртепа»
Следует отметить особо, что в завершение форума состоялась презентация сюжетов из видеоматериалов, отснятых археологом Константином Шейко «Новый опыт полной реконструкции кушанских крепостных стен Кампыртепа с использованием кладки сырцовых кирпичей», который и руководил этими работами.
Прокомментировал видеофильм археолог Сергей Савчук-Курбанов, много лет работавший на этом памятнике, выявивший и вскрывший практически всю планировку городища, наряду с крепостными строениями.
Программно-компьютерно-техническую подготовку к демонстрации видеосюжетов осуществил Илья Курбанов.
Видеосюжет вышеуказанного видеофильма о реконструкции фортификационных сооружений Кампыртепа (1 в.до н.э.-1 в.н.э.), вызвал особый резонанс среди отечественных и зарубежных ученых, поскольку, впервые подобный проект осуществляется на практике.
В реализации проекта приняли участие сотрудники археологического отряда (нач. – археолог К.Шейко) Международного караван-сарая культуры Академии художеств Узбекистана, работающей в составе Тохаристанской экспедиции НИИ искусствознания, руководимой академиком АН РУз, доктором исторических наук, профессором Эдвардом Ртвеладзе.
Отмечалось, что при реализации этого проекта не понадобилось таких значительных финансовых затрат, как при использовании химических составов для защиты сырцовой архитектуры от непогоды.
К тому же, как свидетельствую наблюдения и практика, химическая защита, ввиду неглубокого проникновения, создает пленочное покрытие или «саркофаг», отторгаемые от основного массива строения из-за инфильтрации солей и других причин. Это в свою очередь приводит к разрушению и уничтожению оригинальных конструкций памятников.
Суть проблемы заключается в том, что подверженные, иногда полному размыву под воздействием атмосферных осадков, сырцовые строения требуют огромных ассигнований для сохранения.
Самое действенное их сохранение возможно с помощью возведенных над ними сложных в конструктивном плане перекрытий (типа навесов или строительства павильонов над ними).
Но чаще всего, ввиду ограниченности финансирования на раскопки и отсутствия средств на их сохранение, практикуется более дешевая методика консервации - засыпка их руин землей из вычищенных завалов и оплывов стен и помещений.
Очень практичным в этом плане оказался новый способ реконструкции. Он включает формовку сырцовых кирпичей античных стандартов и возведение новой кладки, с соблюдением древних строительных приемов и материалов. При этом, новая кладка, защищает от полного уничтожения, зачастую размытые почти до основания (при их сохранности в 10- 50 см .) оригинальные стены.
Восстановленные таким образом древняя планировка и внешний вид городской фортификации и застройка домохозяйствами кварталов, разделенных улицами, позволяют не прибегая к излишним затратам подготовить объект к туристическим посещениям.
И действительно, где еще возможно совершить путешествие в городок из сказок «Тысячи и одной ночи», двухтысячелетней давности.
Прогуляться по его улицам и кварталам, насладиться мощью и великолепием крепостных стен и башен, четырехметровой высоты, пронизанных двумя рядами стреловидных бойниц и ступенчатыми зубцами, венчающими их сверху.
Сергей Савчук-Курбанов, старший научный сотрудник МКСК,
кандидат исторических наук, археолог.
«Стратегия прогресса реставрации»
- была выработана на прошедшей в столице Узбекистана Ташкенте Международной конференции «Проблемы реставрации историко-культурного наследия в Центрально-азиатском регионе. Основная стратегия развития», что и нашло отражение в подписанном участниками итоговом документе.
Научный форум реставраторов, археологов, историков, состоявшийся 25-27 ноября 2005 года в Международном Караван-сарае культуры Икуо Хираямы был организован данным учреждением при участии Академии художеств Узбекистана представительства ЮНЕСКО в нашей стране, Фонда «Форум культуры и искусства Узбекистана», Министерства по делам культуры и спорта Узбекистана.
Перед началом заседаний конференции состоялось возложение цветов к памятнику Алишера Навои.
На церемонии открытия форума его участников приветствовали г лава Представительства ЮНЕСКО в Узбекистане, Региональный советник по вопросам культуры М.Барри Лейн,а также представители руководства Фонда «Форум Культуры и Искусства Узбекистана», Министерства по делам культуры и спорта Республики Узбекистан и Академии художеств Узбекистана.
На конференции было представлено свыше 20 докладов сотрудников различных научно-исследовательских и реставрационных учреждений Болгарии, Греции, Египта, Ирландии, Казахстана, Кыргызстана, России, Таджикистана, Турции, Узбекистана, Украины и Франции.
Среди зачитанных сообщений, вызвали всеобщий интерес : «Вопросы финансовой поддержки реставрационных мероприятий» Жоржа Гефтакиса (Греция, Афины),
«Деятельность Национального института наследия. Реставрационная практика в аспекте различных музеев Франции» Патрисии Верже - реставратора монументальной живописи высшей категории Института Наследия (Франция, Париж),
«Проблемы реставрации и консервации на Украине» Кристофера Клеера - эксперта по вопросам сохранения культурного наследия Министерства Культуры Украины,
«Культурологические аспекты проблем сохранения и реставрации культурно-исторического наследия на современном этапе» Камолы Акиловой - главного ученого секретаря Академии Художеств Узбекистана,
«Инвентаризация национального архитектурного наследия» Эймара О'Коннора из Национального комитета по культурно-историческому наследию Ирландии ( Дублин)
В завершении работы конференции участники подписали итоговый документ и посетили новый Центр реставрации Дирекции художественных выставок Академии художеств Узбекистана.
В заключительный день гости познакомились с культурным наследием, памятниками и достопримечательностями Самарканда, а накануне форума в рамках культурной программы осуществили экскурсию по Ташкенту.
Наряду с этим, в залах Караван-сарая открылась выставка «Керамика стран Шелкового пути», экспозиция фотографий, посвященных работе реставраторов и копий декора средневековых архитектурных сооружений.
В итоговом документе конференции , в частности отмечается, что только с помощью хорошо налаженного взаимодействия в сфере реставрации произведений искусства и архитектуры, на основе культурной интеграции стран Центральной Азии, можно решить задачи сохранения для будущих поколений культурного наследия, национальной самобытности, развития уникальных многовековых традиций художественной культуры региона. И с этой целью необходимо привлечь и использовать мировой опыт в области реставрации движимых объектов культурно-исторического наследия, представляющий высокоразвитую и постоянно обновляющуюся сферу научных изысканий, с использованием современных методов и технологий.
Участники конференции выразили единодушное мнение о необходимости создания Центральноазиатского центра реставрации историко-культурного наследия именно в Ташкенте - на базе Дирекции художественных выставок Академии художеств Узбекистана, в уже обустроенном для этих целей здании, его действующих лабораториях и мастерских.
Оно было обосновано с учетом различных имеющихся факторов и тем, что в системе Академии художеств Узбекистана - в Караван-сарае культуры Икуо Хираямы занимаются археологическими исследованиями и реставрационными работами в сотрудничестве с японские учеными - по их методике, в Национальном институте художеств и дизайна им.Камоледдина Бехзода и Республиканском художественном колледже (с 1994 г .) уже создана налаженная система профессионального образования и подготовки кадров в этой сфере деятельности (по живописи, графике, прикладному искусству, керамике, архитектурном декоре) и реставрации, а также имеется практика по изготовлению ими копий средневековых облицовочных материалов.
«В сферу деятельности Центра намечено включить :
подготовку и организацию экспертных групп специалистов, которые будут заниматься анализом состояния музейных коллекций стран региона, с целью формирования банка данных о произведениях искусства, нуждающихся в реставрации и консервации; проведение международных конференций по реставрации, практических семинаров, мастер-классов, коллоквиумов на базе различных музеев региона» - отметил Турсунали Кузиев, председатель Академии художеств Узбекистана.
Участники конференции единодушно поддержали идею создания Международного регионального центра реставрации именно в Ташкенте и выразили пожелание:
создать вебсайт Центра с информацией о его деятельности и проводимых мероприятиях, чтобы все специалисты региона и других стран мира имели возможность своевременно получать все необходимые им сведения и узнавать новости в области реставрации.
«Несмотря на трудности, связанные с проведением столь масштабной конференции, организаторы успешно их преодолели и получили положительный и даже неожиданный результат. – заметил в ходе беседы Константинос Политис, директор международной неправительственной организации «Реставраоры без границ» (Турция, Стамбул), прочитавший доклад «Деятельность организации «Реставраторы без границ» в аспекте Центральной Азии». - Поскольку, удалось собрать множество специалистов не только в области реставрации, но и археологов, а также ученых, занимающихся другими науками. За счет хорошей координации усилий и слаженной работы организаторов смогли приехать все приглашенные.
Важными итогами конференции стало то, что удалось собрать столько профессионалов для обмена их бесценным опытом, и то, что все ее участники выразили свое согласие на создание регионального центра реставрации в Ташкенте. Но для его нормального функционирования и реализации намеченных проектов следует также учесть возможность привлечения потенциальных спонсоров.
Кроме того, если последнее время нам зачастую приходится слышать в Европе о консерватизме местных представителей, то теперь, находясь длительное время в Узбекистане, мы воочию убедились в достаточном либерализме происходящего в стране, а также традиционном гостеприимстве и дружелюбии народа».
Абдугани Абдураззаков, заслуженный деятель науки РУ, доктор исторических наук, профессор и зав. кафедрой «Реставрации исторических памятников» Национального Института художеств и дизайна имени К.Бехзода. (Узбекистан, Ташкент):
«Подводя итоги реставрационных работ, проведенных на памятниках в Узбекистане, я отметил, пока существующие проблемы, в данной отрасли науки. Для ускорения развития реставрационного процесса и скорейшего внедрения в него новых технологий предлагается улучшить координацию сотрудничества и объединить усилия научных, музейных и иных организаций и спонсоров, заинтересованных в решении задач сохранения культурного наследия.
Кроме того, следует обратить особое внимание на улучшение качества реставрационных работ в архитектурных декорах и сближение составов облицовочных материалов с оригиналами.
В сохранении и реставрации предметов, находимых при раскопках уже достигнуты определенные успехи , но во многом все еще остаются не решенными вопросы это сохранения археологических памятников и их музеефикации. Они постоянно подвергаются разрушению под влиянием непогоды. В результате мы теряем очень ценные исторические источники, которые заслуживают включения в маршруты для посещения как уникальные объекты международного туризма, путем превращения их в музеи под открытым небом. На решении этой проблемы я хотел бы заострить внимание специалистов.
Наталья Ковалева, ГосНИИР, реставратор монументальной живописи высшей категории (Россия, Москва): « В своем «Сообщении о функциях и устройстве ГосНИИР», т.е. Государственного научно-исследовательского Института реставрации я также рассказала о новых открытиях, связанных с работой с материалами из Варахши (загородного дворца раннесредневековых правителей Бухары). В процессе их консервации удалось выстроить периодичность в смене декора его интерьеров.
В частности на основе исследования и реставрации настенных росписей парадных залов. Выявлен новый, более ранний этап росписей Красного зала. Мы пока не знаем характер и сюжет данной живописи, но обнаруженная в стенах выемка под нижнюю рельефную панель, которую до этого не замечали, позволяет сдвинуть все обнаруженные живописные ярусы несколько вверх. Поэтому, меняется полностью и интерьер.
Таким образом, теперь мы имеем основания полагать, что первоначальный декор, видимо, был терракотовый. Причем, он встречается в нескольких помещениях Варахши.
Сюжеты опубликованы у В.Шишкина: - это круги, женщины с поднятыми руками и т.п. Панно с резным ганчем относятся к самому позднему периоду. Причем, терракотовые круги перекрывали панно с виноградными лозами, которые изготовлялись в нескольких вариантах: - с более глубокой или плоской резьбой, либо выполненные в технике тиснения.
Таким образом, установлено, что перед известными сценами царской охоты (самыми поздними) были еще две росписи, синхронные росписям Восточного зала. Сложилось впечатление, что росписи и сюжеты в парадных залах обновлялись достаточно часто. Т.е. были очень небольшие промежутки между их сменой.
Методы их реставрации, разработанные в нашем институте постоянно совершенствуются. Как показала практика, лучше других себя зарекомендовал БМК-5 (Сополимер Бутил метакрилат с метакриловой кислотой), в сочетании с различными модифицируемыми компонентами. Он менее других химических веществ, используемых при реставрации, влияет на изменение структуры красок и основы древних и средневековых произведений искусства (настенных росписей и скульптуры), обладая прекрасными консервирующими свойствами.
Кстати, один из участников конференции стажировался в этом направлении в лаборатории нашего института около 25 лет назад».
- Да, действительно, тогда под вашим руководством и патронажем господина Бурого, бывшего тогда зав.лабораторией реставрации лессовой живописи Всесоюзного Научно-Исследовательского Института Реставрации в Москве, я получил хорошую практику по реставрации фрагментов античных настенных росписей дворца Топрак-калы ( Хорезм, Узбекистан), а затем закрепил ее при расчистке и консервации росписей интерьеров знаменитого мавзолея Султана Санджара (12 в. Старый Мерв. Туркмения). Тот бесценный опыт всегда помогал мне в последующем в ходе моих археологических раскопок на разных памятниках в странах Центральной Азии, - отметил Сергей Савчук-Курбанов.
Илья Асенов, реставратор живописи (Болгария, София):
« В своем «Сообщении по проекту в Государственном музее искусств им. И. В. Савицкого», я представил последние результаты работ реставраторов, по возрождению десятков картин из его фондов. Я занимаюсь этим уже два года в Нукусе. Но еще многие из них нуждаются в восстановлении. Наше сотрудничество с сотрудниками музея стало своеобразным мастер-классом по передаче передового опыта реставрации.
Надеюсь, мы продолжим участие в этом пятилетнем проекте, в случае его спонсорской поддержки. Я работал во многих странах, но проект в Узбекистане представляется для меня одним из самых интересных. Хотя бы потому, что здесь находится поистине бесценная и замечательная коллекция произведений искусства, собранная И.Савицким. У нас сложилось очень хорошее сотрудничество с сотрудниками и дирекцией музея, а это, исходя из практики, случается не так часто».
Жейлан Аббас Абдель Азиз, атташе посольства Арабской Республики Египет в Узбекистане - прочитала великолепный доклад из опыта реставрации - «Памятники древней архитектуры Египта». Она рассказала, как благодаря объединенным усилиям мирового сообщества, были спасены уникальные сооружения и скульптуры фараонов храма Абу-Симбел.
«Вопросы, обсуждавшиеся на конференции весьма актуальны. – подчеркнул ведущий специалист Института археологии Российской Академии Наук Виктор Пилипко, выступивший с докладом «Росписи старой Нисы. Сохранение и изучение». - К примеру, на городище Старая Ниса (под Ашгабатом), бывшей царской крепостью парфянской династии около двух тысяч лет назад мы провели значительные работы по музеефикации этого уникального памятника археологии.
После расчистки раскопанных сооружений от отвалов земли и консервации некоторых участков, многие из них предстали перед туристами в очень впечатляющем виде. В результате сложилось иное, чем раньше, более доверительное и уважительное психологическое отношение туристов к памятнику.
Теперь они, особенно дети, не карабкаются, как раньше, по стенам и не вытаптывают их, а прогуливаются по полам, взирая на античные сооружения древней крепости, как и положено - снизу вверх. При этом, они получили более наглядную возможность ощутить дух той эпохи и переместиться, как на машине времени, на 20 столетий вглубь веков.
И там есть что посмотреть: помимо крепостных сооружений это квадратное Башенное сооружение с обходными коридорами в центральном комплексе имело на углах малые башни. Одна из них сохранилась на высоту до 4-х метров. Данный центральный комплекс монументальных сооружений, включал Круглый и Квадратный залы, стены которых украшали скульптуры, размещавшиеся в нишах верхнего яруса.
Кроме того, два парадных двора с портиками в Северном и Восточном сооружениях центрального комплекса. И они не имеют, примыкающих к ним жилых помещений.
Поэтому, было бы неправомочно интерпретировать их как дворцовые, как считают некоторые специалисты. Вообще, интерпретация функционального назначения сооружений и прилегающих к ним построек до их полных раскопок, получения и анализа полного комплекса материалов, как показывает практика, часто бывает ошибочным и считается занятием неблагодарным. Поэтому, в ходе исследований, до их завершения логичнее придерживаться нейтральных суждений и названий.
Наряду с монументальными архитектурными сооружениями на этом городище обнаружено множество произведений искусства (знаменитые ритоны из слоновой кости и т.п.).
Особый интерес представляет, впервые обнаруженная в Северо-Восточной Парфии сюжетная роспись в завалах строительного мусора близ Башенного сооружения. Видимо она украшала его второй (разрушенный ныне) этаж. Наиболее полно представлен фриз с изображением битвы между двумя группами конных всадников. Помимо “батального полотна” обнаружены фрагменты с человеческими фигурами, принадлежащие другим сюжетам.
Росписи Старой Нисы, датируемые II в. до н.э. имеет важное значение для изучения изобразительного искусства не только Парфии, но и более обширного региона. Они представляют начальный этап приспособления греческого искусства для нужд правящих классов этого известного античного царства.
Предстоит значительная работа по подготовке к изданию “Каталога фрагментов настенных росписей Старой Нисы”. Публикация в нем всего накопленного материала предоставит возможность исследователям пользоваться этим новым и важным источником по древнему искусству Среднего Востока.
Сами батальные сцены интересны тем, что с помощью их изображения достигалась цель прославления царствующей династии.
Примечательная особенность, именно парфянской традиции, в передаче подобных сюжетов – это изображение поединков мужских персонажей без защитных доспехов и шлемов. Таким образом, нашло отражение в искусстве, существовавшей в древнем мире не только бравады, а определенных критериев мужской смелости. Когда сбрасывали доспехи и с открытой грудью шли на поединок. Этой особенностью отличались представители сако-парфянского или скифского (как их называют западные исследователи) мира. Есть и множество других интересных наблюдений и выводов.
И еще, хотелось бы выразить особую благодарность всем организаторам конференции за высокий уровень ее проведения и надежду на дальнейшее более тесное и плодотворное развитие сотрудничества».
Николаос Пагулатос, сотрудник Института оптических электронных исследований(Греция, Крит):
«В своем докладе «Оптические и спектральные исследования произведений искусства» я отметил, что использование специальной аппаратуры, соединенной с компьютерами, позволяет выявлять с помощью просвечивания в инфракрасных и ультрафиолетовых лучах не только малейшие загрязнения и чужеродные следы на картинах, манускриптах и других произведениях искусства и предметах, но и исследовать закрашенные или утраченные более ранние следы росписей или удаленных, стертых надписей фиксировать и фотографировать их с целью дальнейшего полного восстановления всех наслоений. Мы готовы к сотрудничеству в этой области, с использованием наших технологий и оборудования».
(Сергей Савчук-Курбанов. Стратегия прогресса реставрации» //Бизнес-Вестник Востока, 01.12.2005, №48(722), с.27 (полоса)