Все новости
"NINGYO: YAPON QO'G'RCHOQLARNING SAN'ATI VA GO'ZALLIGI" / "НИНГЁ: ИСКУССТВО И КРАСОТА ЯПОНСКИХ КУКОЛ"
10.02.2025
"NINGYO: YAPON QO'G'RCHOQLARNING SAN'ATI VA GO'ZALLIGI" / "НИНГЁ: ИСКУССТВО И КРАСОТА ЯПОНСКИХ КУКОЛ"
2025 yilning 10 fevral kuni soat 17:00da O‘zbekiston Badiiy Akademiyasi Ikuo Xirayama Xalqaro madaniyat karvon saroyining katta ko’rgazmalar zalida an'anaviy yapon qo'g'irchoqlarning "NINGYO: YAPON QO'G'RCHOQLARNING SAN'ATI VA GO'ZALLIGI" nomli ko'rgazmasining ochilish marosimi bo‘lib o‘tdi.
Ko`rgazma tashkilotchilari: Yaponiyaning O`zbekistondagi elchixonasi, Yaponiya Jamg`armasi hamda O`zbekiston Badiiy akademiyasi va Ikuo Xirayama Xalqaro madaniyat karvon saroyi ko’magida.
Yapon jamgarmasi o`z oldiga “Yaponiya va dunyo mamlakatlari o`rtasida do`stlik munosabatlari aloqalarini mustahkamlash” vazifasini qo`ygan. Jamg`arma san`at va madaniy almashinuv sohasida xorij mamlakatlarini yapon madaniyati va san`ati bilan tanishtirish kabi tadbirlarga asosiy e`tiborini qaratgan. Yaponiyani tez – tez “o‘n ming qo‘g‘irchoqli mamlakat” deb ham atashadi. Qadimdan qo‘g‘irchoqlar egasini balo – qazolardan saqlaydigan yoki unga omad va zavq keltiradigan tumor kabi ardoqlangan.
Yapon an’anaviy qo‘g‘irchoqlari “ningyo” deb ataladi. Bu qo‘g‘irchoqlar bolalar o‘ynay olishmaydigan darajada katta. Bunday qo‘g‘irchoqlar butun olamni o‘ziga mujassamlashtirganki, estetika, dini, va hattoki, tasavvufni ham o‘z ichiga olgan, shuning uchun ham Yaponiyada hayratlanarli bo‘lsa-da, qo‘g‘irchoqlarning katta qismi kattalarga mo‘ljallangan.
“Ningyo” ni “odam shakli” deb atash ham mumkin. U boshidanoq jiddiy niyatlarga xizmat qilgan, kattalarning maqsadi – uyi va oilasini kasalliklardan, la’natlangan, yovuz ruhlardan asrash. Hozirgi kunda esa yapon qo‘g‘irchoqlari ko‘pchiligi – hammasi emas! – qadimiy tasavvuf ruhini yo‘qotgan va nafis san’at buyumlariga aylangan.
Yaponiyaliklar ko‘pchiligi hozir ham “to‘g‘ri” tanlangan qo‘g‘irchoqlar sog‘liq va omad olib kelishi va ofatlardan asrashiga ishonishadi.
Amagatsu va Hoko
Ikkala qo‘g‘irchoq ham chaqaloqlar salomatligi uchun ibodat qilish maqsadida ishlatiladi. Ularni chaqaloq tug‘ilishidan oldin tayyorlab qo‘yishadi, tug‘ilganidan keyin esa chaqaloqning yostig‘i yoniga qo‘yiladi, shunda u chaqaloqni himoya qilib, go‘dakka har xil balo-qazolar tahdid solmasligi uchun uning atrofidan barcha nopoklikni haydaydi. Amagatsu 1000 yildan ortiq vaqt davomida yapon imperatori saroyida ishlatilgan va bugungi kunda ham qo‘llaniladi. Ular oddiy T-simon shaklga ega, chunki chaqaloq kiyimlarini ilib qo‘yish uchun ilgak sifatida ham ishlatiladi.
Tati-bina (“Qad rostlab turgan juftlik”)
Bu Xina Ningyo (“Qizlar bayrami uchun qo‘g‘irchoqlar”) qo‘g‘irchoqlarining eng qadimgi turi, qizaloqlarning baxt-saodati uchun ibodat qilishda ishlatiladi. Ular taxminan 500 yil oldin yosh jangchi va uning rafiqasi timsolida tasvirlangan va, ehtimol, bu qo‘g‘irchoqlar aynan shu paytlarda birinchi marta yaratilgan. Kimono ko‘ylagining ko‘z uzib bo‘lmaydigan darajada ifodali ko‘rinishi baxtsizlikdan himoya qilish uchun ishlatiladigan Katasiro (№1) an’anasini meros qilib olgan degan fikr mavjud.
Dayri-bina (“Imperatorlar juftligi”)
Quyidagi namunalar 3-mart kuni nishonlanadigan Xina Matsuri bayramida qo‘llaniladigan asosiy qo‘g‘irchoqlar, ushbu bayramda qiz bolalarning baxti-saodati uchun ibodat qilish odati mavjud. Bu yerdagi Dayri imperator yashaydigan saroyni ifodalaydi. Binobarin, imperator va imperatorning rafiqasi tasvirlangan Xina Ningyo (“Qizlar bayrami uchun qo‘g‘irchoqlar”) qo‘g‘irchoqlari Dayri-bina deb ataladi. Odatda, Dayri-bina Edo davridagi (1603-1868) imperator va imperatorning rafiqasini aks ettiradi, e’tiboringizga taqdim etilgan qo‘g‘irchoqlarning kiyimlari esa hozirgi davrda o‘tkaziladigan saroy marosimlarida imperator va imperatorning rafiqasi kiyadigan kiyimlarga o‘xshash tarzda yaratilgan.
Yapon qo‘g‘irchoqlari ko‘rgazmasida namoyish qilinayotgan qo‘g‘irchoqlarning har biri ma’lum tarixga ega. Asosiysisi – qo‘g‘irchoqlarning go‘zal va nafisligi sizni befarq qoldirmaydi.

🟪Ushbu ko`rgazma joriy yilning 9 martigacha davom etadi.

🟪Kirish bepul.

📍Manzil: Yusuf Xos Xojib ko'chasi, 37 "A".

🌍 Website (http://caravanserai.uz/index.php) 💬 Facebook (https://www.facebook.com/CaravanseraiOfCulture) ✅ Telegram (https://t.me/IkuoHirayamaCaravanSerai)

********************************

10 февраля 2025 года в большом выставочном зале Международного караван-сарая культуры Икуо Хираямы Академии Художеств Узбекистана состоялась церемония открытия выставки традиционных японских кукол “Нингё: искусство и красота японских кукол”.
Организаторами данного мероприятия являются Посольство Японии в Узбекистане, Японский фонд (Japan Foundation) при содействии Академии Художеств Узбекистана и Международного караван-сарая культуры Икуо Хираямы.
Японский Фонд, руководствуясь своей миссией «Укрепление дружеских отношений и связей между Японией и другими странами», стремится содействовать углублению международного взаимопонимания, развитию искусства и культурных обменов, изучению японского языка и культуры Японии, а также интеллектуальным обменам.
В области искусства и культурных обменов Фонд уделяет особое внимание мероприятиям по ознакомлению жителей зарубежных стран с японским искусством и культурой, в связи с чем было принято решение о проведении выставки «Нингё: Искусство и красота японских кукол», посвященной ознакомлению жителей Узбекистана с различными видами японских кукол.

Японию часто называют “страной десяти тысяч кукол”. С древности куклы были здесь оберегом и талисманом, который приносил удачу и радость своему владельцу.
Японские традиционные куклы называются “нингё”. И они неизмеримо больше, чем забава для детей. Это целый мир со своей эстетикой, религией и даже мистикой: поэтому куклы в Японии, как ни странно, это развлечение большей частью для взрослых.
“Нингё” можно перевести как “человеческая форма”, и они изначально служили весьма серьезной, взрослой цели – оберегать дом и членов семьи от болезней, проклятий, злых духов и оборотней. В наши дни японские куклы уже во многом – но не совсем! – потеряли древний дух мистики, и стали изысканными предметами искусства. Хотя японцы до сих пор верят, что “правильно” выбранные куклы приносят здоровье и успех, защищают от бед.
Японские куклы известны во всем мире своим разнообразием и оригинальностью материалов, из которых они изготавливаются. К таким материалам относятся: бумага, ткань, дерево, глина, фарфороподобный пластик, силикон, и даже хризантемы.
“Нингё” изготавливаются для праздников, или в подарок. Доверяют их создание опытным кукольникам, которые на заказ могут выполнить почти любой каприз – от традиционных кукол до утонченных и изысканных.
Японские куклы – не простые, и они дорогого стоят – в прямом и переносном смысле; в каждой уважающей себя японской семье куклы стоят на почетном месте – в особой нише “токонома”, своего рода «красном углу».
Каждая семья мечтает сделать “хинакадзари” – выставку кукол в форме многоярусной лестницы. Лестница символически изображает “ярусы” придворной жизни: на самом верху располагают роскошных кукол императора и императрицы.
Эти куклы очень дорогие, одежда для них шьется портными под заказ, из шелка или парчи, причём “императрица” наряжена в двенадцать кимоно – как это было в действительности.
Ниже уровнями располагаются три придворные фрейлины, держащие в руках принадлежности для сервировки сакэ, еще ниже – охранники двора: молодой и пожилой самураи, ниже – придворные музыканты (три барабанщика, флейтист и певец с веером), еще ниже – министры и придворные, потом – слуги (один держит зонтик, другой – туфли, третий – сосуд с напитком).
Эти куклы передавались по наследству от родителей или бабушки по материнской линии. Куклы начинали выставлять в первый же год после рождения в семье девочки на праздничную полку, на каждой ступени которой персонажи располагались в соответствии с “рангом”.
Всего для “полного комплекта” надо 15 кукол. Иногда еще делается один или несколько ярусов для предметов кукольного придворного быта: туда ставят игрушечную мебель, крошечные предметы обихода, иногда даже миниатюрную повозку, запряженную волом. Лестница богато украшается фонариками, цветами, лепестками персика, иногда шарами из искусственных лепестков вишни и мандаринового дерева, а в середине инсталляции устанавливается «священное дерево». На каждой ступеньке также ставятся миниатюрные ширмы и миниатюрные деревца сливы и мандарина (ими традиционно украшали императорский двор).
Основные виды традиционных японских кукол:
Хина-нингё – куклы для фестиваля кукол. В Японии ежегодно 3 марта семьи, имеющие дочерей, празднуют Хина-мацури или Фестиваль Кукол. Этот празднику является традицией с тысячелетней историей. В этот день семья расставляет на специальном подиуме кукол в знак пожелания счастья девочкам.
Гогацу-нингё – куклы для праздника Мальчиков. Праздник мальчиков также можно назвать Фестивалем кукол, по-японски, Танго-но Сэкку (Фестиваль флагов), проводится ежегодно 5 мая.
Но-нингё – куклы – персонажи пьес театра Но.
Бунраку-нингё – куклы-персонажи пьес театра Бунраку.
Осиэ хагоита – ракетки с картинами. (Материалом служит толстая бумага, обернутая в шелк с примесью хлопка или в кусок другой ткани. Затем поверхность покрывается росписью, образующей элементы картины “осиэ”, соединяется с рукояткой и получается ракетка - хагоита).
Кё-нингё – куклы Киото. Куклы, сделанные в Киото, древней столицы Японии, городе, хранящем национальные традиции. Костюмы кукол покрывает особая вышивка.
Оями-нингё – куклы Кабуки. Куклы Кабуки отражают стили и моду японких женщин, особенно их причесок и костюма. Они являются героинями пьес театра Кабуки.
Кимекоми-нингё – деревянные куклы, одетые в кимоно. Кимекоми – техника изготовления деревянных кукол, к которым приклеивают разноцветные кусочки тканей, создавая костюм.
Хаката-нингё – куклы района Хакато. Это японские куклы из глины, известные своей яркой росписью.
Госё-нингё – куклы императорского дворца.
Дарума-нингё – традиционная кукла, олицетворяющая Бодхидхарму. Представляет собой неваляшку. Для японцев дарума – один из символов национальной культуры. Древняя легенда гласит, что у Бодхидхармы после девяти лет медитации атрофировались конечности, поэтому дарумы, творимые мастерами из дерева или папье-маше, не имеют рук и ног. Обычно они красного цвета (он отпугивает демонов), но встречаются и зелёные, и жёлтые, и белые куклы. Настоящая японская кукла дарума имеет усы, бороду, но не имеет в глазах зрачков.
Кокэси – японские куклы, которые очень напоминают русскую матрешку. Однако, ничего общего с Россией эта деревянная игрушка не имеет. Есть несколько объяснений, откуда возникла эта удивительная фигурка. По одним данным, кокэси являлись прототипом фигурок, которыми шаманы вызывали духов. По другой версии, первую кокэси изготовили мастера в честь рождения дочери известного сегуна. Как бы то ни было, этим знаменитым деревянным игрушкам, состоящим из цилиндрического туловища и отдельно прикрепленной к нему головки, высотой от нескольких сантиметров до метра, более тысячи лет.
В экспозиции выставки представлены в общей сложности 67 уникальных выставочных экземпляров кукол, разделенных на 4 секции: “Нингё для молитв о здоровье детей”, “Нингё как изобразительное искусство”, “Нингё как народное искусство” и “Распространение культуры Нингё”.
Посетители выставки смогут насладиться богатой японской культурой, воплощенной в этих произведениях декоративно-прикладного искусства, созданных японскими мастерами, вобрать в себя красоту кукол и скрытое в них духовное содержание.

🟪Выставка продлится до 9 марта 2025 года.

🟪Вход свободный.

📍Адрес: г. Ташкент, ул. Юсуф Хос Ходжиба, 37 "А".

🌍 Website (http://caravanserai.uz/index.php) 💬 Facebook (https://www.facebook.com/CaravanseraiOfCulture) ✅ Telegram (https://t.me/IkuoHirayamaCaravanSerai)
Просмотров 475    Рейтинг 4   Понравилась новость?    +1   -1    Добавить комментарий  (0)

фото

фото

фото

фото

фото

фото