Все новости
"Mo'yqalam ortidan" nomli badiiy ko'rgazma / Художественная выставка "Вслед за кистью"
05.10.2022
"Mo'yqalam ortidan" nomli badiiy ko'rgazma / Художественная выставка "Вслед за кистью"
2022 yilning 5 oktyabr kuni soat 17:00da O`zbekiston Badiiy akademiyasi Ikuo Xirayama Xalqaro madaniyat karvon saroyining kichik zalida Rassom Gayane Matevosyan boshchiligidagi yapon xattotligi va Sumieni o`rganish guruhining “Mo`yqalam ortidan” nomli navbatdagi hisobot ko`rgazmasining ochilishi bo`lib o`tdi.
Tashkilotchilar: O`zbekiston Badiiy akademiyasi, Ikuo Xirayama Xalqaro madaniyat karvon saroyi, O`zbekiston - Yaponiya Do`stlik jamiyati, Yaponiyaning O`zbekistondagi elchixonasi ko`magida.
Gayane Matevosyan haqida maʼlumot.
Gayane Matevosyan – 1977 yil Toshkent shahrida tugʼilgan.
1993 – 1997 yillarda Benьkov nomidagi Respublika badiiy bilim yurtida tahsil olgan.
1997 - 2002 yillar K. Behzod nomidagi Milliy rassomlik va dizayn institutining “Kino va Tvda rassom - sahnalashtiruvchi” fakulьtetini tamomlagan.
2002 yildan beri “Mulьtiplikatsiya filьmlari studiyasi”da rejissyor va rassom-animator lavozimida ishlab keladi.
2009 yildan boshlab esa Toshkentdagi oʼzbek – yapon markazida yapon xattotligidan dars berib keladi.
2016 yildan buyon Ikuo Xirayama Xalqaro madaniyat karvon saroyida tashkil qilingan yapon Sumie studiyasini boshqarib keladi.
2020 yildan – “Oʼzbekiston - Yaponiya” doʼstlik jamiyatining ijrochi direktor oʼrinbosari.
2022 yildan – K. Behzod nomidagi Milliy rassomlik va dizayn institutida o`qituvchi.
Xattotlik
Yapon hattotligi (yap. 書道 Щyodo, "Yozuv yoʼli") — xattotlikning bir shakli, xitoy xattotligi asosida yaratilgan. Xattotlik yozuvi Yaponiyada VII asrda paydo boʼlgan. Xitoy uslubi asosida yapon xattotligida bir qancha yangi usullar yaratildi, ushbu uslublar anchagina soddaligi va hissiyotga boyligi bilan ajralib turadi. Yapon xattotlik sanʼati ijodkordan eng yuqori darajada eʼtiborni bir joyga toʼplash va bajarishda ichki hissiyot kerak boʼladi. Yaxshi xattotlik sanʼat asari hisoblanadi va koʼp yillik mehnat talab qiladi.
Zamonaviy yapon xattotligi koʼpasrlik anʼanalarni oʼzida saqlagan, ular asosida rivojlanib, yangi yoʼnalishlar yaratilmoqda. Zamonaviy Yaponiyada Щyodo boshlangʼich sinflar uchun mashhur. Koʼplab ota – onalar xattotlik darslari maqsadga erishishga intilish va kamharakat bolalar uchun foydali koʼnikmalarni tarbiyalaydi, deb hisoblashadi. Dunyo sanʼatida yapon xattotligi yevropacha va arabcha bejirim yozuvlariga oʼxshash hamda ular bilan bir qatorda turadi. Xattotlik ishini boshlash uchun avvalo insonga yuqori istak, maqollar va aqlli ifoda yoki soʼz hamda ierogliflar (tabiatning mavsumiy oʼzgarishlariga bogʼliq) kerak boʼladi.
Sumie
Suybokuga – suy- suv, boku – tush, ga – rasm yoki Sumie - sumi – tush, e – rasm – bu degani - rangtasvir tush va suv yordamida guruchli qog`ozga ishlanadi.
Sumie – xuddi xattotlik kabi Yaponiyada san`at, madaniyat va kundalik hayotda juda muhim rol o`ynaydi. Sumie san`ati ko`tarinki ruh bilan ishlashga asoslangan. Bu uslubda rasmni hech qanday eskizlarsiz birdaniga chizish lozim. Ilhom rassom mo`yqalamini o`zi boshqaradi, o`zini– o`zi idora qiladi. Tasvir nozikligi va yengilligi bilan ajralib turadi. Rasm go`yoki nafas oladi va o`z hayoti bilan yashayotgandek. Rassom rasmni oxirigacha aniq chizmaydi va kadr ortida qoldiradi. Bu tomoshabinga hadya, kimningdir tasavvuri endi zarbalarga javob beradi va mustaqil tarzda rasmni “oxiriga etkazadi”. Sumie bilan hozirda faqat Yaponiyada emas, balki, butun dunyoda shug`ullanishadi. Yapon rassomlari shunday deyishadi: “ rasm chizishni bilsang – bu san`at, tayyor rasmni yaxshi ko`ra olsang –bu ham san`atdan kam emas”. Bambuk sumie san`atida asosiy mavzu bo`lib, bunda turli xil chiziqlar va ranglarning nozikligi muhim sanaladi.
Ko`rgazma joriy yilning to 16 oktyabrigacha davom etadi.


********************

5 октября 2022 года в 17:00 часов в малом выставочном зале Международного караван-сарая культуры Икуо Хираямы Академии Художеств Узбекистана состоялась церемония открытия очередной отчётной выставки группы по изучению японской каллиграфии и живописи Сумиэ под названием “Вслед за кистью”.
Организаторами данного мероприятия являются Академия Художеств Узбекистана, Международный караван-сарай культуры, Общество дружбы “Узбекистан-Япония” при содействии Посольства Японии в Республике Узбекистан.
В экспозиции выставки представлены работы преподавателя группы японской живописи сумиэ и каллиграфии в МКСК - художницы Гаянэ Матевосян, а также работы группы её учеников Гули Карабаевой, Анны Бондаренко, Сабины Джураевой, Мунисы Умаровой, Арнеллы Газаровой, Зарины Зариббаевой, Софии Рахимовой, Алексея Улько Рано Макаренко, Шахнозы Ходжабековой, Аллы Ивановой, Альберта Махмудова, Дарьи Пивоваровой, Аллы Огай, Дарьи Савицкой.
Гаянэ Матевосян родилась в 1977 году в Ташкенте.
В 1997 г. окончила Республиканское художественное училище им. П. Бенькова.
В 2002 г. окончила бакалавриат Национального института художеств и дизайна им. К. Бехзада (факультет «Художник-постановщик Кино и ТВ» кафедры «Театральная декорация»).
С 2002 года работала режиссером и художником-аниматором в ГУП «Студия мультипликационных фильмов».
Гаянэ Матевосян начала заниматься японской каллиграфией в 2008 году. Изучала это искусство сначала в Узбекско-Японском центре у мастера Нобуко Огавы, затем на мастер-классах у известного японского каллиграфа Митико Хамасаки, а также у японского художника-каллиграфа Каори Исидзима в Москве.
И уже в 2009 году стала преподавать японскую каллиграфию в Узбекско-Японском центре людских ресурсов в Ташкенте.
Начиная с 2016 года ведёт группу по изучению каллиграфии и традиционной живописи тушью сумиэ в МКСК.
Являясь с 2020 года заместителем исполнительного директора Общества дружбы «Узбекистан-Япония», Гаянэ Матевосян проводит мастер – классы и лекции, посвященные искусству японской каллиграфии и живописи сумиэ, а также различным аспектам японской культуры.
В 2022 году окончила магистратуру Национального института художеств и дизайна им. К. Бехзада (отделение «Мультфильм и компьютерная мультипликация»).
С 2022 года работает преподавателем анимации в Национальном институте художеств и дизайна им. К. Бехзада.
Япо́нская каллигра́фия (яп. 書道 Щёдо, "Путь письма") - одна из форм каллиграфии, возникшая на основе китайской каллиграфии.
Каллиграфическое письмо появилось в Японии в VII веке. На базе китайских стилей японские каллиграфы создали несколько новых стилей, которые отличаются гораздо большей простотой и эмоциональностью.
Искусство японской каллиграфии требует максимальной сосредоточенности и спонтанности исполнения. Хорошая каллиграфия считается искусством и требует многолетней самоотверженной практики.
Современная японская каллиграфия сохраняет многовековые традиции, создавая и развивая на их основе новые направления. В современной Японии, Щёдо является популярным классом для начальной школы. Многие родители считают, что целеустремленность и неподвижность детей во время занятий каллиграфией вырабатывают полезные навыки.
В мировом искусстве японская каллиграфия стоит в одном ряду с аналогичными европейскими и арабскими искусствами изящного письма.
Для написания каллиграфических работ в основном используют благоприятные пожелания, пословицы и мудрые выражения, или слова и иероглифы, связанные с сезонными изменениями в природе.
Суйбокуга (水墨画, 水 суй-вода, 墨 боку-тушь, 画 га-картина) или Сумиэ (墨絵, 墨суми-тушь, 絵 э-картина) - это живопись с помощью туши и воды на рисовой бумаге.
Cумиэ, как и каллиграфия в Японии занимает важное место в искусстве, культуре и повседневной жизни. Получившая распространение в Японии в период средневековья, Сумиэ и сейчас популярна в разных странах, как увлечение и хобби, которым занимаются многие люди, не являющиеся художниками.
Искусство Сумиэ основано на вдохновении. Картина в этой технике рисуется сразу, без всяких предварительных эскизов.
Вдохновение само управляет кистью художника, ведет за собой.
Изображение отличается лёгкостью и изяществом. Рисунок будто дышит и живёт своей жизнью. Художник не прорисовывает картину полностью, оставляя кое-что за кадром. Это подарок зрителю, воображение которого откликается на лёгкие штрихи и начинает самостоятельно «дорисовывать» картину.
В отличие от Западной манеры живописи для Суми-э более важно умение создавать гармоничную композицию, отбросив всё второстепенное и представив только суть вещей.
Японские художники говорят, что «уметь рисовать – это искусство, но не меньшее искусство – уметь любоваться готовым рисунком».
Работы участников группы по изучению японской каллиграфии и суми-э, представленные в экспозиции – это отчет о достижениях участников группы в освоении навыков японской каллиграфии и суми-э.
Выставка продлится по 16 октября 2022 года.

Caravanserai.uz (http://caravanserai.uz/index.php) | Facebook (https://www.facebook.com/CaravanseraiOfCulture) | Telegram (https://t.me/IkuoHirayamaCaravanSerai)
Просмотров 235    Рейтинг 27   Понравилась новость?    +1   -1    Добавить комментарий  (0)

фото

фото

фото

фото