07.12.2019 “Ксилография. Кабуки театри” номли кўргазма / Выставка «Ксилография. Театр Кабуки»
2019 йилнинг 6 декабрь куни соат 16:00да Самарқанд шаҳридаги “Чорсу” тасвирий санъат галереясида Кабуки театри актёрларига бағишланган япониялик рассом Утагава Тоёкунининг “Ксилография. Кабуки театри” номли кўргазмасининг очилиши бўлиб ўтди. Кўргазмада рассомнинг турли йилларда ишлаган 43та асарлари намойиш қилинди. Тоёкуни Утагава (1769 – 1825) –антик дунёга оид укиё-э жанрида ишловчи ва кабуки театри актёрларини расмларда акс эттирувчи рассом. Уни ўқувчилари ва поччасидан ажратиш учун тез – тез Тоёкуни I Утагава деб аташарди. Устози вафотидан кейин у Тоёкуни II Утагава тахаллусин и олди. Рассомнинг ҳақиқий исми Курохаси Кумакити. Утагава мактабининг иккинчи бошчиларидан, XIX аср юз йилликларида у укиё-эни мактабини бошқарди. Тоёкуни Утагава - Эдо (ҳозирги Токио)да 1769 йили ёғочдан ясалган қўғирчоқларга нақш соладиган ўймакор усталар оиласида дунёга келди. Эндигина рассомлик дунёсига кирган рассомнинг биринчи ишлари таниқли ҳикояларга иллюстрациялар ва аёллар портрети эди. Лекин бу рассомга машҳурлик олиб келмади ва шу боис ҳам ўзига бошқа жанр қидира бошлади. 1794 - 1795 йилларда Тоёкуни гравюрада “Актёрларнинг саҳнадаги кўриниши” номли машҳур тўплам яратди. Бунда қаҳрамонларнинг бор бўйи билан акс эттирилган, улар ҳар доим бир хил рангдаги сариқ-кулранг фонда. 1796 - 1797 йилларда окуби-э яъни бир жойга тўпланган актёрларнинг сиймоларини чиза бошлади. У максимал даражада актёрларнинг ҳақиқий саҳна кўринишлари ва уларнинг характерини яратишга ҳаракат қилди. У асосий эътиборни имо – ишора, гавданинг туриши ва драматик ҳолатларга қаратди. Ушбу гравюра тўплами томошабинлар томонидан жуда яхши кутиб олинди. XVIII асрнинг охирларида Тоёкуни якуся-э усталарининг ичида энг машҳурига айланди. Шу билан бирга рассом япон гўзалларини асарларида акс эттирди – бидзин-га (Замонавий гўзаллар, Комати юзига ўхшаган 7та чеҳра). Рассомнинг “Ўн икки ой” номли тўплами Тоёхару Утагаванинг икки ўқувчиси ўртасидаги рақобат натижасига ўхшаш халқона урф – одатлар ва байрамларга бағишланган. Тоёхиро ва Тоёкуни – айнан мана шулар Утагаванинг барча мактабларининг машҳур бўлишига олиб келди. Кейинроқ Тоёкуни ўзининг асосий мавзусига қайтди – актёрлар портретлари, лекин катта машҳурлик рассом билан ёмон ҳазил ўйнади. Унинг асарларига талаб кучли эди, шу боис ҳам рассом тез ва янада тез ишлаши лозим эди. 1803 йилдан то 1817 йилгача унинг ишлари турғун ҳолатда қолди. Тоёкуни Утагава шунга қарамасдан катта миқдорда гравюралар чиқара бошлади, лекин уларнинг сифати ижод йўлининг бошидагидек яхши эмас эди. Тоёкуни Утагава – 1825 йилда Эдо (Токио)да вафот этди. Унинг вафотидан кейинги исми - Токумёдзин Дзиссайрэйго Синдзи. Укиё-э гравюраси жанрлари:
• бидзин-га — чиройли аёллар тасвири • якуся-э —театрнинг машҳур актёрлари портретлари • сюнга («баҳор расмлари») — эротик гравюралар • катё-га — «қушлар ва гуллар» • фукэй-га — манзаралар • муся-э —таниқли самурайлар тасвири • утива-э —елпиғичдаги утива тасвири. Кўргазма жорий йилнинг 16 декабргача давом этади.
***********************************************
6 декабря 2019 года в 16:00 в Галерее изобразительного искусства "Чорсу" г. Самарканда состоялась церемония открытия выставки работ Утагавы Тёкуни, посвященная актёрам театра кабуки «Ксилография. Театр Кабуки». На выставке представлено 43 работы автора, относящиеся к разным годам творчества художника. Утагава Тоёкуни (яп. 歌川豊国, 1769 — 24 февраля 1825) — художник, работавший в жанре укиё-э в классический период и изображавший актеров театра кабуки. Часто его называют Тоёкуни I Утагава, чтобы отличать от ученика и зятя, который после смерти учителя взял псевдоним Тоёкуни II Утагава. Настоящее имя художника Курохаси Кумакити. Был вторым главой Школы Утагава, которая стала ведущей школой укиё-э в XIX столетии. Утагава Тоёкуни родился в Эдо (современный Токио) в 1769 году в семье резчика деревянных кукол, который также создавал реплики актеров театра кабуки, по имени Курохаси Горобэя. Имя при рождении — Курохаси Кумакити (яп. 倉橋 熊吉). В 14 лет юноша был отдан в ученики к близкому другу отца, жившему неподалеку — художнику Тоёхару Утагаве. По традиции ученик взял псевдоним, начинающийся с первого иероглифа имени учителя, и его фамилию. Использовал также псевдонимы Кумаэмон (яп. 熊右衛門), Утагава Итиёсай (яп. 歌川 一陽斎), Итиёсай Тоёкуни (яп. 一陽斎 豊国). Первыми работами начинающего художника были иллюстрации к популярным рассказам и женские портреты, в которых чувствовалось влияние Китао Сигэмасы и Тории Киёнаги. Но они не принесли художнику известности, поэтому он начал искать себя в другом жанре. В 1794—1795 годах Тоёкуни создал популярную серию гравюр «Изображение актеров на сцене». На них персонажи были изображены в полный рост, почти всегда на однотонном жёлто-сером фоне. В 1796—1797 годах Тоёкуни сосредотачивается на погрудных изображениях актеров (окуби-э). Он стремился максимально выразительно запечатлеть реальный сценический облик и характер актёров, большое внимание уделял жестам, позам, драматической составляющей. Эта серия гравюр также была положительно принята публикой. В конце XVIII века Тоёкуни стал лидером среди мастеров якуся-э. Также художник изображал японских красавиц — бидзин-га (серия «Современные красавицы, уподобленные семи ликам Комати»), рисовал жанровые сценки на фоне городских пейзажей и эротические гравюры-сюнга. Примечательно, что серия «Двенадцать месяцев», посвящённая народным обычаям и праздникам, возникла как результат соперничества между двумя учениками Тоёхару Утагавы: Тоёхиро и Тоёкуни — именно эта работа привела к росту популярности всей школы Утагава, которая стала ведущей школой укиё-э в XIX столетии. Позднее Тоёкуни вернулся к основной своей тематике — актёрским портретам, но большая популярность сыграла с художником злую шутку. Спрос на его работы был огромным, что вынуждало мастера работать все быстрее и быстрее. С 1803 по 1817 годы его работы стали статичными, но, даже несмотря на этот факт, Тоёкуни Утагава оставался крайне востребованным. Он продолжал выпускать большое количество гравюр, но их качество, как правило, уже не было таким же, как в начале творческого пути. Тоёкуни Утагава умер в Эдо (Токио) в 1825 году в возрасте 57 лет в окружении своих учеников. Посмертное буддийское имя — Токумёдзин Дзиссайрэйго Синдзи. Укиё-э (картины (образы) изменчивого мира) — направление в изобразительном искусстве Японии, получившее развитие с периода Эдо. Слово укиё, дословно переводящееся как «плывущий мир», является омофоном к буддистскому термину «мир скорби», но записывается другими иероглифами. Первоначально термин «укиё» употреблялся в буддизме как обозначение «бренного мира, юдоли печали», но в эпоху Эдо, с появлением специально отведённых городских кварталов, в которых процветал театр Кабуки и находились дома гейш и куртизанок, термин был переосмыслен, и зачастую его стали понимать как «мир мимолётных наслаждений, мир любви». Гравюры в стиле укиё-э — основной вид ксилографии в Японии. Эта форма искусства стала популярной в городской культуре Эдо (современный Токио) во второй половине XVII века. Основоположником укиё-э считается японский живописец и график Хисикава Моронобу. Изначально гравюры были чёрно-белыми — использовалась лишь тушь, с начала XVIII века некоторые работы затем раскрашивались вручную с помощью кисти. В XVIII веке Судзуки Харунобу внедрил технику многоцветной печати для изготовления нисики-э («парчовые картинки»). Гравюры укиё-э были доступны по цене из-за возможности их массового производства. Они предназначались в основном для городских жителей, которые не могли позволить себе потратить деньги на картины. Для укиё-э характерны картины обыденной жизни, созвучные городской литературе этого периода. На гравюрах изображались прекрасные гейши (бидзин-га), массивные борцы сумо и популярные актёры театра кабуки (якуся-э). Позднее стала популярной пейзажная гравюра. Жанры гравюр укиё-э: • бидзин-га — изображение красавиц • якуся-э — портреты популярных актёров театра • сюнга («весенние картинки») — эротические гравюры • катё-га — «цветы и птицы» • фукэй-га — пейзажи • муся-э — изображения знаменитых самураев • утива-э — изображения на веерах утива. Выставка продлится до 16 декабря 2019 года.
|
|