28.10.2019 "Нара - қалб манзили" номли кўргазма / Фотовыставка "Нара: встреча с основами жизни"
2019 йилнинг 27 октябрь куни соат 11.00да Ўзбекистон Бадиий Академияси Икуо Хираяма Халқаро маданият карвон саройида таниқли япон фоторассоми Миро Итонинг “Нара. Қалб манзили” номли фотокўргазмасининг очилиши бўлиб ўтди. Миро Ито “Нара. Қалб манзили” номли фотокўргазмасида Нарадаги ҳаёт ҳақида сўзловчи 40та фотосуратларини намойиш қилди.
Миро Ито – ёзувчи ва рассом, Media Art League ташкилоти асосчиси.У медиа ва бадиий лойиҳаларда муаллиф ҳамда режиссёр сифатида кўринади. 2010 йилнинг охирларида “Ёруғлик йўли: Шукроналикнинг қадимий усули ва Осиё санъати” номли фотокўргазмаси ва императорлар пойтахти бўлган Нара шаҳрининг 1300 йиллигига бағишланган иккита қисқа метражли фильмни хотира тадбирида намойиш қилди. “Ёруғлик ва умид йўли” номли кўчма фотокўргазмаларини 2016 йилнинг май ойида АҚШнинг Нью-Йорк шаҳрида ўтказди. Шунингдек, октябрь ойида Тошкент шаҳрида Икуо Хираяма Халқаро маданият карвон саройида, ноябрь ойида эса Стасбург шаҳрида, кейин эса Токиода ўтказди.
У ишларидан бирида 2006 йилдаги Венция биенналеси – рақснинг бир қисми бўлиб, маданият ва жанр, эркак ва аёл ўртасидаги чегаранинг чиқиш йўлини тасвирлаган. Бу иш АҚШ, Япония ва Германия мамлакатларидаги маданий ва бадиий изланишлар самарасидир. Ҳозиргача ҳам қатнашаётган турли мавзудаги лойиҳалар – тасвирий санъатдан тортиб, мақолалар, рақамли санъатгача Миро Ито АҚШ, Германия ва Япониядаги таниқли журналларда чоп эттиради. АҚШдаги “Petersen's Photographic magazine” журнали Миро Итони “Ёруғлик рассоми” дея таърифлади. Миро Ито Япониядаги Кейо университетинининг “Эстетика ва тасвирий санъат” бакалаври ва Германиядаги Duisburg-Essen университетининг амалий санъат ва коммуникатив дизайн мутахассислиги ни тамомлагач, анча йиллар рассом ва адабиётшунос сифатида ишлади. У 8 та китоб муаллифи ва муҳаррири.
Нара тарихи ҳақида Нара – Ямато даврининг биринчи император саройи сифатида қурилган. Япониянинг марказий шаҳарларидан бири, ўз тарихи билан дунёга танилган. Қадимий қурилган кўплаб ибодатхона, кичкина бутхона ва бинолар шаҳарда сақланиб қолган. Нара – Нара даврида Япониянинг пойтахти бўлган. Ўша вақтларда шаҳар Хэйдзё-кё деб аталган. Шаҳар Хитой пойтахти Чанъаньга ўхшаб қурилган. Пойтахтнинг Нагаока–кё (784) ва Хэйкан-кё (794)га кўчирилиши Наранинг ривожланишини секинлаштирди. У буддизм маданиятининг марказига айланди.
Тодайжи ибодатхонаси Тодайжи – Япониянинг Нара шаҳридаги қадимий будда ибодатхонаси. Ибодатхона ЮНЕСКОнинг бутунжаҳон мероси объектларидан бири сифатида қадрланади. Унда буюк будда Тодайжининг улкан бронза ҳайкали сақланади. Ибодатхона ҳудудида кийик боғи бор. Бу жойда муқаддас саналган кийиклар бемалол юришади. 1709 йили ибодатхона замонавий ҳозирги кўринишга келтирилган. Чунки бу вақтгача зилзилалар туфайли бинога яхшигина шикаст етган. Ибодатхонада жуда кўп қўлёзмалар сақланади.
Тошёдайжи ибодатхонаси Тошёдайжи – Япониянинг Нара шаҳридаги қадимий будда ибодатхонаси. Ибодатхона ЮНЕСКОнинг бутунжаҳон мероси объектларидан бири сифатида қадрланади. Ибодатхона сингон мактабига берлган бўлса-да, лекин анъанавий риссюни намойиш қилади. Ибодатхонага 759 йилда хитой роҳиби Гандзин томонидан асос солинган. Гандзин Японияга кириш учун 5 марта ҳаракат қилган, лекин ҳар доим унга нимадир халақит берган – бирда кема кучли штормга дуч келган, кеманинг ҳалокати яна бир сабаб бўлса, яна бирида амалдорлар халақит қилишган. Ганжин кўр бўлиб қолади, ниҳоят олтинчи уринишда Японияга келади ва мана шу ибодатхонага асос солади. У мана шу ибодатхонага кўмилган.
Гангожи ибодатхонаси Гангожи – Япониянинг Нара шаҳридаги қадимий будда ибодатхонаси. Ибодатхона ЮНЕСКОнинг бутунжаҳон мероси объектларидан бири сифатида қадрланади. Бутун ибодатхона ҳудуди учта тарихий объектга бўлинган. Ҳаммасидан Гокурабо яхши сақланган, шунингдек, дзэн зали ҳам бор. Бу ибодатхона санрон, хоссо ва кушя мактаблари сифатида фойдаланилган, бу жойда асосчи Дошё ваъзхонлик қилган. Ҳозирда ушбу жой Тодайжи ибодатхонасига қарашли кэгон-шю мактабига берилган. Ибодатхонага VI асрда асос солинган, 1451 йилдаги кучли ёнғинда катта зарар кўрган.
Касуга-тайши – Нарадаги муқаддас жой Касуга-тайши – Японияда энг муқаддас жой ҳисобланади. У 768 йилда қурилган. Касуга Фудзивара клан (уруғ- аймоқлар)лари учун муқаддас ҳисобланган. Ички ҳовли бронзадан ясалган чироқлар билан безатилган, иккала тараф йўлида эса кичик бутхоналар олдида тошдан ясалган фонарлар жой олган. Касуга шаҳар четидаги Буғу парки ёнида жойлашган. Бу муқаддас жой олдида Маншёшю номли ботаника боғи бор. Касуга атрофида доимий тарзда Япониянинг қадимий рақс ва маросим куйлари янграйдиган тадбирлар уюштирилиб турилади.
Кўргазма жорий йилнинг 7 ноябригача давом этади.
Telegram каналимизга обуна бўлиш: https://t.me/IkuoHirayamaCaravanSerai
***********************************************
27 октября в 11.00 в большом выставочном зале Международного караван-сарая культуры Икуо Хираямы Академии художеств РУз состоялась церемония открытия персональной фотовыставки японского фотохудожника Миро Ито “Нара - встреча с основами жизни”.
Организаторами данного мероприятия являются Академия художеств Республики Узбекистан, Международный караван-сарай культуры, Японский институт фотоиндустрии (JCII) и Media Art League. Миро Ито - известный фотохудожник, писатель, продюсер в области искусства и культуры, основатель Media Art League.
После окончания образования в Японии (Бакалавриат: История изобразительного искусства и эстетики, Университет Кейо) и в Германии (Специализация: Прикладное искусство и коммуникативный дизайн, Essen Gesamthochschule (в данное время Университет Duisburg-Essen)), Миро Ито все свое творчество посвящает изучению и пропагандированию сохранившегося богатого культурного наследия и традиций Японии, фотографируя, снимая документальные фильмы о наиболее значимых буддийских храмах и монастырях, расположенных в городе Нара и включенных в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Миро Ито является автором восьми книг, в том числе фоторепортажей о буддийских ритуалах храмов и монастырей Японии. Ряд её эссе и критических замечаний по таким вопросам как искусство и фотография, культурное наследие и традиции, архитектура и городской дизайн, печатаются в многочисленных известных специализированных журналах и книгах. Petersen's Photographic magazine (США) однажды назвал ее «художником света». Миро Ито было проведено более 30 персональных выставок в таких городах мира, как: Нью-Йорк, Чикаго (США); Рио-де-Жанейро (Бразилия); Афины (Греция); Торонто (Канада); Страсбург (Франция); Франкфурт, Гамбург, Мюнхен (Германия); Ташкент, Мехико (Мексика); Тунис (Тунис); Нара, Токио (Япония). На данной фотовыставке представлено 40 работ автора, отображающих обряды и духовные традиции Нары, ее буддийские храмы и святилища, такие как храм Тодай-дзи, храм Тосёдай-дзи, храм Ганго-дзи, синтоистское святилище Касуга-тайся. Нара - центральный город Японии, административный центр префектуры Нара. Нара была столицей Японии в период Нара (эпоха в истории Японии (710-794 гг.)). Это один из самых интересных городов Японии, здесь переплелись синтоизм - традиционная религия японцев, и буддизм, ставший государственной религией в VIII веке. Нара являлась конечным восточным пунктом Великого Шелкового пути, средоточием духовных и материальных ценностей разных культур.
Храм Тодай-дзи или Великий Восточный храм - самое большое деревянное сооружение в мире. Ему 12 веков, он горел в ходе войн между самурайскими кланами, разрушался во время гражданской войны и землетрясений, снова восстанавливался, но до сих пор является действующим, здесь проводятся службы, монахи проводят в храме ритуалы, прикоснуться к его древним реликвиям приезжают верующие со всего света. Храм является пристанищем Будды Вайрочаны - самого большого Будды в Японии, весом 500 тонн и высотой 14,98 м. Собственно, вокруг огромного Будды и был выстроен храм. На отливку статуи в своё время ушли все государственные запасы бронзы, а также 7 тонн воска и больше 100 килограммов золота. Будда сидит на постаменте в виде цветка лотоса с 56 лепестками, и вместе с ним высота статуи составляет 22 метра. Храмовая территория представляет собой олений парк, где свободно гуляют священные олени, считающиеся достоянием Японии и охраняющиеся государством. Тодай-дзи считался главным храмом области Ямато. В сокровищнице храма - “Сёсоин” находится немало реликвий времён постройки храма. Также в храме хранится обширная коллекция рукописей. 28 октября 2010 года сотрудники “Сёсоина” объявили об обретении двух священных мечей «Ёхокэн» и «Инхокэн», которые считались утраченными на протяжении более чем 1250 лет. Древние железные мечи, украшенные золотом, серебром и глазурью, были найдены в 1907 году с помощью рентгеновской проверки под полом у подножья гигантской бронзовой статуи сидящего Будды, находящейся в особом павильоне в Тодай-дзи. Они были помещены в “Сёсоин” и в 1930 году включены в реестр национальных сокровищ Японии.
Храм Тосёдай-дзи - древний буддийский храм в Японии в городе Нара. Храм охраняется как объект Всемирного наследия ЮНЕСКО. Храм был основан в 759 году китайским монахом Гандзином (Цзяньчжэнем). Единственной сохранившейся постройкой храма является зал для лекций (кодо), который раньше был частью императорского дворца в Наре. В храме имеются статуи Гандзина, Будды Русяна (Вайрочана) и тысячерукой Каннон. Храм Ганго-дзи - древний буддийский храм в Японии в городе Наре. Храм охраняется как объект Всемирного наследия ЮНЕСКО. Храм был основан в VI веке, серьёзно пострадал от пожара в 1451 году. Весь храмовый комплекс включает три исторических объекта. Лучше всего сохранился Гокурабо, сохранился также зал дзэн.
Касуга тайся - синтоистское святилище в Наре. Построено в 768 году, подвергалось многократной реконструкции. Касуга тайся является святилищем клана Фудзивара. Внутренний двор святилища украшен уникальными бронзовыми фонарями, по обе стороны дороги к кумирне стоят каменные фонари. Касуга тайся находится на окраине Нары. При святилище находится ботанический сад Манъёсю. Около Касуги регулярно организуются представления церемониальной музыки и танцев древней Японии. Оно активно посещается членами императорской фамилии, министрами и руководителями Японии. Праздники Касуги имеют большое значение для страны и самосознания японцев.
20 фотографий (из храма Тодай-дзи), входящих в экспозицию данной выставки были представлены в 2017 году в Японском фонде в Торонто в рамках передвижной выставки Миро Ито «Дорога света и надежды», которая также была проведена и в Международном караван-сарае культуры Икуо Хираямы в 2016 году.
Выставка продлится до 7 ноября 2019 года.
Подписаться на наш Телеграм канал: https://t.me/IkuoHirayamaCaravanSerai
|
|