04.10.2019 Хаттотлик кўргазмаси / Выставка каллиграфии
2019 йилнинг 3 октябрь куни соат 17:00да Ўзбекистон Бадиий академияси Икуо Хираяма Халқаро маданият карвон саройида япон хаттоти Ёшико Ёшиданинг “Хаттотлик сирлари” номли шахсий кўргазмаси очилиши бўлиб ўтди. Хаттотлик Японияга Хитойдан кириб келган. Хаттотлик ёзувлари Японияда VII асрдан бошлаб ривожланди. Хитой услуби манбасида япон хаттотлик санъатини бир қанча янги услублар билан бойитишди яъни бунда оддийлик ва ҳис – ҳаяжон янада бўрттириб кўрсатилади. Эдо даврида (1600—1868) шундай безакли услуб пайдо бўлдики, бу кабуки – модзи ва дзё-рури-модзи кабилар эди. Бу услублар асосан афиша ва Кабуки ҳамда Дзёрури театри дастурларида қўлланилди. С. Н. Соколов-Ремизов хитой ва япон хаттотлиги орасидаги фарқ ҳақида шундай ёзади: “Хитой хаттотлигида асосий – бу энергия, мўйқаламнинг ички қудрати... Бу ерда асосий ўринни мўйқалам орқали қоғозни сезиш эгаллайди Япон хаттотлигида эса ҳал қилувчи моҳият мўйқаламнинг ташқи кучи мўйқалам-бўёқ, уларнинг тилида асосийсиси – сезгирлик, самимийлик эмас, балки, ҳаракат ва рақсдир”. Ёшико Ёшида – 1959 йили Япониянинг Нара шаҳрида туғилган. 7 ёшидан 18 ёшигача Шоин Комату раҳбарлигида хаттотлик санъатини чуқур ўрганди. 2000 йилда Бокушё-кай япон хаттотлик санъати асосчиси уста Шокуё Сасано раҳбарлигида хаттотликни ўрганишни давом эттирди. Ўша йилданоқ Бокушё-кайда ўтказиладиган турли хил кўргазмаларда иштирок этиб бошлади. 2005 йилда Ёшико Ёшида Фукуяма шаҳрида Канако-кай япон хаттотлик мактабига асос солди. 2007 йилда Санкт – Петербургдаги Мариин Давлат академик опера ва балет театри таниқли солисти Фарух Рўзиматов билан ҳамкорликда “Ashura” балети декорациясини яратишди. 2010, 2012, 2015 ва 2017 йилларда Москвада бўлиб ўтган “Хаттотлик бўйича Халқаро кўргазма”да мунтазам иштирок этди. 2013, 2015 ва 2017 йиллар – Курашики шаҳрининг Окаяма префектурасида шахсий кўргазмалари. 2014 йил – Норвегиянинг Аскёй оролида кўргазма иштирокчиси. 2014 йил – II Халқаро графиклар Триенналеси мукофот соҳиби. Санкт-Петербург. 2015 йил – Бельгияда кўргазма ишгтирокчиси. 2016 йил - Курашики шаҳри Окаяма префектурасининг Айви майдонида “Хаттотлик бўйича Халқаро кўргазма” ташкил қилди. Кўргазма жорий йилнинг 8 октябригача давом этади.
***********************************************
3 октября 2019 года в 17:00 в большом зале Международного караван-сарая культуры Икуо Хираямы Академии художеств Узбекистана прошла церемония открытия персональной выставки японского мастера каллиграфии Ёщико Ёщиды под названием “Тайны каллиграфии”. Каллигра́фия (от греч. καλλιγραφία – “красивый почерк”) - одна из отраслей изобразительного искусства. Япо́нская каллигра́фия (яп. 書道 Сёдо, "Путь письма") - одна из форм каллиграфии, возникшая на основе китайской каллиграфии. Каллиграфия пришла в Японию из Китая. С середины II тысячелетия до н. э. в древнекитайские пиктограммы постепенно упрощались, приспосабливались для более быстрого написания. К началу нашей эры пиктографические мотивы превратились в собственно иероглифы с квадратообразной формой. Они слагалась из комбинаций линий, штрихов и точек и со временем оформилось несколько стилевых направлений: устав (полное изображение иероглифов), полускоропись и скоропись. Каллиграфическое письмо появилось в Японии в VII веке. На базе китайских стилей японские каллиграфы создали несколько новых стилей, которые отличаются гораздо большей простотой и эмоциональностью. В эпоху Эдо (1600-1868) появились такие декоративные стили, как кабуки-модзи и дзё-рури-модзи. Эти стили использовались для создания афиш и программ театров Кабуки и Дзёрури. Искусство японской каллиграфии требует максимальной сосредоточенности и спонтанности исполнения. Японская каллиграфия испытала большое воздействие эстетики и практики дзэн-буддизма. Современная японская каллиграфия сохраняет многовековые традиции, создавая и развивая на их основе новые направления. В 1948 г. была создана Ассоциация мастеров современной каллиграфии. Она и по сей день является одним из ведущих объединений в области каллиграфии. Ежегодно данная организация устраивает выставки, демонстрируя копии старинных образцов, работы современных мастеров широкого круга, а также осуществляя показ произведений каллиграфов высшего класса. Одним из направлений “поиска новых изобразительных решений” ассоциации являются укрупненные и обобщенные образы, написанные в динамичной манере. Это оригинальное направление, а также принцип артистической “игры кистью и тушью” стали характерной особенностью японской каллиграфии XX века. В начале 1950-х годов появилось абстрактное направление каллиграфии. Иероглифы, написанные в этом стиле, практически утратили конкретное смысловое значение, дав импульс экспрессивной импровизации. Абстрактная каллиграфия более открыто и непосредственно доносит до зрителя мысли, чувства и настроение автора, сохраняя при этом традиционную культуру владения кистью (яп. 筆 фудэ) и тушью (яп. 墨 суми). 6 основных “инструментов”, используемых в каллиграфии: Ситадзики: чёрная, мягкая циновка. Бунтин: металл для прижатия бумаги во время письма. Ханси: специальная, тонкая бумага для письма, которую традиционно изготавливают из рисовой соломы. Обычно это Васи - традиционная японская бумага ручного изготовления. Фудэ: кисть. Существует большая кисть для письма больших символов и маленькая - для написания имени художника. Судзури: тяжелый, черный сосуд для чернил. Суми: "тушь для письма" - твёрдый черный материал, в который втирается вода для производства чернил, куда затем макают кисть.
Ёщико Ёщида родилась в 1959 году в Японии, в г. Нара. В возрасте с 7 до 18 лет изучала искусство каллиграфии под руководством мастера Щоин Комату. В 2000 году продолжила изучать каллиграфию под руководством мастера Щокуё Сасано, основавшего школу японской каллиграфии Бокущё-кай. С 2000 года она участвует в выставках, проводимых Бокущё-кай каждый год. В 2005 г. Ёщико Ёщида основала школу японской каллиграфии Канока-кай в г. Фукуяма. В 2005 году создала декорации к балету “Тамаши” (“Дух”), поставленному в Большом театре в Москве. Хореографом балета стал первый солист Большого театра Морихиро Ивата. В 2007 году Ёщико Ёщида в сотрудничестве с Фарухом Рузиматовым, ведущим солистом балета Государственного академического Мариинского театра оперы и балета Санкт-Петербурга создала декорации к балету “Ashura”, который вошел в репертуар многих театров Японии и других стран мира. В 2010, 2012, 2015, 2017 годах принимала участие в “Международной выставке каллиграфии” в Москве. В 2010 году участвовала в III Международной выставке каллиграфии в Великом Новгороде. Ею была прочитана лекция на тему “От китайских иероглифов к кане”. В 2013, 2015, 2017 годах были проведены персональные выставки Ёщико Ёщиды в г. Курашики префектуры Окаяма. В 2014 г. автор приняла участие на выставке на острове Аскёй в Норвегии. В 2014 г. получила приз II Международной Триеннале Графики, проходившей в Санкт-Петербурге. В 2015 г. участвовала на выставке в Бельгии. В 2016 г. организовала “Международную выставку каллиграфии” на площади Айви в г. Курашики префектуры Окаяма.
На данной выставке представлено около 40 работ автора.
Выставка продлится до 8 октября 2019 года.
|
|