Все новости
Батик бўйича маҳорат ошириш дарслари / Мастер-классы по батику
Батик бўйича маҳорат ошириш дарслари / Мастер-классы по батику
2019 йилнинг 10-11 сентябрь кунлари соат 15:00да Ўзбекистон Бадиий Академияси Икуо Хираяма Халқаро маданият карвон саройида япониялик мутахассислар Юрико Араи ва Ёшико Сайто бошчилигида батик бўйича маҳорат ошириш дарслари бўлиб ўтмоқда.
Батик – гул солиш услуби ва шу услубда тайёрланган кўп рангли мато. Матодаги гул юпқа қаватли мум билан қопланиб, бўёққа ботириладию Натижада матонинг мум билан қопланмаган жойлари бўялади. Батик пахта, шойи, жун ва синтетик матоларга босилиши мумкин.
10 сентябрь куни маҳорат ошириш дарсларида К. Беҳзод номидаги Миллий рассомлик ва дизайн институтининг Миниатюра ва китоб графикаси кафедрасининг талабалари иштирок этишди. Қатнашчилар ўз қўллари билан санъат турларидан бири – батик услубида матога гул босишни ўрганишди.

***************************************

10-11 сентября в Международном карван-сарае культуры Икуо Хираямы проходят мастер-классы по батику с участием японских художников Юрико араи и Ёшико Сайто.
Ба́тик — ручная роспись по ткани с использованием резервирующих составов. 2 октября 2009 г. внесён в список ЮНЕСКО шедевров устного и духовного наследия человечества.
На ткань — шёлк, хлопок, шерсть, синтетику — наносится соответствующая ткани краска. Для получения чётких границ на стыке красок используется специальный закрепитель, называемый резерв (резервирующий состав, на основе парафина, бензина, на водной основе — в зависимости от выбранной техники, ткани и красок).
Роспись батик издавна известна у народов Индонезии, Индии и др. В Европе — с XX века.
Происхождение
Батик (индон. batik) в переводе на русский означает «капля воска»; membatik «рисовать, покрывать каплями, штриховать». Техника батик основана на том, что парафин, резиновый клей, а также некоторые другие смолы и лаки, будучи нанесёнными на ткань, не пропускают через себя краску — или, как говорят художники, резервируют от окраски отдельные участки ткани.
Технология
Существует несколько видов батика — горячий, холодный, свободная роспись. Они отличаются способом резервирования ткани. В российской традиции к батику также относят окрашивание связанной и скрученной ткани (например, узелковый способ).
Горячий батик
В качестве резерва в горячем батике используется воск. Воск наносится с помощью специального инструмента, называемого чантингом. Места, покрытые воском, не поглощают краску, а также ограничивают её распространение. Горячий батик называется горячим потому, что воск используется в «горячем» расплавленном виде. Этот способ используется в основном для росписи по хлопчатобумажной ткани. По завершении работы воск с поверхности ткани удаляется. Эффект росписи достигается благодаря послойному нанесению краски.
Холодный батик
Холодный батик, также называемый европейским, в большей мере используется при нанесении краски на шёлк, хотя возможно использовать и другие ткани. Холодный батик относится к европейской модификации классических техник. В технике холодного батика используют краски на основе анилина. При этом роль резерва выполняет специальный материал. Его можно приготовить в домашних условиях, но есть и готовые резервы. Обычно используют густой (резиновый), и жидкий (на основе бензина). Существуют как цветные, так и бесцветные резервы. Холодный резерв наносится либо специальными инструментами — стеклянными трубочками с резервуаром (бензиновые), либо используются резервы в тюбиках (резиновые), которые оснащены удлинённым носиком. Как правило, холодный батик требует более аккуратной и тщательной работы над произведением, так как он создаётся «в один слой» (в отличие от многослойного горячего батика). Также в технике холодного батика имеется больше возможностей для свободной росписи и создания станковых живописных либо декоративных работ. Техника «в одно касание» позволяет создавать работы, сходные по восприятию с «мокрой» акварелью.
Свободная роспись
Техника свободной росписи получила значительное распространение, так как она выявляет своеобразие почерка каждого художника и индивидуальную неповторимость произведений, свойственную ручному труду. Свободная роспись по тканям из натурального шёлка и хлопка производится в основном анилиновыми красителями (иногда с различными загустителями), а также масляными красками с растворителями. Особенно интересные результаты получаются от сочетания свободной росписи с контурной наводкой и отделкой резервирующим составом.
Свободная роспись с применением солевого раствора.
Техника сибори
«Сибори» — так называемый складной батик. Строго говоря, сибори, как и все разновидности тай-дай[en], к батику не относится. Это другой вариант резервирующего окрашивания[en]. Результат в нём достигается путём перевязывания и окрашивания, но более предсказуем, так как ткань складывается определённым образом. Эта техника имеет японские корни.
Техника «бандан»
Техника узелкового батика («бандан») — индийский вариант «тай-дай». Один из его видов — техника «планги» — был распространён в Индии. Неокрашенное полотно покрывали по схеме узора очень маленькими узелками, крепко перевязывая нитью. Потом ткань окрашивали и удаляли нити, в результате образовывался узор из белых «Горохов». При необходимости подобным образом можно было окрасить ткань несколько раз, удаляя старые узелки и добавляя новые. С высушенной ткани убирали перевязочные нити, но не гладили готовое изделие, благодаря чему долгое время сохранялся эффект «жатости».
В наше время под узелковой росписью подразумевают более простые варианты. Например, узор в виде круга («солнышко») или нескольких кругов. При окрашивании сухой ткани можно получить более резкую границу красителя и неокрашенного полотна, если же ткань влажная (смоченная и хорошо отжатая) — более плавные границы перехода.
11.09.2019
Просмотров 78    Рейтинг 7   Понравилась новость?    +1   -1    

фото

фото

фото

фото

фото

фото