Все новости
Персональная выставка Народного художника Республики Каракалпакстана, живописца Байбосинова Сарсена Базарбаевича. (Текст буклета)
17.03.2017
Персональная выставка Народного художника Республики Каракалпакстана, живописца Байбосинова Сарсена Базарбаевича. (Текст буклета)
В каракалпакском изобразительном искусстве творчество Сарсенбая Байбосинова отмечается современниками как явление уникальное.

Он родился в 1957 году в Ходжейлийском районе Республики Каракалпакстан. С1973 года стал учеником художника и учился в вечерней школе рабочей молодёжи. Также занимался в многочисленных изо-студиях. С 1980 по 1984 годы учился в Нукусском гос.училище искусств имени Дж.Шамуратова. В 1984-1988 годы С.Байбосинов работал в Нукусских художественно-производственных мастерских Художественного фонда Узбекистана «Усто» в качестве художника. С1988 года является директором Выставочного зала в г.Нукус. В1989 г. принят в члены Молодёжного творческого объединения Союза художников. В 1993 году становится членом Творческого объединения Союза художников Узбекистана.

С 1973 года он активный участник республиканских и зарубежных выставок, таких как «Показывает молодежь» (г.Ташкент, Театр «Илхом», 1984) «Художники Узбекистана» (Турция, 1992), «Художники Каракалпакии» (Москва, «Выставочный зал „Солянка ВПА“», 1991), «Гордость нации» в Москве (2011). В 2004 году состоялась его творческая поездка в Австрию, он является участником международных выставок в г.Ташкент - Биеннале-1 (2001), Биеннале-2 (2003). Биеннале - 5 (2009), Биеннале - 6 (2011), Биеннале - 7 (2013), где он многократно был награждён Почетными дипломами, «Рангтасвир давр киёфасида» (2002) • групповая выставка в Ташкенте, ЦВЗ, «Вечность и мгновение» • групповая выставка в Ташкенте, НБУ (2013г.). Также он постоянный участник всех выставок в Нукусе - «Море уходит» (2003г.) -групповая выстави в г.Нукусе, «Бу менинг Ватаним» - групповая выставка в Нукусе (2016г.), «Золотая осень», «Учитель - ученик», выставок, посвящённых Независимости Республики и мн.др. В 2007 году были организованы персональные выставки в Нукусе, посвящённые юбилею художника - 50 лет - «Бумеранг» в Государственном музее искусств им.И.В.Савицкого и «Музыка в красках» - в Выставочном зале Каракалпакского отделения Академии художеств Узбекистана.
За многолетний труд и активное участие в развитии искусства республики С.Байбосинов награждён медалью «Шухрат» (2002) и Золотой медалью Академии художеств Узбекистана (2008), признан в номинации «Самый лучший художник 2015 года» по программе «Ардаклау»
(2015), удостоен звания Народный художник Республики Каракалпакстан (2016). Работа мастера находятся в фондах Государственного музея искусств им. И.В,Савицкого и частных коллекциях в Каракалпакстане, Узбекистане, стран СНГ, Голландии, США, Австрии, Германии, Японии и др. <
Творчество Сарсенбая Байбосинова отличается большим жанровым и тематическим разнообразием - натюрморты, пейзажи, портреты, тематические картины. Мир, который предстает в полотнах художника - это мир поэтических грёз, таинственных снов, мечтаний, неразрывно связанных с ощущением отрыва от земных реальностей, погружения в пространство рожденных воображением, образов. Многие работы выполнены в смешанной технике, аппликация и своего рода пастозная техника подачи у художника выдвинули интересные композиции, в них природные материалы - камень, песок, рыбья чешуя, кости, шерсть, рога, так же куски ткани, нити и другие в сочетании с красками образуют некий таинственный мир, где реальность переплетается с абстрактными видениями - «Мой Арал» (смешанная техника, 2000), «Камни говорят» (натуральные камни, 2015), «Моя жизнь» (палитра 1988-2016), «Оркестр цветов» (смешанная техника, 2015), «Звёздный путь» (2015), «Кармен» (аппликация, ткани, 2015).

Картина «Мой Арал» (2000) была написана в едином порыве, эта композиция своеобразна тем, что в ней присутствует техническая особенность, которая и делает работу необычной - на сером фоне видны куски натуральной кожи вперемежку с голубыми красочными пятнами. Эти кожаные куски символизируют жизнь, она постепенно исчезает, гаснет вместе с исчезающими остатками воды уменьшающегося моря. Это своего рода отчаянный крик души, выражение глубоких чувств, потерянный мир предстаёт перед нами в таком таинственном опустошении. Многие обитатели моря - редкие рыбы, морские и прибрежные животные либо ушли в другие места обитания, или исчезли. Кусочки кожи использованы как часть того живого, что было у моря и самого моря в целом.

В таком ключе выполнена картина «Бык» (2010), в которой красный фон и фигура мечущегося во все стороны растерянного быка с обезумевшим взглядом предстаёт перед нами в тревожном состоянии. Пространство полностью покрыто красным цветом, что передаёт возбуждённость и буйный бык, с растопыренными в стороны рогами олицетворяет несогласие с происходящим, растерянность, тревогу. В картине использованы натуральные бычьи рога и кусок шерсти, что усиливает восприятие остроты момента.

«Река сказок» (2010-11) - одна из его работ, в которой замысел автора заключается в содержании множества цвето-воздушного решения колорита, фантастические видения напоминают сон, в нём скрываются всякие чувства и ожидания чуда, чего-то нереального, вневременного и внепространственного. Здесь художник играет цветом, что присутствует во многих других композициях, опять -таки нет конкретности, где-то

угадывается некоторое подобие фигур и где-то исчезает за дымчатую завесу. Цвет и тональные соотношение в этой композиции играют центральную роль, поскольку, похоже, что сам автор стремился именно через них выразить свои мысли и настроение. С.Байбосииов выступает как колорист-виртуоз, в его композициях цветовое решение важно проступает, цвет просачивается через линии и пятна, в плане передачи выразительности и чувственного настроя именно цвет очень важен в восприятии.

«Борьба» (2010) - работа, определяющая философского подхода к событию, понимания душевного состояния человека. Композиция состоит из главных фигур борцов в центральной части полотна, вокруг которых угадывается различные формы - толпы людей, собак, вдали природный ландшафт. Всё это написано единым колористическим решением тёмного, коричнево-серого. Здесь присутствует борьба добра и зла, борьба одного человека с другим, борьба с самим собой, со своими чувствами. Колористическая гамма живописных полотен передает особое состояние света, рассеянные светло-голубые, золотые розовые блики, жемчужная дымка, окутывающая всю поверхность картины, размытость контуров, смягчающий цвет и создающая атмосферу некоторой сказочности. Таковы его работы, как «Танцующая» (2015), «Тоска» (2015), «Времена года» (2014),
«Пульс» (2010), «Полёт мыслей» (2014), «Взгляд весны» (2016), «Зрелость» (2015), «Колыбель души» (2013), «Тишина» (2010), «Свет лучей» (2010) Талант живописца находит применение и в жанре натюрморта в работах «Три айвы», «Шахматный натюрморт» (2000 год), «Натюрморт с курпачой», «Серебряный пейзаж», «Весенний натюрморт» (2002 год), «Белый дождь» (2003 год), «Натюрморт с айвой» (2005 год), и в пейзажных циклах, отражающие многие уголки, селения и старинные города Каракалпакстана - в полотнах «Ботанический сад» (1987 год), «Поселок Шеге» (1994 год), «На рассвете Кыз-кеткена» (1996 год), «Сказки природы» (1998 год), «Радости весны» (1999 год), «Весна в Чимбае» (2001) и др. В некоторых натюрмортах С.Байбосинова материальность предметов постепенно переходят в некое таинственное видение, зритель, созерцая изображение предметов, становится свидетелем раскрываемого волшебного перевоплощения природы, где контуры форм то исчезают, то появляются, организовывается особенное пространство, где господствует «вето-воздушность, где одни предметы светятся изнутри, а другие медленно тают в тени.

«Оркестр цветов» - работа - настроение, она передает многоцветие мира, природа, жизни, времени, как мимолётного, так и вечного. Она выполнена в едином порыве, одухотворённого и вдохновенно. Художник увидел в этом разноцветном мире единое целое, завершив его нужными пятнами. Пастозная техника оживляет изображение, придаёт ему объём, настроение, усиливает чувственность и эмоциональное воздействие на зрителя, создавая впечатление живостей, воздушность, движение. Цветовые пятно где-то вспыхивают ярким блеском, где-то заглушаются и образуют композиционный ритм. Не зря автор называл это явление оркестром, потому как здесь «звучит музыка настроение радость».

Сарсенбай Байбосинов один из выдающихся представителей школы живописи современного искусство Каракалпакстана. Его творчество выражает самые сокровенные чувства как самого автора, так и народа в целом, его видения и восприятия полны живости, активного настроя, воздушности и пространственное.
Живописец-колорист всегда стремится по новому воспроизвести действительность, ищет новые : технические приёмы, композиционные решения и своеобразные колористические особенности.
У.Утегенова, искусствовед
Просмотров 873    Рейтинг 88   Понравилась новость?    +1   -1    Добавить комментарий  (0)