12.01.2017 ПРЕСС-РЕЛИЗ. Археологическая выставка «Тайна вечных орнаментов» из коллекции МКСК
12 января 2017 года в 15:00 часов в Международном караван-сарае культуры Икуо Хираямы Академии Художеств Узбекистана пройдет церемония открытия выставки средневековых керамических изделий «Тайна вечных орнаментов» - «Накшларда мангулик сири» из музейной коллекции этого научно-просветительского центра.
После церемонии открытия состоится заседание круглого стола, в ходе которого зав. музейным отделом МКСК, археолог Константин Александрович Шейко и другие сотрудники МКСК расскажут о своих исследованиях и реставрационных работах.
В экспозиции представлены артефакты 9-11 веков, украшенные надписями и орнаментами, обнаруженные во время раскопок ряда археологических памятников Узбекистана.
Среди них, украшенные эпиграфическими надписями (арабской вязью с благопожеланиями и.п., в том числе оттиснутые штампами на стенках кувшинов), геометрическими, растительными и зооморфными орнаментами - гончарные неглазурованные и глазурованные (покрытые стекловидной поливой) изделия – посуда и светильники-чироги, а также их «пяточки».
Интересно, что подобное оформление этих керамических изделий осуществлялось не только с эстетической целью - их декорирования, но оно имело и магический смысл, в том числе для оберега от темных сил зла.
Среди экспонатов представлены находки с таких всемирно известных городищ как: Канка и Каршаултепа (Таш.обл.), Кампыр-тепа, Шуробкурган, Мунчактепа, Дабиль-Курган и Хайрабад-тепа (Сурх.д.обл.) Узбекистана. . КЕРАМИЧЕСКАЯ ПОСУДА
Одним из наиболее древних, исключительно интересных видов прикладного искусства Узбекистана, сохранившим до наших дней отчетливую локализацию местных школ и традиций, является художественная керамика. Традиции же изготовления гончарных изделий на территории Узбекистана насчитывают более 7 тысячелетий. В XIX веке сложились и определились основные центры среднеазиатского гончарства, имеющие глубокие исторические традиции: Самарканд, Бухара, Гиждуван, селения Бахауддин и Варданза, Шахрисябз, Каттакурган, Риштан, Ургенч, Хива, селение Мадыр, Ташкент, Ходжент. Керамика каждого центра, переживая общие тенденции развития, сохраняла неоспоримые локальные черты.
В основном мастера изготовляли столовую и хозяйственную посуду. Посуда узбекских мастеров делится на чашеобразную форму (коса) и кувшинообразную форму (куза), такое разделение объясняется специализацией мастеров. Гончар-косагарлик производил коса, шокоса, пиалы, ляганы, тавок, тогора, бадии и т.д.; кузагарлик выделывал кувшины и корчаги разной формы, емкости, назначения. Посуда формовалась на круге, реже штамповалась или лепилась от руки. формы изделий отличались предельной простотой и утилитарностью. за их прекрасно найденными пропорциями и пластикой чувствовались отбор, отточенное мастерство многих поколений гончаров.
Самым распространенным приемом оформления поливных изделий - росписью кистью (калами) - мастера владели артистично, искусно владели они и техникой гравировки по ангобу (чизма).
При высоком качестве черепка, красок и поливы эта посуда отличалась замечательными художественными свойствами: четкостью и продуманностью композиции росписи, исключительно сочным и согласованным колоритом, большим разнообразием орнаментальных мотивов.
ВИДЫ ОРНАМЕНТОВ
Орнамент является одним из средств оформления произведений декоративно-прикладного искусства.
Искусство орнамента очень древнее. Возникло оно в эпоху палеолита. Орнаментальные изображения обладают исключительной способностью доставлять эстетическое наслаждение, оказывать сильное воздействие на человека, подчас пробуждая у него неосознанные чувства, связанные с генетической памятью, вызывают цепочки ассоциаций.
Основной закономерностью орнамента является периодическая повторяемость мотива, и именно это производит эстетическое впечатление.
Для орнамента характерны также перевод реальных форм и предметов в условные орнаментальные изображения, высокая степень декоративного обобщения, отсутствие воздушной перспективы (плоское изображение).
Орнамент (от лат. ornamentium — украшение) — узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов и предназначенный для украшения различных предметов (утвари, оружия, мебели, одежды и т.д.),
|
|