Все новости
Весенняя палитра: Вернисаж живописи, графики, миниатюры, скульптуры и фотографии в МКСК
22.04.2016
Весенняя палитра: Вернисаж живописи, графики, миниатюры, скульптуры и фотографии в МКСК
Этого роскошного пира красок, образов, музыки весенней палитры любители изобразительного искусства ждали целый год. В этом году традиционный праздник - фестиваль изобразительного и декоративно-прикладного искусства (18-22 апреля) проходил
в Центральном выставочном зале АХ Узбекистана и на всем пространстве вокруг него, а так же в других выставочных залах Академии художеств и в Государственном музее искусств Узбекистана, Ташкентском доме фотографии, Международном караван-сарае культуры, Парке-музее им. К. Бехзода, а также во всех регионах Узбекистана и Республики Каракалпакстан.

В течение пяти дней Фестиваль ИЗО охватил всю страну, все области Узбекистана, где прошли аналогичные выставки и мастер-классы. Главная цель этого проекта, по мнению председателя АХ Уз Акмаля Нуритдинова, была достигнута:
- Фестиваль дал возможность донести до зрителей идею высокого потенциала творчества художников разных поколений, любовь к родному краю, умение видеть и ценить Прекрасное. Фестиваль ИЗО и прикладного искусства показал высокий художественный и интеллектуальный уровень педагогов, обучающих молодое поколение в 12 школах-интернатах – в Самарканде, Хорезме, Шахрисабзе и других городах Ташкентской области. Вместе с тем, фестиваль выявил те неизбежные художественные проблемы, над которыми нам надо вместе работать. Главное, - подчеркнул А. Нуритдинов, - очень важно нам и впредь расширять этот круг участников мероприятий на международном уровне, ведь искусство и его методы не стоят на месте и нуждаются в культурном обмене и развитии.

Об этом много говорилось 21 апреля 2016 года в Международном караван-сарае культуры (МКСК) Икуо Хираямы Академии Художеств Узбекистана (АХУз) на церемонии открытия выставок известных мастеров - членов секций живописи, графики, миниатюры, скульптуры и фотографии Творческого объединения художников Узбекистана (ТОХУз) при АХУз, а также лучших работ студентов, которые в эти дни экспонировались в трёх выставочных залах. Председатели секций живописи, графики, скульптуры, миниатюры, фотографии ТОХУз: Александр Тюрин, Шафкат Музаффар, Туляган Таджиходжаев, Баходыр Хожиметов, Рустам Шарипов (заочно) - благодарили организаторов мероприятий фестиваля - Академию художеств Узбекистана при поддержке Министерства по делам культуры и спорта, Министерства иностранных дел, Министерства высшего и средне - специального образования, Министерства народного образования, Министерства Внутренних дел, Министерства здравоохранения, Министерства финансов, АО "Узбекистон темир йуллари" Национальной телерадиокомпании Узбекистана, Информационного агентства УЗА, Информационного Агентства «Жахон» при МИД РУ, Национальной компании «Узбектуризм», Национальной компании «Узбеккино», Хакимията города Ташкента, Совета министров Каракалпакстана, хакимиятов областей за редкую возможность в мирное время участвовать именитым и юным начинающим художникам в вернисажах и мастер-классах, охвативших культуру и искусство Узбекистана, ближнего и дальнего зарубежья. В течение пяти дней шёл непрерывный обмен информацией художников из Словакии, КНР, Индии, Индонезии, Вьетнама, Ирана, Азербайджана, Италии, Бангладеш, Японии, которые представили около 200 произведений, знакомились с национальными традициями и искусством ношения национальной одежды.

На вернисаже (21 04 16) в МКСК среди станковых живописцев особое зрительское внимание к себе привлекли М. Рискиев («Поэт»). Вас. Луконин («Улыбка») верностью традициям национальной живописи школы Чингиза Ахмарова. В них угадывалась чёткая геометрическая построенность композиции, плавный ритмический рисунок, нежное сочетание мажорных цветов, придающие эстетичность поэтическим образам юноши и девушки.

Ли-Сафи Мария представила свежие фантастические живописные композиции «Из сказки в сказку», «Город птиц», в которых смелая неистощимая декоративность цветов сочеталась с глубокой философичностью содержания, романтика с действительностью и знанием бытовых реалий Востока.

Пейзажи Галины Наумовой «Старые стены» и «Старые сосны», натюрморты «Власть цветов» и другие цветочные композиции, выполненные маслом, а также три пастели Роберта Матевосяна «Вечер на Чарваке», «Соседи в махалле», «Дом рыбака» на текстурной бумаге, тонко передающие настроение художника и состояние природы, высоко оценила их друг и коллега, известный художник детской книги Галина Ли. Ольга Харитонова («Сирень», «Натюрморт с кошкой») и Диана Рахимова («Этюд») порадовали зрителей весенними букетами и умением живописно эстетизировать окружающее пространство.
Скульпторы Шохрух Тураев («Мой друг»), Ориф Бобоев (Мой современник»), Акмал Ахмаджонов (Захриддин Мухаммад Бобур), Аломат Фаниева («Ветер») сумели продемонстрировать в разных жанрах пластического искусства чувство материала и знание отличительных выразительных особенностей монументальной, камерной и декоративной скульптуры, ведь именно этот вид изобразительного искусства стал неотъемлемой частью нашей современной урбанистической культуры. Памятники деятелям истории и культуры и произведения декоративной пластики украшают площади, скверы и парки наших городов.

Рукописная книга – одно из великих достижений культуры мусульманского Востока. В своих лучших образцах восточная книга являет произведение искусства, созданное целой группой специалистов. Она начинается с подбора бумаги – плотной, мягкого оттенка слоновой кости, изготовлением которой особо славился Самарканд. Купцы доставляли этот бесценный товар даже в страны Средиземноморья, где миниатюру высоко ценили мастера Итальянского Возрождения. Одним из выдающихся мастеров этого искусства стал Камаледдин Бехзад, прославленный художник-миниатюрист, работавший в Герате с 1468 по 1506 годы и поныне признаваемый одним из крупнейших мастеров гератской школы миниатюры и всего Востока. В честь увековечения его памяти в Узбекистане названы Национальный институт художеств и дизайна и Мемориальный парк-музей Академии Художеств Узбекистана.
Среди известных миниатюристов Узбекистана: Уста Мумин, А. Сиддикий, Г. Никитин, Ч. Ахмаров, Т. Мухамедов. После обретения независимости искусство миниатюрной живописи получило широкую поддержку и дальнейшее развитие. Среди мастеров восточной миниатюры на вернисаже в МКСК выделяются работы Баходира Хожиметова: «На караванной дороге», «Поединок наездников». Председатель секции миниатюристов Б. Хожиметов, продолжая традиции миниатюрного искусства К. Бехзода и Ч. Ахмарова, смело обогащает его новым содержанием и идеями.
Узбекистан славится художниками, работающими в технике графики: это Сурат Икрамов, В. Кайдалов, Л. Абдуллаев, Т. Мухамедов, Р. Азиханов, Н. Свириденко и другие. Среди графических произведений на вернисаже в МКСК особый интерес к себе вызвали работы Шавката Музаффара «Любовь Сахибкирина» и другие. В технике графики он традиционно использует не больше двух цветов: чёрный и белый. Его главное выразительное средство – это чистая контурная линия, контрастирующая с белой поверхностью бумаги. Экспозиция продемонстрировала многогранный талант графиков, работающих в разных жанрах и видах искусства.

Выставку украсили декоративные живописные полотна Василия Хапова (диптих «Восточный натюрморт»), Наимы Шукурлаевой («Тюльпаны», «Сирень»), Камоллиддина Абдуллаева (декоративное панно «Триптих») и серия музыкально-живописных образов Радика Азизова.

Р. Азизова, в основном, знают как талантливого графика и карикатуриста - его имя занесено в "Большую энциклопедию карикатуры", и он по праву входит в когорту "100 лучших карикатуристов мира". На выставке в МКСК целая галерея «музыкальных» живописных композиций Радика Азизова («Варахшанский мотив», «Джаз». «Блюз», «Таликман» ) издавала потрясающие зрение и слух художественные импровизации, полные выразительной свежести и чистоты, приносящие людям радость.
На вернисаже были также представлены лучшие работы фотохудожников. Члены секции фотохудожников ТОХУз проводят в Ташкентском доме фотографии АХ Уз мастер-классы и семинары «Школы искусств». На вернисаже они признались, что растут ежегодно вместе с фестивалем и повышенными требованиями к ним современных фотолюбителей.

Во время работы вернисажа во дворе МКСК член АХ Уз Фания Мирсалиховна Гидинёва проводила мастер-класс по лепке с посетителями выставки. Уроки мастерства у художника прикладного искусства, талантливого керамиста, чьи работы – триптих с ляганами «Сотворение мира» – экспонировались в это время в ТДФ, брали зрелые живописцы, графики, учащиеся художественных лицеев и маленькие дети дошкольного возраста. Среди новоявленных учеников мастер-класса были приезжие областные люди, в частности, отец с сыном Хамидовы.

Директор МКСК Икуо Хираямы АХУз Фарух Усманов дал высокую оценку успешной реализации проекта фестиваля ИЗО и прикладного искусства и заверил, что он далеко не последний в этом году:
- С 18-20 июня мы планируем организовать выставку и мастер-классы японского искусства. Очередное биеннале современного искусства будет проводиться в октябре. Выставка детских работ намечена на декабрь. Можно с уверенностью сказать, что этот год полностью посвящён искусству. Добро пожаловать на наши мероприятия!
Подводя итоги прошедшего масштабного события в культуре Узбекистана, можно добавить, что нынешний фестиваль ИЗО и прикладного искусства в целом приоткрыл ренессансное понимание действительности художников эпохи Независимости. Появление станковых картин и графических листов, смелых пластических исканий и новых декоративно-прикладных форм, экспериментальных синтетических жанров без идеологических шор как истинных произведений искусства характеризуют начало третьего тысячелетия в искусстве Узбекистана. Их авторы по-новому мыслят, завоёвывают пространство, воздух, изучают самого человека и пытаются проникнуть в его внутренний мир. При этом, по сути дела, реалистическая живопись, графика, скульптура, художественная фотография и восточная миниатюра в наши дни базируется на открытиях старых мастеров и лучших традиций прошлого в истории мировой культуры. Поэтому нам близки музейные шедевры минувших эпох и искусство молодых мастеров, обогащающие духовный мир современного человека.

Гуарик Багдасарова

Источник:
http://guarik-guhar.blogspot.com/2016/04/blog-post_22.html?spref=fb
Просмотров 690    Рейтинг 57   Понравилась новость?    +1   -1    Добавить комментарий  (0)