Все новости
Пресс-релиз. Выставка "Души прекрасные мотивы" мастера резьбы по дереву Эргаша Алиева
05.04.2016
Пресс-релиз. Выставка "Души прекрасные мотивы" мастера резьбы по дереву Эргаша Алиева
имя


комментарий


5 апреля 2016 года в 16:00 часов в Международном караван-сарае культуры (МКСК) Икуо Хираямы Академии Художеств Узбекистана (АХУз) откроется вернисаж "Калбдан чиккан чизгилар"- "Души прекрасные мотивы" работ известного мастера резьбы по дереву Эргаша Алиева и наставника молодежи.

Резьба, выполненная Эргашем Алиевым, подобно застывшей, витиеватой и замысловатой, ажурной мелодии, с особым изяществом и оригинальностью украшает стулья и подставки, блюда, шкатулки и сувениры из ореха, бука и чинары.

Эргаш Алиев родился в 1951 году в Ташкенте.

Он выпускник (1967) Республиканского художественного училища им. П.П. Бенькова (ныне Республиканский художественный колледж АХУз), где постигал азы "Резьбы по дереву" под руководством знаменитого мастера, Народного художника Ортика Файзуллаева.

В 1971-1978 гг. учился в Ташкентском Государственном Театрально-Художественном Институте им. А.Н. Островского.

Творческая и наставническая деятельность Алиева получила высокую оценку государства и в 2001 году он был награжден "Орденом Дружбы", а в 2009 году,
Медалью "Отличник народного образования».

С 1993 года является членом Творческого объединения художников Узбекистана.

Художественные работы:

1991 - для Музея Национального университета Узбекистана имени Мирзо Улугбека изготовлены резные двери “Мустақиллик айёми” - "Праздник Независимости".

1991 - в Ташкенте, для мечети “Тўхтабой” (ок. базара Эски Жўва) изготовлены, украшенные резьбой двери.

1992 – в Ташкенте в районе Чиғатой Дарвозадаги для мечети “Имом Бухорий” изготовлены, украшенные резьбой двери.

1997 – награжден знаком “Халқ таълими фидойиси”

2000 – На конкурсе “Ташаббус - 2000” Юнусобадского района г.Ташкента занял 2-е место.

2001 – награжден Орденом “Дўстлик”/ «Дружба»/ .

2009 – удостоен почетного звания и знака "Отличник народного образования Узбекистана». …

Орнаментальная резьба по дереву

применяется для отделки архитектурных конструкций и деталей - колонн, балочных перекрытий, карнизов, дверей. Резьбой украшают национальные низкие столики - хантахта, сундучки, шкатулки, подставки для Корана, футляры для книг, пеналы-каламдоны, музыкальные инструменты.

В искусстве узбекских мастеров резьбы по дереву различаются три основных орнаментальных стиля - багдади, ислими и паргори. Бесфоновая резьба багдади распространена в Узбекистане повсеместно. Она состоит обычно из различных несложных геометрических композиций, представляющих трехгранно-выемчатый узор. Этот вид резьбы особенно популярен в Ташкенте и Хиве, а наименование его происходит от названия древней филенчатой конструкции дверей. Чаще всего багдади встречается в виде каемок, обрамляющих различные композиционные панно на дверях, столах-хантахта или сундучках, выполненных в другой технике резьбы. Рисунок орнамента багдади размечается прямо на заготовке, а затем мастер воспроизводит его формы.

В Коканде и Ташкенте мастера применяют особый стиль плоско-рельефной резьбы паргори, который получил свое название от слова паргор - циркуль. С помощью циркуля и линейки мастер-уймакор наносит на заготовку геометрическую сетку из кругов, квадратов, треугольников, по которой размечает тонкий, как кружево, узор. Невысокая, изящная резьба создает четкий изысканный рисунок, тонкую игру светотени.

Резьба с углубленным фоном - ислими по своим художественным достоинствам богаче бесфоновой и применяется как в монументальном архитектурном декоре, так и для украшения изделий в сочетании с багдади и паргори. Резьба с углубленным фоном обычно делается в один план, но опытные мастера делают двух- и трехплановую резьбу. В этом случае фоном верхнего слоя резьбы служит узорная поверхность второго слоя.
В стиле ислими преобладают вьющиеся, ритмично сплетающиеся побеги, стебли с бутонами, цветами, листьями, образующие сложные причудливые композиции. Сложный орнамент ислими обычно составляется мастером на бумаге и наносится на заготовку припорохом. Искусство резчика состоит в умелой обработке рельефа и выявлении естественной красоты дерева.

Для обработки плоского рельефа и углубленного фона существует несколько основных приемов художественной отделки, имеющих у мастеров специальный термин "пардоз". Срезы рельефа оставляют прямыми или делают заоваленными. Поверхность рельефа может быть гладкой, полированной, а может быть отделана косыми врезками. Углубленный фон в одних случаях оставляют без отделки, в других - обрабатывают точечным наколом, образующим фактурную основу для орнамента. Для разных регионов Узбекистана характерно применение тех или иных приемов "пардоза" и их сочетание.

Для резных изделий узбекские мастера используют древесину карагача - разновидности вяза. Деревья карагача достигают очень крупных размеров и имеют мелкую твердую структуру, допускающую тонкую отделку сложной резьбой. Из этого дерева, так же как из чинары и ореха, обычно режут колонны и двери. Из ореха также изготавливают столики, шкатулки, которые после полировки приобретают изысканный вид. Для мелких поделок употребляют нарост орехового дерева, имеющий красивую узорную структуру.
К твердым местным породам относят арчу, отличающуюся богатой текстурой и рисунком.
Для изготовления наборных решеток-панджара идет мягкая древесина тала - рода ивы. Тутовник, распространенный по всему Узбекистану, в основном используют для музыкальных инструментов. Липа и урюковое дерево используются, как правило, для инкрустации. Тополь относится к мягким легким породам. Он без труда поддается обработке, но из-за малой прочности его обычно украшают несложной резьбой.

Выставка, на которой представлено порядка 50 работ, украшенных резьбой по дереву, продлится до 15 апреля с.г.
Просмотров 730    Рейтинг 14   Добавить комментарий  (0)

фото