Все новости
Пресс-релиз. Выставка "Души прекрасные мотивы" мастера резьбы по дереву Эргаша Алиева
05.04.2016
Пресс-релиз. Выставка "Души прекрасные мотивы" мастера резьбы по дереву Эргаша Алиева
5 апреля 2016 года в 16:00 часов в Международном караван-сарае культуры (МКСК) Икуо Хираямы Академии Художеств Узбекистана (АХУз) откроется вернисаж "Калбдан чиккан чизгилар"- "Души прекрасные мотивы" работ известного мастера резьбы по дереву Эргаша Алиева и наставника молодежи.

Резьба, выполненная Эргашем Алиевым, подобно застывшей, витиеватой и замысловатой, ажурной мелодии, с особым изяществом и оригинальностью украшает стулья и подставки, блюда, шкатулки и сувениры из ореха, бука и чинары.

Эргаш Алиев родился в 1951 году в Ташкенте.

Он выпускник (1967) Республиканского художественного училища им. П.П. Бенькова (ныне Республиканский художественный колледж АХУз), где постигал азы "Резьбы по дереву" под руководством знаменитого мастера, Народного художника Ортика Файзуллаева.

В 1971-1978 гг. учился в Ташкентском Государственном Театрально-Художественном Институте им. А.Н. Островского.

Творческая и наставническая деятельность Алиева получила высокую оценку государства и в 2001 году он был награжден "Орденом Дружбы", а в 2009 году,
Медалью "Отличник народного образования».

С 1993 года является членом Творческого объединения художников Узбекистана.

Художественные работы:

1991 - для Музея Национального университета Узбекистана имени Мирзо Улугбека изготовлены резные двери “Мустақиллик айёми” - "Праздник Независимости".

1991 - в Ташкенте, для мечети “Тўхтабой” (ок. базара Эски Жўва) изготовлены, украшенные резьбой двери.

1992 – в Ташкенте в районе Чиғатой Дарвозадаги для мечети “Имом Бухорий” изготовлены, украшенные резьбой двери.

1997 – награжден знаком “Халқ таълими фидойиси”

2000 – На конкурсе “Ташаббус - 2000” Юнусобадского района г.Ташкента занял 2-е место.

2001 – награжден Орденом “Дўстлик”/ «Дружба»/ .

2009 – удостоен почетного звания и знака "Отличник народного образования Узбекистана». …

Орнаментальная резьба по дереву

применяется для отделки архитектурных конструкций и деталей - колонн, балочных перекрытий, карнизов, дверей. Резьбой украшают национальные низкие столики - хантахта, сундучки, шкатулки, подставки для Корана, футляры для книг, пеналы-каламдоны, музыкальные инструменты.

В искусстве узбекских мастеров резьбы по дереву различаются три основных орнаментальных стиля - багдади, ислими и паргори. Бесфоновая резьба багдади распространена в Узбекистане повсеместно. Она состоит обычно из различных несложных геометрических композиций, представляющих трехгранно-выемчатый узор. Этот вид резьбы особенно популярен в Ташкенте и Хиве, а наименование его происходит от названия древней филенчатой конструкции дверей. Чаще всего багдади встречается в виде каемок, обрамляющих различные композиционные панно на дверях, столах-хантахта или сундучках, выполненных в другой технике резьбы. Рисунок орнамента багдади размечается прямо на заготовке, а затем мастер воспроизводит его формы.

В Коканде и Ташкенте мастера применяют особый стиль плоско-рельефной резьбы паргори, который получил свое название от слова паргор - циркуль. С помощью циркуля и линейки мастер-уймакор наносит на заготовку геометрическую сетку из кругов, квадратов, треугольников, по которой размечает тонкий, как кружево, узор. Невысокая, изящная резьба создает четкий изысканный рисунок, тонкую игру светотени.

Резьба с углубленным фоном - ислими по своим художественным достоинствам богаче бесфоновой и применяется как в монументальном архитектурном декоре, так и для украшения изделий в сочетании с багдади и паргори. Резьба с углубленным фоном обычно делается в один план, но опытные мастера делают двух- и трехплановую резьбу. В этом случае фоном верхнего слоя резьбы служит узорная поверхность второго слоя.
В стиле ислими преобладают вьющиеся, ритмично сплетающиеся побеги, стебли с бутонами, цветами, листьями, образующие сложные причудливые композиции. Сложный орнамент ислими обычно составляется мастером на бумаге и наносится на заготовку припорохом. Искусство резчика состоит в умелой обработке рельефа и выявлении естественной красоты дерева.

Для обработки плоского рельефа и углубленного фона существует несколько основных приемов художественной отделки, имеющих у мастеров специальный термин "пардоз". Срезы рельефа оставляют прямыми или делают заоваленными. Поверхность рельефа может быть гладкой, полированной, а может быть отделана косыми врезками. Углубленный фон в одних случаях оставляют без отделки, в других - обрабатывают точечным наколом, образующим фактурную основу для орнамента. Для разных регионов Узбекистана характерно применение тех или иных приемов "пардоза" и их сочетание.

Для резных изделий узбекские мастера используют древесину карагача - разновидности вяза. Деревья карагача достигают очень крупных размеров и имеют мелкую твердую структуру, допускающую тонкую отделку сложной резьбой. Из этого дерева, так же как из чинары и ореха, обычно режут колонны и двери. Из ореха также изготавливают столики, шкатулки, которые после полировки приобретают изысканный вид. Для мелких поделок употребляют нарост орехового дерева, имеющий красивую узорную структуру.
К твердым местным породам относят арчу, отличающуюся богатой текстурой и рисунком.
Для изготовления наборных решеток-панджара идет мягкая древесина тала - рода ивы. Тутовник, распространенный по всему Узбекистану, в основном используют для музыкальных инструментов. Липа и урюковое дерево используются, как правило, для инкрустации. Тополь относится к мягким легким породам. Он без труда поддается обработке, но из-за малой прочности его обычно украшают несложной резьбой.

Выставка, на которой представлено порядка 50 работ, украшенных резьбой по дереву, продлится до 15 апреля с.г.
Просмотров 818    Рейтинг 5   Понравилась новость?    +1   -1    Добавить комментарий  (0)

фото