04.03.2016 ПРЕСС-РЕЛИЗ Выставка “Древо познания искусства” мастера резьбы по дереву, народного художника Узбекистана Артыка Файзуллаева
4 марта 2016 года, в 15:00 часов в Международном караван-сарае культуры Икуо Хираямы Академии Художеств Узбекистана состоится церемония открытия персональной выставки «Древо познания искусства» знаменитого мастера резьбы по дереву, Народного художника Узбекистана, академика Академии Художеств Узбекистана, Заслуженного деятеля культуры Узбекистана Артыка Файзуллаева.
В экспозиции представлены 52 работы мастера.
Артык Файзуллаев — автор нескольких сотен произведений орнаментальной резьбы по дереву, получивших самые высокие оценки и у специалистов, и многочисленных поклонников его творчества.
С группой своих учеников, многие из которых удостоены званий народных мастеров Узбекистана, Файзуллаев принимал участие во многих лучших архитектурных проектах нашей страны. Выполненные ими колонны, узорчатые двери, настенные панно сегодня украшают величественные здания Дворца форумов «Узбекистан», Олий Мажлиса, Мемориального комплекса Памяти жертв репрессий, галереи Заркайнар, комплекса Хазрати Имам, Дворца «Истиклол», санатория «Узбекистан» в Кисловодске, Республиканского художественного колледжа и других крупных объектов.
Творческие работы мастера не раз выставлялись в Японии, Франции, Германии, Польше, Турции, Бельгии, Латвии, Швеции, Италии, Австралии, на Кипре и в других странах мира, находятся в музейных собраниях нашей страны и за рубежом. Благодаря Артыку Файзуллаеву возрождены многие школы и направления, которые, как казалось, уже утеряны. Он воспитал целую плеяду учеников и по праву признан главой ташкентской школы резьбы по дереву.
Его произведения отличаются особой красотой, своеобразием и изысканностью, имя давно стало символом высочайшего профессионализма, а отношение к работе — образцом порядочности и преданности служения своему делу.
Орнаментальная резьба по дереву применяется для отделки архитектурных конструкций и деталей - колонн, балочных перекрытий, карнизов, дверей. Резьбой украшают национальные низкие столики - хантахта, сундучки, шкатулки, подставки для Корана, футляры для книг, пеналы-каламдоны, музыкальные инструменты.
До наших дней дошло не так уж много старинных образцов резьбы по дереву. Но те, что уцелели, привлекают внимание красотой и совершенством. Фрагменты резного дерева в руинах замка VI века Джумалактепа и деревянное резное панно, найденное в верховьях реки Зарафшан, с изображением двухголовой змеи в окружении ритмичного волнообразного узора, дают представление о мастерстве ремесленников Согда.
Сюжетная резьба по дереву существовала у народов Узбекистана и после вторжения арабов, вплоть до Х века. И только позже орнаментальные геометрические и растительные узоры полностью вытеснили сюжетные изображения.
В искусстве узбекских мастеров резьбы по дереву различаются три основных орнаментальных стиля - багдади, ислими и паргори. Бесфоновая резьба багдади распространена в Узбекистане повсеместно. Она состоит обычно из различных несложных геометрических композиций, представляющих трехгранно-выемчатый узор. Этот вид резьбы особенно популярен в Ташкенте и Хиве, а наименование его происходит от названия древней филенчатой конструкции дверей. Чаще всего багдади встречается в виде каемок, обрамляющих различные композиционные панно на дверях, столах-хантахта или сундучках, выполненных в другой технике резьбы. Рисунок орнамента багдади размечается прямо на заготовке, а затем мастер воспроизводит его формы. В Коканде и Ташкенте мастера применяют особый стиль плоско-рельефной резьбы паргори, который получил свое название от слова паргор - циркуль. С помощью циркуля и линейки мастер-уймакор наносит на заготовку геометрическую сетку из кругов, квадратов, треугольников, по которой размечает тонкий, как кружево, узор. Невысокая, изящная резьба создает четкий изысканный рисунок, тонкую игру светотени.
Резьба с углубленным фоном - ислими по своим художественным достоинствам богаче бесфоновой и применяется как в монументальном архитектурном декоре, так и для украшения изделий в сочетании с багдади и паргори. Резьба с углубленным фоном обычно делается в один план, но опытные мастера делают двух- и трехплановую резьбу. В этом случае фоном верхнего слоя резьбы служит узорная поверхность второго слоя. В стиле ислими преобладают вьющиеся, ритмично сплетающиеся побеги, стебли с бутонами, цветами, листьями, образующие сложные причудливые композиции. Сложный орнамент ислими обычно составляется мастером на бумаге и наносится на заготовку припорохом. Искусство резчика состоит в умелой обработке рельефа и выявлении естественной красоты дерева. Для обработки плоского рельефа и углубленного фона существует несколько основных приемов художественной отделки, имеющих у мастеров специальный термин "пардоз".
|