Все новости
Древо познания искусства
02.03.2016
Древо познания искусства
- так называется интервью, опубликованное 27.02.2016 на официальном сайте Академии Художеств Узбекистана, где сообщается о том, что...:

Его произведения отличаются особой красотой, своеобразием и изысканностью, имя давно стало символом высочайшего профессионализма, а отношение к работе — образцом порядочности и преданности служения своему делу. Наш сегодняшний разговор с уникальным мастером, неординарной личностью, человеком-легендой с горячим сердцем и широкой душой — мастером резьбы по дереву академиком Академии художеств, народным художником Узбекистана Артыком ФАЙЗУЛЛАЕВЫМ о творческом пути и жизненных принципах, его наставлениях молодым художникам, начинающим путь в искусстве.

Усто — автор нескольких сотен произведений орнаментальной резьбы по дереву, получивших самые высокие оценки и у специалистов, и многочисленных поклонников его творчества. С группой своих учеников, многие из которых удостоены званий народных мастеров Узбекистана, Файзуллаев принимал участие во многих лучших архитектурных проектах нашей страны. Выполненные ими колонны, узорчатые двери, настенные панно сегодня украшают величественные здания Дворца форумов «Узбекистан», Олий Мажлиса, Мемориального комплекса Памяти жертв репрессий, галереи Заркайнар, комплекса Хазрати Имам, Дворца «Истиклол», санатория «Узбекистан» в Кисловодске, Республиканского художественного колледжа и других крупных объектов. Творческие работы мастера не раз выставлялись в Японии, Франции, Германии, Польше, Турции, Бельгии, Латвии, Швеции, Италии, Австралии, на Кипре и в других странах мира, находятся в музейных собраниях нашей страны и за рубежом.
Благодаря Артыку Файзуллаеву возрождены многие школы и направления, которые, как казалось, уже утеряны. Он воспитал целую плеяду учеников и по праву признан главой ташкентской школы резьбы по дереву.

- Артык-ака, вы прошли большой путь в искусстве, а с чего он начинался?
— Мой отец, Файзуллахуджа, сын Мирзахуджа, был простым сапожником. Будучи мальчишкой, я всегда помогал ему. Возможно, так и пошел бы по этой стезе, если бы… Однажды, когда мне было лет семь-восемь, мы с мамой поехали в гости к родственникам отца в Зангиатинский район Ташкентской области. Там мое внимание привлек деревянный резной поднос, выполненный неизвестным автором. Долго не мог оторвать глаз от необычно выполненного узора. Так зародился огромный интерес к резьбе по дереву.
В семь лет, а это был 1940 год, я пошел в первый класс школы-четырехлетки. Занимался хорошо и постоянно что-то рисовал… Снова сел за парту уже в 1946 году, буквально за руку в школу меня привел отец, вернувшийся с фронта.
Во время учебы я не бросал рисования, оформлял стенгазету, а после окончания седьмого класса решил поступать в художественное училище на отделение «рисунок и живопись». Учился очень хорошо, поэтому в школе долго не отдавали документы, а когда пришел, оказалось, что набор уже закончен. Там же узнал об открытии (1952 год) прикладного отделения. Думал: год проучусь, потом переведусь. Но тут мне вспомнился тот самый деревянный поднос и так понравилась учеба, что занимаюсь резьбой по дереву уже более 60 лет. И никогда не жалел об этом.

- Вы — один из немногих уймакоров, кто знаком со всеми видами резьбы по дереву, владеете сложнейшими приемами его обработки, в том числе секретами изготовления тончайшей резной панджары (деревянная решетка), требующей от мастера высочайшего профессионализма и умения вести точные математические расчеты…

— Узбекское национальное искусство резьбы по дереву своими истоками восходит к глубокой древности. В традиционном зодчестве и быту народа издавна резное дерево пользовалось огромной популярностью. В зодчестве оно использовалось в качестве важных архитектурных деталей и конструкций, таких, как колонны, карнизы, двери, потолки, решетки. Применение резного дерева в быту, или как ее еще называют бытовая резьба, вбирала в себя обширный круг предметов от мебели до мелкой домашней утвари. Ею оформлялись столики, сундуки, шкафчики, шкатулки, широкие деревянные кровати, раздвижные подставки для книг, пеналы, книжные переплеты, чернильные приборы, шахматы, музыкальные инструменты, штампы для нанесения узоров на ткань и многое другое. Следуя многовековым художественным традициям, узбекские мастера нового поколения вносят свой неоценимый вклад в сохранение такого уникального вида народного искусства, как резьба по дереву.

Традиции ташкентской школы резьбы по дереву после войны начал восстанавливать большой мастер Максуд Касымов. Я продолжил его дело. Ташкентская школа отличается красивым, очень тонким и изящным рисунком, сложной композицией с большим количеством орнаментов — около 40. Работа мелкая и тонкая, с красивой формой и изящной резьбой, создающей тонкую игру светотени. Четкий изысканный рисунок, выполненный на плоской доске, выглядит живым и объемным, переливается и играет. Кажущаяся простота изделий достигается геометрическим расчетом и ювелирной точностью исполнения, умением передать все богатство традиционного орнамента, фактуру дерева. Именно поэтому они так ценятся.

Начало моего творческого пути пришлось на конец 50-х — начало 60-х годов, когда индивидуальная деятельность была под запретом. Но резьбу не бросал, в мастерской в свободное от основной работы время пытался что-то делать — столики, шкатулки, лаухи. Кроме преподавательской деятельности занимался строительными работами, связанными с деревом.
В годы независимости наступил настоящий расцвет декоративно-прикладного искусства, и одно из востребованных сегодня направлений — резьба по дереву. Отрадно, что молодежь хочет им заниматься, что наш труд и наши изделия востребованы, украшают многие архитектурные сооружения страны. В годы независимости по инициативе Президента Ислама Каримова в Узбекистане уделяется особое внимание, проявляется большая забота о мастерах и ремесленниках, созданы условия и возможности для того, чтобы мы занимались любимым делом. Это накладывает особые обязательства, призывает к дальнейшим творческим поискам, ведь главная миссия мастеров — передача традиций следующим поколениям.
- За 56 лет педагогической деятельности вы взрастили несколько поколений учеников. Много встречаетесь с молодежью, терпеливо и щедро делитесь с ней секретами мастерства, опытом и навыками. Какими качествами нужно обладать, чтобы быть достойным звания народного мастера?

— Прежде всего, к своему делу нужно относиться с душой, вкладывать в него всего себя. Главное, чтобы после меня осталась хорошая, интересная работа. Так, на изготовление украшенного резными узорами кресла ушел почти год. Чтобы стать по-настоящему искусным мастером, нужно постоянно работать над собой, много учиться, читать книги по искусству. Кто говорит, что нет времени, обманывает себя. Но время дорого! И успеть сделать нужно как можно больше! Таков мой девиз в жизни и творчестве.
Один лишь пример: когда я уже преподавал в колледже — работал по восемь часов, потом шел на занятия в педагогический. Возвращался домой на Каракамыш поздней ночью и буквально заставлял себя идти в мастерскую, где уже ждали несколько начатых работ. Спал по три-четыре, а иногда и два часа. Помню времена, когда был так погружен в творчество, что не замечал восхода солнца. А утром снова на работу. И так всю жизнь. Было трудно, но очень интересно! А если бы я давал себе поблажки, ничего бы не добился в жизни.
- Творчество, ремесло, искусство. Что стоит за каждым из этих понятий, как они соотносятся друг с другом? И где та тонкая грань, когда ремесленное изделие становится произведением искусства?
— Что такое ремесло? Это умение качественно выполнять свою работу. Оно требует особых знаний, практики, задает определенные стандарты, которые нужно соблюдать, чтобы заслуженно называться мастером своего дела — профессионалом. Кроме того, к своей работе нужно подходить творчески. Только при этом условии из ремесла вырастает искусство, нацеленное на создание оригинального и выдающегося изделия, единственного в своем роде. Искусство — процесс медленный, трудный. В поисках формы, идеально подчеркивающей содержание, и содержания, идеально наполняющего форму, помногу раз отбрасывается все лишнее, переделывается начатое, прежде чем в стремлении к совершенству родится настоящий шедевр, который выдержит испытание временем. А еще искусство не рождается просто так, для этого нужны душа и любовь.
Я очень богатый человек! У меня 15 внуков и восемь правнуков. По моим стопам пошел старший сын, ставший хорошим мастером, один из внуков, которому 24 года.
Горжусь им, молодой художник старается придерживаться в творчестве тех же принципов, что и я. И, конечно, самое большое богатство — мои работы, потому что в них труд, энергия, время.
Все они мне как дети, поэтому люблю их одинаково. Ни одна работа не повторяет другую, в каждой последующей, будь то восьмигранные столики, трехгранные стульчики, колонны или ширмы, новая форма, рисунок, композиция. Богат я и учениками, перед которыми всегда ставил задачу: превзойти учителя. Сегодня могу ими гордиться, они достойны звания мастера, вносят огромный вклад в приумножение славы прикладного искусства нашей страны во всем мире.
Беседовала

Ирина Рибар.
Фото
Рашида Галиева.

Источник:

Перепечатано:
http://art-academy.uz/древо-познания-искусства/
Просмотров 664    Рейтинг 45   Понравилась новость?    +1   -1    Добавить комментарий  (0)

фото