08.02.2016 ХУСАН САДЫКОВ: «Я РИСУЮ ДЛЯ СЕБЯ»
- так называется интервью, опубликованное на сайте gazeta-lady.uz, где сообщается: В Ташкентском Доме фотографии прошла выставка работ узбекских карикатуристов под названием «Бирга кулишайлик» («Посмеемся вместе»), организованная совместно с Академией художеств Узбекистана.
Выставка была посвящена международному дню юмора и смеха. На ней были представлены работы таких известных карикатуристов, как Махмуд Эшонкулов, Радик Азизов, Солижон Маматкулов, Николай Свириленко, Хусан Садыков, Жахонгир Мирзо, Фаррух Тешабаев и другие, в том числе вошедших в рейтинг «100 лучших карикатуристов мира» и «Большую энциклопедию карикатуры».
Мы взяли интервью у знаменитого в республике карикатуриста Хусана Садыкова.
Творческим личностям свойственна особая преданность искусству, они никогда не говорят о материальных благах, даже порой удивляешься, на какие средства живут эти люди. Побеседовав с нашим героем, мы еще раз убедились, что жизни вне творчества у него нет, искусство не отпускает его даже во время сна. Итак, знакомьтесь, художник-график Хусан Мирганиевич Садыков, один из лучших карикатуристов Узбекистана. С 1993 года член Творческого объединения художников Узбекистана. Его произведения хранятся в государственных музеях и личных коллекциях различных стран мира.
Позвольте сделать отступление и начать наш рассказ с узбекского сатирического журнала «Муштум», который публикуется с 1923 года; его инициатором и основателем был выдающийся узбекский писатель Абдулла Кадыри.
С 1927 года журнал начал творческое сотрудничество с журналом «Крокодил». Во время Второй мировой войны выпуск журнала «Муштум» был временно приостановлен, только с 1951 года он снова продолжил свою деятельность. В это время вокруг этого издания собрались такие знаменитые писатели и поэты, как Гафур Гулям, Сабир Абдулла, Абдулла Каххар, Уйгун, Гайрати, Чархи, Саид Ахмад, Аскад Мухтар, Мирмухсин, Акмаль Пулат, Захиджан Абидов, Худайберди Тухтабаев. Что интересно, как и в прошлые годы, так и сегодня на страницах журнала критикуются бюрократизм, взяточничество и другие злобы дня. В журнале вы найдете фельетоны, критические статьи, сатирические рассказы, юмористические стихи, карикатуры. «Муштум» всегда был и остается школой для молодых художников-карикатуристов. Таковым он оказался и для нашего героя, ныне главного художника этого издания.
Вместе весело шагать… в Дом пионеров
Наш герой родился в солнечном Ташкенте в 1960 году. Рисовать же Хусан начал еще с детства, когда ему было пять лет, но никто этому особого значения не придавал. Один из одноклассников предложил ему пойти в кружок рисования при Дворце пионеров им. Островского. Так, в 1968 году Хусан на пару с другом записался в кружок, где его наставником стал Павел Михайлович Шестаков. Кстати, из всех ребят только Хусан дотянул до конца и ходил к наставнику вплоть до службы в армии. И в армии юный художник не забросил рисование, активно участвовал в выставках между дивизиями. Вернувшись со службы, он поступил в Ташкентский государственный театрально-художественный институт на факультет художественной графики, который окончил в 1986 году. Все начиналось с Тюмени
Сегодня Хусан Садыков активно участвует в международных конкурсах среди художников, графиков, карикатуристов. А все начиналось с Тюмени. Именно в этот город на международную выставку Хусан Мирганиевич впервые отправил свои работы. А потом была Турция, Китай, Европа. Затем им заинтересовалась Япония. Отправив в Страну восходящего солнца свои работы, Садыков получил бронзовую медаль за участие в международном конкурсе карикатуристов. Хусан Мирганиевич на сегодняшний день имеет 38 различных грамот, дипломов и степеней. Так, в 1986 году ему была вручена почетная грамота, диплом Всемирного фонда мира. Также он является обладателем «Почетного диплома» Академии художеств Узбекистана, премии «Олтин калам» (2010 г.), специального приза ШОС, степени «Маэстро» Академии художеств Узбекистана и многих других призов.
«Карикатура привлекала меня с самого детства»
«Карикатура – это лишь грань моего творчества. Впервые взяв в руки журнал «Муштум», я был поражен работами, которые были опубликованы в нем, и задался вопросом, а почему бы и мне не попробовать. Я сделал несколько копий, а также несколько своих набросков и, набравшись храбрости, отправился в редакцию журнала. А там прямиком направился в кабинет главного художника Алиджона Халикова (ныне покойного), который принял меня очень тепло. Просмотрев мои работы, он похвалил меня, но, увидев «скопированные» карикатуры, порекомендовал больше так не делать и иметь свой почерк. Кстати, темы тех набросков были позже использованы в карикатурах на его страницах, и это стало для меня большим вдохновением. Как знать, возможно, если тогда меня бы не принял так тепло главный художник, любовь к карикатуре могла угаснуть.
В карикатурах я всегда стараюсь делать акцент на национальных элементах. И вообще во всех своих работах пытаюсь добавить национальный колорит. Если это портрет женщины, то ее брови обязательно подкрашены усьмой, а мужчины у меня непременно в тюбетейках.
Сегодня меня очень привлекает работа с акварелью, она приносит мне особое наслаждение. Рисуя маслом и допустив ошибку, ты легко можешь ее «замазать», а акварель не терпит ошибок, она просто не дает тебе вносить поправки. Когда в апреле этого года в Ташкентском Доме фотографии проходила моя персональная выставка под названием «Акварели», ко мне подошел один из мастеров нашего дела и спросил: «Кто был твоим учителем?» – я назвал имена своих наставников, не придав этому вопросу особого значения. А по окончании выставки мне присвоили степень «Маэстро» Академии художеств Узбекистана, и я понял, почему был задан такой вопрос», – рассказывает мастер. Одним рисунком сыт не будешь…
Так получилось, что Хусану Садыкову пришлось в 1995 году отправиться в Корею, как говорится, на заработки. Но и там он не переставал творить. А по возвращении домой художник организовал выставку, на которой были представлены пейзажи Южной Кореи, где он жил и работал на протяжении четырех лет. Это был своего рода отчет о творческой поездке. Находясь в Корее, как-то Садыков смотрел телевизор – показывали корейский мультфильм. И тут художнику пришла мысль: «Узбекская детская литература хромает, так как в ней отсутствуют красочные иллюстрации, – делится с нами Хусан Мирганиевич, – и я решил взяться за это дело. В течение полугода каждый вечер после работы я садился за стол и, вспоминая мультфильм «Зумрад и Киммат», рисовал. Так, наработал около 200 черновых эскизов и около 40 иллюстраций к данной сказке. Вернувшись домой, я обошел все библиотеки в поисках народных сказок, сделал около 1000 эскизов к ним. Затем надо было перевести выбранные мной сказки на узбекский и английский языки. Я сам искал переводчиков, сам занимался оформлением. Дело оставалось лишь за типографией. Мне не нужен был даже гонорар, главное, чтобы книга дошла до детей. Не получив положительного ответа для печати книги, я вновь отправился в Корею, дабы заработать на ее издание. Сами понимаете, выпустить книгу – дело недешевое. Я вернулся на родину и узнал, что книгу все-таки напечатали – моему ликованию не было предела. Первая книга сказок народов мира с моими иллюстрациями вышла в период 2004-2006 годов тиражом около 500-600 тысяч экземпляров. В тот сборник вошли сказки народов Туркмении, Грузии, Молдавии, Литвы, Украины, Белоруссии, Латвии, Казахстана, Азербайджана, России и, конечно же, Узбекистана. Полистав книги с узбекскими сказками, я обнаружил, что в них мало иллюстраций. Так, в 2007 и 2009 годах вышел сборник узбекских народных сказок на узбекском, русском и английском языках. А недавно вышел новый сборник узбекских народных сказок на узбекском, арабском и английском языках».
Помимо карикатуры, Садыков стал признанным мастером в книжной графике. Он проиллюстрировал около 50 книг художественной литературы. Для этого преданного служителя искусству рисование не цель и не средство. Это даже не ремесло. Он живет искусством. Если его охватит некая идея, он неистово берется за ее воплощение и не успокоится, пока не изольет себя на холсте или бумаге.
Нигора АДИЗОВА
http://www.gazeta-lady.uz/persony/art-kafe/xusan-sadykov-ya-risuyu-dlya-sebya.html
|
|