Все новости
ПРЕСС-РЕЛИЗ. Археологическая выставка: «Материальная культура Чача - по материалам раскопок Каршаултепа и городища Канка» и «круглый стол» с учеными в МКСК
03.08.2015
ПРЕСС-РЕЛИЗ. Археологическая выставка: «Материальная культура Чача - по материалам раскопок Каршаултепа и городища Канка» и «круглый стол» с учеными в МКСК
3 августа, в понедельник, в 17:00 часов в Международном караван-сарае культуры (МКСК) Икуо Хираямы Академии Художеств Узбекистана (АХУз) состоится церемония открытия Археологической выставки «Материальная культура Чача - по материалам раскопок Каршаултепа и городища Канка» в Ташкентской области и «круглый стол», в ходе которого...
- руководитель Экспедиции МКСК и раскопок археолог Константин Шейко расскажет об итогах исследований последних лет на этих памятниках,
- старший научный сотрудник МКСК, кандидат исторических наук, археолог-искусствовед Сергей Савчук-Курбанов о выдающейся роли Чача на Великом шелковом пути,
- художник-реставратор Наргиз Каландарова представила доклад-презентацию Реставрация находок Канки и Каршаултепа .

В экспозиции будет представлено несколько десятков артефактов, обнаруженных в ходе раскопок Археологической экспедиции МКСК.
Наряду оригиналами памятников культурного наследия экспонируются несколько десятков фотографий наиболее интересных экспонатов и виды археологических раскопок.
Сенсационные находки, обнаруженные на Каршаултепа, свидетельствуют, в том числе и о толерантности – межэтнической и межконфессиональной терпимости правителя этого города, где могли исповедовать культы разных религий – христианства несторианского толка, зороастризма и культ предков.
Приглашаются представители СМИ, ТВ, радио, блогеры и все поклонники прекрасного с детьми.
Вход свободный на церемонию открытия.
Справки по телефонам: 256-35-56, 252-30-88, 252-74-73
http://art-academy.uz/
http://caravanserai.uz/

КАРШАУЛТЕПА

Каршаултепа находится в Чиназском тумане Ташкентского вилоята на землях фермерского хозяйства Дустлик , в 14 км от г.Чиназ.

Площадь городища превышает 6 га. Оно имеет подквадратную форму и вытянуто с востока на запад 330х200 м, с отклонением от оси на 15 градусов на северо-запад.

Южная сторона городища, примыкающая к древнему руслу реки Чирчик (Парак), частично смыта. Его территория понижается к востоку, там могла находиться базарная площадь.


К северной крепостной стене примыкал пандус подъема, ведущий к воротам города. Их раскопки были начаты в первой пол. 2014 г. и уже дали интересные результаты.
Другой вход, судя по рельефу городских стен, мог располагаться в юго-восточной части фортификационных сооружений.

Нумизматические и другие материалы, обнаруженные здесь, свидетельствуют, что основное и самое позднее обживание Каршаултепа приходится на 6-9 вв.н.э. Но не исключено, что оно происходило и в еще более раннее время. Об этом косвенно свидетельствуют находки из близлежащего античного некрополя с захоронениями, в которых обнаружены наконечники стрел 2-3 вв. н.э.

Среди находок выделяется группы монет с именем Тарнавча и с изображением верблюда, лошади и хищника.

Сенсационными находками стали: - несторианский нательный крестик и керамический кувшин с процарапанными на ручках крестами, найденные в помещениях раскопа №2.
Эти артефакты позволяют предполагать, что Каршаул мог быть местом проживания общины христиан.

Особый интерес представляет и коллекция старинных каменных бус.

Но есть и другие весьма интересные артефакты.

Некоторые из них свидетельствуют о проживании представителей зороастрийской общины в этом городе. Среди них и печать с надписью «Баго-фарн» на согдийском языке. Она прочитана ученым-лингвистом Лурье из Музея Эрмитаж (г. Ст. Петербург, Россия).

Ученые полагают, что выявленные архитектурные конструкции представляют руины храма, посвященного почитанию культа предков. Подобные раскапывала археолог М.И.Филанович на археологических памятниках Шашатепа и Актепа в пределах г.Ташкент.

Эти находки свидетельствуют о толерантности – веротерпимости правителя этого города, где могли исповедовать культы разных религиозных конфессий – христианства несторианского толка, зороастризма и культ предков.

Археологическая экспедиция Международного караван-сарая культуры (МКСК) проводит раскопки на городище Каршаултепа несколько полевых сезонов в течение ряда последних лет.

Этот памятник стал базовым и для организации на его объектах мастер-классов.

Они проводятся с целью привлечения внимания широких слоев населения, особенно молодежи, к насущным задачам сохранения мирового культурного наследия.

КАНКА
Канка – древнее античное городище в Аккурганском районе Ташкентской области. Этот археологический памятник скрывает руины одного из самых древних городских центров Чача.
Городище расположено в 70 км в юго-западу от Ташкента на левом берегу старого русла Ахангарана (ныне протока Карасу).
Городище Канка – первая столица Ташкентского оазиса, один из крупнейших городских центров эпохи античности и средневековья Узбекистана. Город существовал с III в до н.э. по XIII век.
Город состоит из квадратной цитадели высотой до 40 м , площадью около 1 га и трех шахристанов, возникавших последовательно с развитием городской территории на юг.
Общая площадь 150 га . С трех сторон (кроме северной) город окружает пригород - рабад площадью в 60 га .
На цитадели полностью открыт архитектурный комплекс караханидских правителей города конца X - начала XII века.
Под ним частично выявлено укрепление замка V — VIII веков с квадратными башнями, обводными галереями, входом-пандусом, храмом огня и жилыми комплексами.
Цитадель первоначально строилась как четырехбашенный замок.
В основе первого шахристана лежало поселение V - III веков до н. э. с ямами- землянками и лепной керамикой.
В III - II веках до н. э. на платформе с бермой была возведена мощная крепостная стена с двухъярусной галереей и округлыми башнями из квадратного кирпича и пахсы.
Полуразрушенные укрепления перекрывались последовательно оборонительными стенами первых веков н. э., а затем - оборонительными сооружениями IV - VI и VI — VIII веков.
В самом шахристане открыто монументальное культовое здание IV - VI веков с суфой-эстрадой, росписью, рельефным орнаментом, фронтоном, оформленным фигурными терракотовыми плитами. На полу сохранились сгоревшие зерна и плоды.
Во втором шахристане раскрыты дома и крепостная стена VI века.
В третьем шахристане раскопаны караван-сарай, квартал ремесленников IX — XII веков, городской замок - кешк VII - VIII веков, крепостные и предвратные сооружения, в рабаде - мастерские керамистов VI - VIII и X - XI веков.
На Канке найдены серебряные и медные монеты III - XI веков, орудия труда из металла, кости, камня, керамическая и стеклянная посуда, украшения из золота и самоцветов, антропоморфные и зооморфные терракотовые статуэтки.
Канка III века до н. э. отождествлена с Антиохией Заяксартской, город на рубеже н. э. - со столицей кангюйского владения Юени.
Затем - это столица самостоятельного владения Чач III - VII веков н. э.
Через нее проходила ветвь международного караванного „Шелкового пути".
Средневековая Канка - Харашкет (Хараджкет) - второй по величине город Чача, центр ремесел - металлообработки, гончарства, стеклоделия, ткачества и торговли на „южной хорасанской дороге".
Запустение города в XII веке связывается с изменением русла реки Ахангаран.
(При подготовке Пресс-релиза частично использована информация из статьи: Культура и искусство древнего Узбекистана//Каталог выставки в двух книгах. Книга 2. М ., 1991)
В течение нескольких лет – с 2002 года на одном из объектов X - XII вв. н.э. шахристана Канки ведет раскопки археологическая экспедиция МКСК.
Произведения средневековых ремесленников-керамистов, мастеров декоративно-прикладного искусства, обнаруженные в ходе этих научных изысканий выставлены в экспозиции «Раритеты Великого шелкового пути» МКСК.
Особую гордость представляют коллекции металлических изделий, стеклянной и гончарной посуды.
Среди них: почти метровой высоты горшки – хумы (емкостью в несколько сотен литров), служившие для хранения различных продуктов, керамические сковородки и различные кувшины из жаропрочной глины - для приготовления яств на очаге, т.е тарная и кухонная, а также столовая посуда и дастарханы – министолы на ножках, светильники – чироги.
Примечательно, что многие образцы изящной столовой посуды того времени, покрыты подглазурной иногда трехцветной (желтой, зеленой, коричневой) росписью, некоторые украшены темнокоричневой вязью на белом фоне староарабских надписей (иногда стилизованных под растительный орнамент), по смыслу традиционно содержавших благопожелания или пословицы.
Обнаруженные памятники материальной культуры, указывают на многовековые торгово-экономические и культурные связи городища Канка, как одного из крупнейших купеческих городов античных и средневековых государственных образований, располагавшихся на территории Узбекистана - с Индией, Китаем, Грецией, Римом, Египтом, и другими царствами Среднего Востока.
Одним из наиболее интересных раритетов коллекции МКСК является фрагмент дисковидной бронзовой пластины с ажурным орнаментом по периметру - в виде языков пламени. Это декоративная деталь заднего фона миниатюрной буддийской скульптуры. Она представляет часть так называемой «мандорлы» - символизирующей «божественное энергетическое сияние» - «ауру», окружавшую тело Будды.

Этот экспонат вызвал живой интерес среди членов японской миссии по изучению культуры Центральной Азии, которая в рамках своего визита в нашу страну побывала несколько лет назад в Ташкенте в Международном Караван-сарае культуры, являющимся сегодня, ярким примером плодотворного сотрудничества.

Руководитель делегации Сейичи Кондо - начальник Управления информации и культурных обменов Министерства иностранных дел Японии, в частности подчеркнул, что:
«Эта находка является ещё одним примером того, что территория Узбекистана была важнейшим звеном распространения буддийской религии в том виде, в каком она была воспринята японцами».

Члены японской миссии, ознакомившиеся тогда с экспозицией «Раритеты ВШП» и деятельностью МКСК были едины во мнении в том, что узбекско-японский научно-просветительский Центр - Международный Караван-сарай культуры, созданный при поддержке Президента Узбекистана Ислама Каримова и при содействии знаменитого японского художника Икуо Хироямы, становиться сегодня своеобразным эталоном толерантности и народной дипломатии, способствуя сближению народов разных стран с помощью развития научного, культурного и духовного сотрудничества на Великом Шелковом пути.
Просмотров 812    Рейтинг 29   Понравилась новость?    +1   -1    Добавить комментарий  (0)

фото