03.07.2015 "Памятники буддизма на территории Узбекистана"
Из истории религий и их памятников в Узбекистане. Часть 2. Буддизм доступный для всех впервые появился в Узбекистане?! - И это не исключено, поскольку для таких выводов есть очень веские основания и уникальные артефакты 1900-летней давности… - пишет в своей статье, опубликованной на сайте популярной интернет-газеты "Новости Узбекистана" с.н.с. МКСК Др.Сергей Савчук-Курбанов.
Об этом мы уже писали в статье - «Толерантность в Великой Кушанской Империи», где сообщается о том, что «Согласно буддийской традиции, знаменитый царь Канишка I (правивший в первой трети II в. н.э.), бывший покровителем буддизма, созвал IV буддийский собор, на котором восторжествовала школа Махаяны (Широкого пути спасения – т.е. для всех - в Буддизме), и государство переживало период своего наивысшего торгово-экономического расцвета...» В то же время «…поддержанная на уровне государства широкая межрелигиозная и межэтническая /веро/терпимость нашла отражение и в изобразительных сюжетах ряда храмов и монастырей, расчищенных в ходе археологических раскопок…» античных буддийских памятников на территории Узбекистана.
К примеру, «…таких как «Будда-Мазда» – такой надписью сопровождается, изображение этого синкретического божества, фигура которого окружена языками сияния-пламени на настенной росписи буддистского монастыря Каратепа. II-III в.н.э. на городище Старый Термез (Тармита) на юге Узбекистана. К нему могли приходить молиться и буддисты и зороастрийцы…»
«Памятники буддизма на территории Узбекистана»
(Выдержки из публикации автора на: http://nuz.uz/kultura-i-iskusstvo/3295-tolerantnost-v-velikoy-kushanskoy-imperii.html , где также можно посмотреть иллюстрации этих сюжетов)
«О значительном престиже и влиянии на другие религии зороастризма пишут многие ученые, отмечающие, что «...некоторые из важнейших его доктрин заимствованы иудаизмом, христианством, исламом и гностическими сектами. На Востоке зороастризм повлиял на развитие северного варианта буддизма». (Выдержка из моей публикации «АВЕСТА…»: http://nuz.uz/kultura-i-iskusstvo/6421-avesta-drevneyshiy-pamyatnik-literatury-prizyvayuschiy-k-vechnomu-miru-i-dobru.html)
О Буддизме в Узбекистане
Общеизвестно, что на духовную жизнь народов Узбекистана в древности и раннем средневековье оказывали влияние разные религиозно-философские верования, в том числе зороастризм и буддизм.
О некоторых кардинальных и благотворных изменениях в учении буддизма, произошедших на территории Северной Бактрии, включавшей юг современного Узбекистана – долину Сурхана, а также в Ферганской долине и некоторых моментах из истории его развития мы и расскажем вам дорогие читатели далее… Но сначала…
Кратко о Буддизме и сути этого религиозно-философского Учения
Его основатель Шакьямуни ("отшельник из племени шакьев"), легендарная и реальная личность - царевич Сиддхартха, из знатного рода Готама/или Гаутама/. Жил он на Севере Индостана около 25 веков тому назад. Согласно преданиям - грядущий Будда, что на санскрите означает "просветленный высшим знанием, осененный истиной", явившись на землю, воплотился в царевича Сиддхартху...
Когда ему исполнилось 29 лет, он ушел из дома в поисках постижения знаний, способных избавить человечество от страдания.
И, однажды, уже в возрасте 35 лет, сидя под священным деревом Бодхи, он познал "Четыре Бла¬городные Истины" и Срединный (или Восьмеричный) путь (Практику) спасения, став Буддой (“Просветленным” или “Пробудившимся”). Суть этого откровения заключалась в том, что -
«…Благородная Истина о Пути, ведущем к утолению всякой скорби …» основывалась на Благородном Срединном Восьмеричном Пути СПАСЕНИЯ, включающем — только ИСТИННОЕ - Воззрение, Намерение, Речь, Поступки, Образ Жизни, Усердие, Размышление и Сосредоточение»
Следовать этому «Срединному Пути» — значит не впадать в крайности между аскетизмом и наслаждениями, гармонично сочетая физическое и духовное развитие и самосовершенствование для того чтобы мудро поступать в любой жизненной ситуации и справляться с загадками заданными жизнью.
Таким образом, считается, что Будда достиг полного представления о природе и причине человеческих страданий — Невежестве, а также о том, что необходимо делать для их устранения.
Но стало ли все это панацеей? Хотя, любой из нас слышал об этом неоднократно.
Весь вопрос в том: - Умеем ли мы претворять в нашу жизнь опыт и мудрость прошлых поколений?
Все эти Знания, полученные разными пророками в виде откровений свыше, нашли отражение в священных книгах разных конфессий и учений, в Заповедях и прочих Истинах и Премудростях, Изречениях Мудрецов и Мыслителей Востока и Запада, пословицах и поговорках, вплоть до Морального Кодекса…
В этой связи интересно, что некоторые специалисты пишут о том, что Буддизм длительное время считали философским Учением о Смысле Жизни и лишь не так давно признали Религией!
Главное, что это Учение «хотело спасти и сильных и слабых, одинаково мечущихся в круговороте бытия и страданий».
Таким образом, Будда «увидел, узрел бытие-страдание и его причины, он узрел конец страдания и путь к этому концу». Другими словами, он «понял сущность круговорота бытия, колеса жизни и постиг возможность выйти из круговорота, остановить катящееся колесо жизни». Иными словами «Боль и печаль, грусть, забота, разлука ведомы всем; а те немногие, которые их знают мало, те, кто не знает жизни, видят их вокруг себя в других людях».
(Подробнее об этом в читайте в публикации: О.О.Розенберг. О МИРОСОЗЕРЦАНИИ СОВРЕМЕННОГО БУДДИЗМА НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ. Лекция, читанная на Первой буддийской выставке в Петербурге. Изд. Отдела по делам Музеев и охраны памятников Искусства и Старины. Пб., 1919// http://psylib.org.ua/books/_rozeo01.htm)
Поэтому, был предложен Путь Спасения, процессами в котором человек мог научиться управлять, в случае следования Истинам и воплощения в жизнь на практике всех рекомендаций.
Насколько эти Истины актуальны в наши дни?!
Эта вечная как жизнь аксиома и постоянное стремление побороть Невежество, в том числе и духовное, испокон веков всегда волновали и волнуют многих родителей во всем мире…
В то же время приятно удивляет стремление многих, в том числе молодежи и творческих людей к просвещению, духовному и творческому росту и самообразованию, повышению его уровня …
Исторический опыт свидетельствует, что важная роль в этих процессах всегда принадлежала созданию и функционированию хорошо отлаженной системы Учитель-Ученик, в том числе и в плане повышения уровня совершенствования в сфере Духовности и Просветительства, Физической культуры и Гармонизации всех этих процессов для воспитания гармонично развитого поколения и создания и развития подобного общества,
И ответственность в плодотворной реализации этих задач стоит не только перед педагогами, преподавателями, семьями, обществом и государством...
Эти моменты в той или иной степени всегда рассматривались как важнейшие не только в учениях и школах основных конфессий, но в случаях стремления к достижению профессиональных высот…
Приятно осознавать, что на этом поприще где-то и кому-то уже есть чем гордиться, и не только в смысле сохранения и возрождения подобных многовековых традиций, использования достижений предков и т.п.
Но и тем, что жизненные реалии уже подтверждают фактами, на деле, а не на словах…
Где не только поэтапно строятся и реконструируются, создаются или уже, что-то создали, но также, наряду с этим постоянно совершенствуется, не останавливаясь на достигнутом… как в системах функционирования всех уровней образования, в том числе и профессионального, а также спорта, духовности и просвещения, организации творчества, досуга и отдыха…
… с правильно поставленными Целями, созданными и контролируемыми эффективно действующими механизмами реализации задач по их осуществлению…
Для подтверждения этого достаточно обратится к сухим цифрам статистики… и сравнить их... по странам… Тогда все становится предельно ясным…
Конечно же «нет предела совершенству» и «не ошибается тот, кто ничего не делает», как и то, что «критика должна быть конструктивной» и всегда есть к чему стремиться… и не только в этом плане и на этом поприще…
В том числе и в сфере взаимопомощи и меценатства…
Но в любом случае, как свидетельствует история, прогресса и процветания общества и государства можно достичь только в атмосфере Позитива и на основе Позитивных Фактов и Факторов…с использованием Позитивного опыта Предков и наших Современников…
* * *
«Бог любит Троицу» (?)…
Возвращаясь к Шакьямуни, следует напомнить, что первую свою проповедь он произнес близ Бенареса перед пятью будущими учениками и оленями. Поэтому, при буддийских монастырях в разных странах принято держать прирученных оленей. Затем, в течение еще сорока лет он распространял свое учение - "последователей дхармы» среди народа.
Дхарма - одно из основных понятий буддизма, включающее учение Будды. Позднее учение по имени его основателя стало называться буддизмом.
Вскоре после смерти Будды Шакьямуни на Первом буддийском соборе появился свод буддийских священных текстов Трипи́така («Три корзины (учений)») (Справочную инфо об этом можно найти в интернете…)
В буддизме существуют множество школ, источниками порождения которых стали 3 его главных направления:
- Хинаяна ("Малая колесница» или «Узкий путь спасения") с полным отказом от мирской жизни, получила распространение в раннем буддизме.
Существенным моментом в учении Хинаяны является малозначительная роль бодхисатв, которые не являлись в ней объектом почитания, поскольку считалось, что никакой роли в спасении человека не играли. Спасение человека зависело от него самого, если он вставал на путь, указанный Буддой, т.е. это направление и путь спасения были доступны только «избранным» - узкому кругу лиц.
– Махаяна ("Большая колесница» или “Широкий путь спасения”) - стала наиболее распространенной школой этого вероучения, особенно после IV буддийского собора, созванного царём Кушанской империи Канишкой I в Кашмире. Период его правления в научной литературе принято называть Великокушанским, благодаря достижениям во всех сферах жизни, успешной деятельности и процветанию народа и государства!
При этом следует обратить особое внимание на то, что земли Узбекистана не только входили в эту империю, но и послужили основой для ее зарождения! Так же как и первой столицей этого царства был город, руины которого сохранились под холмами всемирно известного городища Дальверзинтепа в Сурхандарьинской области на юге Узбекистана.
Бодхисатвы в Махаяне - сверхъестественные существа-небожители, воплощения самого Будды. Ради помощи людям они отказываются от погружения в нирвану. Им свойственна любовь и милосердие к людям, поэтому, они пользовались исключительным почитанием в Махаяне.
– Ваджраяна («Алмазная колесница»), одно из направлений Махаяны и буддизма в целом, получившая распространение в разные исторические периоды в Тибете – на территории современного Китая, а оттуда уже и во многих странах Восточной и Юго-Восточной Азии, а также на севере Узбекистана – в Ферганской долине в буддийском храме на городище Кува!
Миссия Просвещения, ее Пути и Инструменты
Исследуя эту тему мы специально делаем акценты на ряде важнейших моментов, связанных с положительным, примирительным значением слияния различных идей…
В частности, на появлении и развитии в разных ВероУчениях способностей к межрелигиозному синкретизму, после того как они проникали на благодатные земли Узбекистана. Сопоставление арте- и прочих фактов приводит нас к очень интересным выводам.
В этой связи, особый интерес в Ваджраяне для нас представляют, в частности,
«Ваджрапани – спутник Будды, устрашающий бодхисатва синего цвета с ВАДЖРОЙ в руке, занимавшийся уничтожением ТУПОСТИ и ЗАБЛУЖДЕНИЙ…», а также ряд других божеств …
К примеру, таких как Божество Просвещения и Мудрости Манджушри … Его голова от скульптуры - «с напряженным взглядом, гневно раздутыми ноздрями и широко раскрытым в яростном вопле ртом…», была обнаружена при раскопках буддийского храма Кува - VII—VIII веков в Ферганской долине Узбекистана.
Очень интересно как документально и образно памятники культурного наследия намекают нам на то… «Сквозь какие тернии к звездам» всегда приходится «продираться», всем жаждущим достичь искомой Цели и постичь Истину на Пути Познания…в том числе и самого себя.
Что-то, возможно даже Интуиция, подсказывает, что это и есть один из древнейших образов, именно того Учителя, кто имел дар Божий, таланты и умения наставить настоящих Учеников на Путь Истинный…
Может из этой их важнейшей способности и появилось современное почетное звание – Наставник!
Согласитесь, что в этом нет ничего случайного и неактуального на все времена…
Да и современные психологи и прочие «душеприказчики» обратили бы особое внимание на то, что, таким образом, благодаря волшебной силе изобразительного и прочих видов искусства, создавалась и достигалась атмосфера, содействовавшая формированию волшебного воздействия на потенциальных Учеников…
На их подсознание и выработку у них «добровольного» желания «грызть гранит науки», а также неиссякаемого стремления постижения всех Истин Срединного Пути Спасения…
В этом нет ничего удивительного, поскольку, творческие люди, стремящиеся достичь успехов с помощью состояния интуитивного озарения, постоянно находятся в поиске Учителей для обращения к духовным, медитативным и прочим практикам … В том числе и для того чтобы, найти оригинальный и уникальный Путь в своем творчестве и профессии. И в результате стать востребованными.
Таинственный «Прибор Богов или Инопланетян» (?)
- для достижения состояния просветления и творческого вдохновения, а также, что не менее важно, - «для уничтожения ТУПОСТИ и ЗАБЛУЖДЕНИЙ»
В данном случае имеется в виду Ваджра – оружие-скипетр Ваджрапани – спутника Будды! Это ритуальное, мифологическое оружие, использовавшееся некоторыми божественными персонажами в индуизме, тибетском буддизме и джайнизме.
Символизируя непреклонность в достижении важных целей, силу духа и мужской энергии, она была создана, как оказывается …из костей мудреца Дадхичи для Индры и выполняла также функции громового скипетра этого бога.
«Памятники буддизма на территории Узбекистана» Так выглядит ВАДЖРА…
В этой связи логично предположить, что использование при создании Ваджры священных мощей, частица которых как в реликварии могла находиться в какой-то или в каких-то частях Ваджры не противоречит канонам Буддизма (как и ряда других религий), в принципе…
Причем, само это слово в значении - «молния» и «алмаз», используется еще в буддийских священных текстах и в названиях сутр.
В буддизме «ваджра» означает нерушимость, подобную алмазу, и ПРОСВЕТЛЕНИЕ, подобное мгновенному удару грома или вспышке молнии.
Возможно, имеется в виду прибор, способ, метод, методика и технология воздействия на сознание и подсознание, использовавшиеся для достижения этого состояния.
Не этот ли скрытый смысл и сакральное предназначение заключены в этих магических символах и предметах?!
Невольно вспоминается известная пословица: «Гром не грянет – мужик не перекреститься!», которая, в этой связи, с учетом всего вышеизложенного, может и толковаться теперь по-разному…. Вероятно и с учетом вышеизложенных размышлений…
Можно ли, в этой связи, рассматривать Ваджру и с точки зрения, своего рода божественного «оружия» или волшебного «прибора» («электро-шокера»? «Инопланетян?», наполненного «божественной энергией»).
Возможно, именно с его помощью достигалось состояние вдохновения (включавшее пограничное состояние на уровне подсознания) для вхождения в космический энергетический поток, служивший мостом для связи с Высшим Сознанием-Разумом и получения и постижения секретных знаний…
Внимаю художников и прочих представителей творческой элиты...
В этом состоянии человек был способен творить шедевры и чудеса…
Ведь неспроста говорят, что «Все новое – это хорошо забытое старое!»
Может это артефакт является намеком - Божественным посланием от наших прошлых поколений на то, что пришла пора, возродить подобные приборы, используя передовые технологии предков в сфере Просвещения и Воспитания, служившие своего рода «волшебным пинком» для нерадивых учеников?
А родителей, в этой связи, призываем перестать думать об упрощенной схеме воспитания и возбуждения желания к обучению с использованием примитивных средств - розг, ремней и прочих «волшебных палочек или дубинок», которые многим из них хотелось бы использовать в подобных случаях…
Я этого не утверждаю, но все-таки… Может кто из ученых со мною и не согласный, но предположить подобную трактовку имею право…. В том числе и в качестве первооткрывателя секретных знаний древних жрецов, приоткрыв таким образом завесу над некоторыми из их Тайн …
Итак, дорогие читатели, продолжая наше исследование (или следствие…?) и попытаемся дальше приоткрывать завесу над таинственными знаниями наших великих предков, зашифрованными в артефактах и письменных источниках…
“Кто думает, что постиг все, тот ничего не знает” - гласит Восточная мудрость…
Может быть для лучшего понимания этих процессов нам следует обратить особое внимание на, более глубокий смысл и сакральное содержание некоторых слов, которые у всех на слуху?!
К примеру, таких как - БлагоДатная Земля, БлагоПриятные условия, БлагоРодные Намерения и МногоТысячелетние Традиции БлагоДарения и ГостеПриимства, характеризующие БлагоДушие и ДоброЖелательную Энергию, …
Именно эти слова в лучшей степени и наиболее полно характеризуют всю жизнедеятельность не только позитивно настроенного многонационального народа Узбекистана… Но и всего того, что происходило здесь на протяжении веков и целенаправленно осуществляется, благодаря Доброй Воле Великих Предков и наших Современников….
В том числе, благодаря тому, что эти территории испокон веков служили главнейшим, важнейшим и кратчайшим связующим мостом между цивилизациями Востока и Запада по трансконтинентальным караванным маршрутам Великого шелкового пути и других магистралей древности … в том числе и Великого Лазуритового пути… до и после их существования…
Так они навсегда стали, в буквальном смысле не только Центром, аккумулирующим самое ценное, но и своего рода Сердцем, которое обогащает живительной энергией как кислородом все, проходящее через него и далее - по существующим коммуникациям распространяется в другие страны.
Вот почему, сейчас стало особенно актуальным стремление к возрождению не только торговли, но очень важной духовной составляющей – для ренессанса того великого и объединяющего все народы Духа Великого шелкового пути - как Духа дружбы и плодотворного, взаимовыгодного сотрудничества, в том числе и в сфере народной дипломатии, на почве культивирования межэтнического и межконфессионального плюрализма – мирного сосуществования…
История свидетельствует, что этим уникальным качествам со свойствами катализаторов Прогресса, Процветания и Панацеи не было и нет Альтернативы …
Возможно поэтому, по мнению зарубежных экспертов, Ренессанс этих древнейших традиций и успешно реализуемые целенаправленные прогрессивные изменения в системе ПроСвещения, воспитания и профобразования, происходящие в современном Узбекистане становятся, если уже не стали своего рода Знаком Качества реформирования и Брендом нашей страны…
И опять примеры из Истории
К примеру, многотысячелетние история и традиции свидетельствует о том, что подобные опыты в сфере улучшения условий для обучения и постижения Нужных и Правильных –Позитивных Знаний предпринимались неоднократно и в разной степени успешно …
Так, уже в период правления великого царя Ашоки (273- 239 г.г. до н.э.) буддизм уже становился государственной религией обширного индийского царства Маурьев (322- 184 г.г. до н.э.), а позднее даже распространялся в Бактрии, Согде, Сериндии (Восточный Туркестан) и Китае.
И в этом случае территория Узбекистана, служила не только ретранслятором буддизма Махаяны на Восток / в I в н.э. это религиозно-философское учение проникает в Китай, в IV в. – в Корею, во второй четверти VI в. – в Японию /, но и служила развитию этого направления данного вероучения посредством симбиоза с другими религиями, их взаимообогащению на почве синкретизма...
В формировании буддизма Махаяны немаловажную роль сыграли философия и многовековая мудрость зороастризма и Авесты, повлиявших и на другие мировые религии (Об этом мы уже рассказывали в статье - “Авеста” - древнейший памятник литературы, призывающий к вечному Миру и Добру. Из истории религий и их памятников в Узбекистане. Часть 1…)
Выдающуюся роль в продвижении культурных традиций и одной из древнейших мировых религий - буддизма на Восток сыграл Великий шелковый путь и наши предки - согдийские и бактрийские проповедники и купцы.
«Памятники буддизма на территории Узбекистана» Карта Кушанской империи, античность
«Памятники буддизма на территории Узбекистана» Карта Кушанской империи, античность
Др. Сергей САВЧУК-КУРБАНОВ
Специально для nuz.uz
Продолжение следует... Теги: Сергей Савчук-Курбанов, Религия, Буддизм
Фото и иллюстрации смотрите по ссылке на Источник: http://nuz.uz/kultura-i-iskusstvo/6658-pamyatniki-buddizma-na-territorii-uzbekistana.html
|
|