Все новости
"ИЗЯЩНАЯ ЭКОНОМИКА" ИЛИ ОБ АЛЬТЕРНАТИВНЫХ ИСТОЧНИКАХ ДОХОДА МУЗЕЕВ
06.06.2015
"ИЗЯЩНАЯ ЭКОНОМИКА" ИЛИ ОБ АЛЬТЕРНАТИВНЫХ ИСТОЧНИКАХ ДОХОДА МУЗЕЕВ
РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ КУЛЬТУРНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В ЭПОХУ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ МОЖЕТ СТАТЬ НАСТОЯЩИМ ИСПЫТАНИЕМ. ОДНАКО УСПЕШНЫЕ МАРКЕТИНГОВЫЕ МОДЕЛИ МЕЖДУНАРОДНОЙ ПРАКТИКИ СВИДЕТЕЛЬСТВУЮТ, ЧТО МУЗЕИ СПОСОБНЫ НЕ ТОЛЬКО СОДЕРЖАТЬ СЕБЯ, НО И ПРИНОСИТЬ ПРИБЫЛЬ. БОЛЕЕ ТОГО, ПУТЬ К САМОФИНАНСИРОВАНИЮ МОЖЕТ ОТКРЫВАТЬ НОВЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУЗЕЕВ. КЛЮЧЕВОЙ МОМЕНТ В ЭТОМ ПРОЦЕССЕ — СДЕЛАТЬ МУЗЕЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНЫМ ДЛЯ САМЫХ РАЗНЫХ АУДИТОРИЙ.

Доля государственных средств в бюджетах европейских музеев доходит до 80%. Эти средства направляются на содержание штата сотрудников, коммунальные платежи и мелкие реставрационные работы. Объекты национального достояния, такие как Лувр или Британский музей, являются муниципальными, что, однако, не ограничивает их в возможности поиска альтернативных статей дохода, привлекая тем самым новые аудитории.

Облик современных музеев меняется, как и меняется отношение к ним. Сегодня перед мировыми музеями встает вопрос: оставаться консервативным «храмом искусства» или трансформироваться в рекреативный центр современного формата, сохраняя при этом свою образовательно-просветительскую функцию.

Показателен пример Великобритании, динамично применяющей новаторские подходы, в том числе и к музейному делу. Музеи получают серьезную государственную поддержку, но ее размер зависит от востребованности конкретного музея. Вход во все муниципальные музеи бесплатный. Однако у дверей стоят счетчики, фиксирующие посещаемость. Кроме того, на музейных сайтах ведется подсчет виртуальных посетителей. От этих цифр зависит объем финансирования каждого музея.

Кофе-шопы и рестораны, террасы можно позиционировать как место посещения вне зависимости от часов работы самого музея

Подобная система заставляет музеи постоянно изобретать новые, интерактивные форматы для привлечения посетителей. Придя в музей, гости готовы оставить деньги в сувенирных магазинах и кафе при музеях, а также посещать временные экспозиции, за вход на которые взымается плата. Кроме того, бюджет музея пополняется за счет добровольных пожертвований, оставляемых посетителями при входе в музей.

Схема оправдала себя во время экономического кризиса, когда власти Великобритании решили ограничить финансирование музеев, и бюждет формировался за счет альтернативных источников дохода.

В Узбекистане 100% музеев находятся на государственной дотации. Некоторые музеи подведомственны различным официальным учреждениям и организациям. Количество частных галерей можно пересчитать по пальцам.

СТАТЬЯ ДОХОДА

Наиболее распространенные источники альтернативного дохода для музеев — продажа сувенирной и полиграфической продукции, пожертвования меценатов и благотворительные мероприятия, гастрономия, лекции и мастер-классы, аренда помещений.

Продажа сувенирной продукции — один из компонентов музейного маркетинга наряду с самой экспозицией и печатной продукцией о коллекции.

Сувенир сегодня стал отдельной статьей дохода и способом презентации музея или галереи как бренда. Музейный объект привлекает внимание к сувениру, а сувенир — обратно к произведению искусства.

Для экспозиции Вячеслава Усеинова галерея выпустила лимитированную коллекцию сувениров с фотографиями экспонатов, логотипом галереи и познавательной информацией о коллекции. Эксперимент удался, кружки и мелкие сувениры были распроданы в день открытия.

«Во всем мире распространена практика продажи литографии, — отмечает Шахноза Каримбабаева, основатель ташкентской галереи «Бонум Фактум». — Если человек не может позволить себе купить оригинал работы Пикассо или Дали, то авторские листы литографии можно приобрести практически в каждой галерее. Это тот же сувенир, но уровнем выше, чем просто печатный постер или открытка».

При Государственном музее искусств Узбекистана, Музее Амира Темура, Музее прикладного искусства можно приобрести предметы изобразительного и прикладного искусства, антиквариат.

Интересный ход предприняла Национальная галерея современного искусства в Риме, выпустившая в виде сувениров изображения экспонатов итальянской живописи XIX века, украденных из галереи. Таким образом, дирекция попыталась познакомить общественность с предметами, находящимися в международном розыске.


ПЛАТА ЗА ЗНАНИЯ

Еще один «отличительный признак» современного музея, по мнению директора Галереи «Тейт» в Лондоне Николаса Сироты, — это издательская деятельность. Разумеется, основу здесь составляют книги, связанные с экспозицией музея, книги по искусству. «В случае с открытками и календарями, репродукция не самоцель, а способ продвижения бренда музея и популяризации коллекции», — говорит Сирота.

Государственный музей искусств и Галерея изобразительного искусства Узбекистана также публикуют каталоги своей коллекции и предлагают посетителям альбомы современных художников, книги по искусству. Тем не менее, данный ассортимент можно было бы расширять и привлекать больше средств за счет издательской деятельности.

Практика внедрения образовательных программ с участием кураторов музея и научных сотрудников — лекции, семинары, мастер-классы в Музее Виктории и Альберта в Лондоне, Национальном центре искусства и культуры имени Жоржа Помпиду в Париже — демонстрирует положительную тенденцию. Лекции и творческие мероприятия проводят сами сотрудники музея, а часть собранных с них средств идет в бюджет учреждения.

Кроме того, в деятельности музеев принимают участие волонтеры, работающие наравне с сотрудниками, при этом позволяя сократить фонд оплаты труда. Запуск проектов с участием молодых людей, детские образовательные программы также придают оживленность коллекции и всему музею.
Культурные ценности все больше воспринимаются бизнесом как элемент инноваций

В Узбекистане подобные лекции и мастер-классы, в том числе с участием легендарных представителей мирового искусства в ходе международных биеннале в Ташкенте, как правило, бесплатные. Это связано, в первую очередь, с отсутствием правового регулирования для коммерциализации подобного вида деятельности. Может показаться, что и аудитория, в принципе, не готова платить за образовательные мероприятия в музеях. Но практика ташкентских ресторанов и индустрии развлечений по «продаже» кулинарных и иных мастер-классов свидетельствует о том, что это в большей степени вопрос грамотного маркетинга.

ГАСТРОНОМИЯ

Залог успеха современного музея заключается в интенсивности взаимодействия с аудиторией. В Национальной библиотеке Рима, помимо уникального собрания книг, посетители могут оценить аутентичную итальянскую кухню в кафе библиотеки.

Причем музейные кафе совсем не обязательно должны быть из категории «фастфуд». Так, ресторан в Национальной галерее в Лондоне считается одним из лучших мест в городе, предоставляющим консервативный сервис уровня fine dining. А кондитерская в Версальском дворце представляет лучшие традиции французкой выпечки.

Британский музей предлагает послеполуденное чаепитие afternoon tea: путеводители включают его в свои туристические маршруты. Кофе-шопы и рестораны, террасы можно позиционировать как место посещения вне зависимости от часов работы самого музея.

В ташкентском Доме фотографии в свое время была открыта «чайная», куда творческие личности приезжали вечерами пообщаться за чашкой чая со специями.
«Кафе или ресторан в музее может стать популярным местом общения и профессионального взаимодействия, точкой притяжения, где собираются художники и ценители искусства», — говорит Шахноза Каримбабаева.

Многие музеи зарабатывают также на том, что сдают свои помещения в аренду для проведения светских мероприятий, фотосъемок, как, например, рекламная кампания французского Дома моды Dior в Версале или концерт органной музыки в Музее Метрополитен в Нью-Йорке.

В последнее время музеи и культурные учреждения Ташкента также привлекают внимание в качестве локаций для съемок клипов и фотосессий. Но пока данная статья дохода не является существенной в их деятельности.

ФАНДРАЙЗИНГ

Еще одна успешная модель — создание клубов меценатов, друзей, покровителей музея. Чем интереснее музеи людям, тем выше интерес к ним со стороны бизнес-структур.

Финансируя музеи, компании пытаются укреплять свой позитивный имидж. Нечто подобное пятьсот лет назад делала семья Медичи, поддерживая художников Возрождения с целью создания позитивного образа своих банков и упрочнения собственного финансового и политического влияния в других городах Италии.

Проведение фандрайзинговых мероприятий, как, например, традиционный ежегодный торжественный прием «Последний бал Романовых» в Зимним дворце Эрмитажа (Санкт-Петербург), позволяет привлечь внимание к искусству и параллельно аккумулировать средства на развитие музеев. Так, благодаря пожертвованиям гостей вечера в фонд целевого капитала (эндаумент) Эрмитажа в 2013 году поступило около 19 млн. рублей.

Все чаще наблюдается тенденция по организации выставок-продаж и благотворительных аукционов. Конечно, артефакты, оригиналы произведений искусства и культурного наследия не продаются. Но на аукцион могут быть выставлены работы молодых авторов. В исключительных случаях диаксация, или частичная распродажа музейных фондов, непрофильных или не соответствующих музейным критериям объектов может содействовать сбору средств на приобретение новых экспонатов.

Культурные ценности все больше воспринимаются бизнесом как элемент инноваций. «Компании начинают поддерживать музеи, чтобы инвестировать в уровень жизни своих работников. Они хотят, чтобы их сотрудники получали заряд положительных эмоций, который дает культурная среда», — говорит специалист по маркетингу музеев Нейл Котпер. Так, когда компания Samsung открывала новый завод в одном из небольших американских городков, первое, что она сделала для города, — пожертвовала деньги на открытие музея. Мотивация поступка была такова: сотрудники компании должны быть креативными, а музеи — место, где этой креативности можно набраться.
Понимание своей аудитории будет стимулировать развитие музеев и более тесно вплетать их в жизнь города

Зачастую при правильно выстроенных коммуникациях со стороны культурных учреждений доноров и меценатов, готовых инвестировать в искусство, найдется множество. Так, Samsung Uzbekistan наряду с другими крупными компаниями является активным постоянным спонсором Ташкентской международной биеннале и других проектов Академии художеств Узбекистана.

ИЗ ДРУЗЕЙ — В ДОНОРЫ

Ошибка традиционных музеев — это нежелание выстраивать долгосрочные отношения со своей аудиторией. «Одно из основных конкурентных преимуществ музея — это умение формировать чувство принадлежности к определенному сообществу», — считает крупнейший британский коллекционер, филантроп Дэвид Халили.

Причем небольшие музеи имеют больше возможностей вступать в тесные отношения со своей аудиторией. Например, если дедушка посетителя в свое время помог приобрести определенный экспонат для музея, он невольно будет ощущать свою причастность к музею, стараясь посещать его чаще и продолжая семейную традицию.

Музеи устраивают вечера для частых посетителей — здесь рекрутируют новых членов или собирают деньги на новые приобретения и развитие музея.

В Европе и Америке сбор средств на развитие музея за счет пожертвований приобретает современный облик благодаря новой практике. Пример тому — возможность частного обеда с руководителями и попечителями, как «ланч с Ричардом Амстронгом, директором Музея Соломона Гуггенхайма в Нью-Йорке».

Таким образом, музей может создавать «добавленную стоимость» своих услуг. Во время такого обеда бенефициар получает возможность участия в интересной дискуссии, что расширяет кругозор и углубляет знания в области культуры и искусства, усиливая ощущение сопричастности.

Сегодня важно осознать факт, что отход от традиционных представлений о музеях и музейных коллекциях естественен. «Понимание своей аудитории, создание нового типа коммуникаций с посетителями будет лишь стимулировать развитие музеев и более тесно вплетать их в жизнь города», — подчеркивает доктор искусствоведения, академик Акбар Хакимов.

Для развития сотрудничества необходима кооперация всех заинтересованных структур: непосредственно самих музеев, государства, инвесторов и, конечно, самого общества.

Однако для активизации процесса следует усовершенствовать законодательную базу, поскольку в данный момент она практически не предусматривает коммерческую и хозрасчетную деятельность для культурных учреждений. В связи с этим даже когда есть современное видение музейного маркетинга, препятствия могут возникнуть на уровне нормативного регулирования.
«Инвестиции в искусство — это самые важные инвестиции, — отмечает Шахноза Каримбабаева. — Мы должны поддерживать не только наследие, но и всячески поощрять современные творческие процессы. А дивиденды от таких инвестиций, безусловно, будут долговечные».

Автор Гаянэ Умерова

01.06.2015 16:50

Источник: http://review.uz/index.php/zhurnal/2014-year/11-2014/item/2913-izyashchnaya-ekonomika-ili-ob-alternativnykh-istochnikakh-dokhoda-muzeev
Просмотров 677    Рейтинг 53   Понравилась новость?    +1   -1    Добавить комментарий  (0)