Все новости
ПРЕСС-РЕЛИЗ. Дни японской культуры в Нукусе
10.05.2015
ПРЕСС-РЕЛИЗ. Дни японской культуры в Нукусе
11-13 мая 2015 года в г.Нукус во второй раз пройдут Дни японской культуры (в 2014 году они проходили впервые с 12 по 14 мая 2014 года),- сообщают сайты МКСК и АХУз.

Мероприятия, организованные Академией Художеств Узбекистана (АХУз) и Международным караван-сараем культуры Икуо Хираямы АХУз при содействии Ташкентского дома фотографии АХУз, как и в прошлом году пройдут в Выставочном зале Каракалпакского отделения АХУз.

11 мая в 11:00 часов в первый же день состоится открытие уникальной Выставки традиционной японской акварели - сумиэ "ЛЕГКИЙ ТАНЕЦ КИСТИ". В экспозиции будут представлены около полусотни картин-оригиналов японской полихромной медитативной акварельной живописи.

Во время программы их проведения сотрудники Международного караван-сарая культуры проведут мастер-классы: по обучению искусствам - кири-э (художественной японской аппликации) и оригами, изучению японского языка и каллиграфии, состоится демонстрация традиционной японской чайной церемонии, а посетители смогут не только ее увидеть, но и попробовать типично японский церемониальный чай.

В днях японской культуры примут участие деятели искусств, художники, искусствоведы, студенты и ученики институтов, колледжей, лицеев и городских школ искусств.

Мероприятия смогут посетит все желающие.

Мы надеемся, что интересные мероприятия Дней культуры Японии, приводящиеся во второй раз в городе Нукус, привлекут внимание всех поклонников прекрасного, послужат дальнейшему развитию дружественных связей между народами наших стран, станут благоприятной почвой для дальнейшего углубления взаимопонимания.

Впервые Дни японской культуры с успехом прошли 12-14 мая 2014 г. в г. Нукус, где тогда наряду с мастер-классами прошли выставки «Японское кимоно» и «100 знаменитых видов Эдо» - цветных ксилографий известного японского художника Хиросигэ Утагавы (середина XIX века) из коллекции Международного караван-сарая культуры АХУз.

Выставка традиционной японской акварели - сумиэ "ЛЕГКИЙ ТАНЕЦ КИСТИ"

11 мая 2015 года в 11:00 часов в г.Нукус в Выставочном зале Каракалпакского отделения Академии Художеств Узбекистана (АХУз) в рамках первого дня программы проведения Дней японской культуры, которые пройдут уже во второй раз (в 2014 году они проходили впервые с 12 по 14 мая 2014 года) состоится открытие уникальной Выставки традиционной японской акварели - сумиэ "ЛЕГКИЙ ТАНЕЦ КИСТИ".

В экспозиции представлены около полусотни картин-оригиналов!

СУМИЭ (СУМИЕ, СУМИЁ) - полихромная японская медитативная акварельная живопись.

Суми-э (или суйбокуга) — японская живопись тушью, философия, способ медитации. Изучалось представителями Японской аристократии и самураями. В том числе и как мягкое погружение в интуитивную живопись древнего востока, нежная чувственная тема. - легкий танец кисти, медитативное состояние. Практиковалось вместе с Каллиграфией, Экибаной, Стихосложением и Искусством садов.
Считается, что при помощи практики сумиэ можно развить свою креативность настолько, что с легкостью сможете стать Мастером почти в любой сфере!
Свое название направление суми-э получило от сочетания двух японских иероглифов: «суми» — тушь и «э» — живопись. ... Этот жанр, окончательно сложившийся в конце XVI века, заключался в изящной полихромной живописи.
Сумиэ — это искусство штрихов и линий. Сила штриха передает характер художника, а изгиб линий - его эмоции и настроение.
Жизнь сумиэ заключается в красоте изумительного контраста черного цвета туши и белизны бумаги.
Сумиэ — это искусство пустоты. Пустое белое пространство побуждает зрителя к фантазии, желанию заполнить его своими уникальными образами.
Японские монахи дзэн-буддисты использовали сумиэ в качестве дзэн-упражнения. Картины в этой технике подходят для медитации. Рассматривающий их человек концентрируется на линиях, тенях и душевном волнении. Одноцветность картин лишь увеличивает сосредоточенность.
Техника исполнения сумиэ несложная, она основана всего лишь на четырех мазках, которые называют Четыре благородных.
Откуда такое странное название?
Существует несколько версий.
По одной, такое уважительное название дали древние художники, считая, что в них, этих мазках, заключаются все формы и образы мироздания.
Вторая более прозаична: считается, что только у богатых имеется свободное время для сосредоточенного занятия сумиэ.

Каждый мазок имеет свое собственное название: «Бамбук», «Хризантема», «Дикая орхидея» и «Ветка сливы».
Освоив эти четыре мазка, можно считать, что вы освоили и технику сумиэ. Но тут и начинается самое интересное.
Осваивание этих четырех мазков может длиться всю жизнь.
Мазок должен быть идеальным, и, чтобы достичь этой идеальности, требуется постоянная тренировка и оттачивание мастерства.

Сумиэ основано на вдохновении. Картина в этой технике рисуется сразу, без всяких предварительных эскизов.
Вдохновение само управляет кистью художника, ведет за собой. Никакой медлительности, никакой задержки. Вот поэтому так важно мастерство, отточенность движений.
Сознание при занятиях сумиэ должно быть незамутненным. Ведь каждая ваша картина существует именно в вашем сердце. Она там, и не надо ничего придумывать. Просто позвольте кисти наносить линии.
Именно потому, что картины в технике сумиэ рисуются не головой, а сердцем, они очень индивидуальны. Скопировать и повторить картину нельзя.
Ведь в картинах сумиэ важна не только композиция, форма, тема, но и каждый нажим кисти, каждый толчок руки.
Сюжеты сумиэ чаще всего незамысловаты. Художники рисуют ветку дерева, листок, скользящий по ветру, бабочку, замершую на цветке, то есть все то, что видят вокруг себя, то, что наполняет теплом их сердца.
Для занятий сумиэ требуются три вещи: кисть, бумага и тушь.
Кисточка, которая называется fude, имеет особую форму. Она должна быть длинной, заостренной, с очень тонким кончиком.
Такая форма помогает удерживать большое количество туши. Обычно ее изготовляют из щетины какого-нибудь животного. Главное - одного, смеси щетин разных животных не должно быть.
Используемая для сумиэ тушь может быть разного цвета, но чаще всего черная. Хотя применение и других цветов не противоречит технике. И, наконец, бумага. Конечно, идеальный вариант - это рисовая бумага. Но при отсутствии таковой, вполне можно использовать бумагу для акварелей.
Сегодня искусство сумиэ покинуло пределы Японии. Тысячи людей по всему миру предаются этому занятию. Если и вас замучил повседневный быт, если проблемы навалились со всех сторон, если жизнь вам кажется злой и несправедливой, возьмите кисточку и нанесите один мазок Четырех благородных. И, поверьте, ваши затруднения сразу отойдут на задний план.

Японская ЧАЙНАЯ ЦЕРЕМОНИЯ

– это специфическая ритуализованная форма совместного чаепития, созданная в средние века в Японии и культивируемая по настоящее время. Чайная церемония (яп. 茶の湯 тя но ю?), «путь чая», «искусство чая» (яп. 茶道 садо:, тядо:?)
По различным источникам, начало употребления чая в Японии относится к VII-VIII векам нашей эры.
Считается, что его завезли буддийские монахи, для которых чай был особым напитком, его пили во время медитаций и подносили Будде.
Чайная церемония стала неотъемлемым элементом японской культуры и тесно связана со многими другими культурными явлениями, к примеру, икебана, каллиграфия.
Ритуал чаепития, является неотъемлемой частью традиционной культуры узбекского народа, и занимает важное место в жизни каждого человека.
Угощение чаем отражает в себе истинные общечеловеческие ценности, создает атмосферу гостеприимства, доброты, общения, служит взаимопониманию и уважению традиций других народов.
Это обычай, который передаётся из поколения в поколение, и бережно сохраняется на протяжении многих веков.
Каждому гостю, пришедшему в дом, обязательно подается этот изумительный напиток.
Чайная церемония тесно связана другими видами и формами искусства – этнографией, литературой, музыкой, керамикой, чеканкой, вышивкой и вековыми традициями приготовление сладостей. (Из публикации «Японская Чайная Церемония «Сакура» и Узбекская Чайная Церемония «Цветы миндаля»- http://caravanserai.uz/allnews.php?id=1428228813)

ИКЕБАНА

Икеба́на или икэбана (яп. 生け花 или яп. いけばな икэбана, «икэ или икэру» яп. 生ける — жизнь, «бана или хана» яп. 花 — цветы, буквально «живые цветы») — традиционное японское искусство аранжировки; создание композиций из срезанных цветов, побегов в специальных сосудах и размещение их в интерьере. В основу икебаны положен принцип изысканной простоты, достигаемый выявлением естественной красоты материала.

Икебана возникла в Японии в XV веке и первоначально имела религиозную направленность, являясь подношением богам в японских храмах.
Об искусстве Икебана обычно думают как о копировании естественных форм растений, как они растут в полях и горах. Однако икебана не является ни копией, ни миниатюрой. В икебана мы аранжируем одну маленькую ветку и один цветок в безграничном космическом пространстве и бесконечном времени, и эта работа вмещает всю душу человека. В этот момент единственный цветок в нашем сознании символизирует вечную жизнь.

КИРИ-Э или КИРИ-Е

искусство японской художественной аппликации.

Эти произведения вырезаются по рисункам из нескольких разноцветных листов традиционной рисовой бумаги васи.
Необходимым элементом для создания аппликации является базовый рисунок, накладывающийся на подложку – обычную цветную бумагу. Все это необходимо зафиксировать скрепкой.
Далее с помощью специального ножа вырезается рисунок. Такой процесс нужно проделать с двумя подложками, которые затем накладываются друг на друга, образуя двухслойную картинку.
Техника выполнения кажется простой, однако, требует от мастера ювелирной точности.
Контур рисунка, вырезанный из бумаги, по словам одних участников мастер-класса напоминает витражное стекло, по словам других — паутину.
Мастер-класс, посвящен основам изготовления многослойной японской аппликации «КИРИЭ».
Темами картин мастеров «КИРИЭ», как правило, являются пейзажи, изображения животных, растений. Многочисленные работы, изображающие времена года, перекликаются с образом жизни мастера, кредо которого можно передать словами: внимательно наблюдай за природой и учись у нее красоте, силе и доброте.
В ходе мастер-класса все желающие могут лично познакомиться с таким новым для Узбекистана видом искусства, как художественная аппликация «КИРИЭ». Так, участникам мероприятия было предложено своими руками вырезать из бумаги традиционные японские символы.
Художественная аппликация зародилась давно, с тех времен как появилась бумага. На одной из работ воссоздается символ Японии – гора Фудзи. Самым любимым временем года для японцев является весна. И здесь период весны изображен с элементами цветов сакуры.

Орига́ми

Орига́ми (яп. 折り紙, букв.: «сложенная бумага») — вид декоративно-прикладного искусства; древнее искусство складывания фигурок из бумаги.
Искусство оригами своими корнями уходит в Древний Китай, где и была изобретена бумага. Первоначально оригами использовалось в религиозных обрядах. Долгое время этот вид искусства был доступен только представителям высших сословий, где признаком хорошего тона было владение техникой складывания из бумаги.
Классическое оригами складывается из квадратного листа бумаги.
Существует определённый набор условных знаков, необходимых для того, чтобы зарисовать схему складывания даже самого сложного изделия. Бо́льшая часть условных знаков была введена в практику в середине XX века известным японским мастером Акирой Ёсидзавой (1911—2005).
Классическое оригами предписывает использование одного листа бумаги без применения клея и ножниц.
При этом часто для шейпинга (shaping) сложной модели, то есть придания ей формы, или для ее консервации используется пропитка исходного листа клеевыми составами, содержащими метилцеллюлозу.

Мастер-классы по японскому языку и каллиграфии

Япо́нский язы́к (яп. 日本語 нихонго (инф.)?) — язык японцев и фактически государственный язык Японии, со спорным систематическим положением среди других языков.
Число свободно говорящих — около 140 миллионов человек, родной для 125 млн (9-й в мире).
Генетические связи японского языка не до конца выяснены. Выделяются два слоя лексики, один из которых имеет параллели в алтайских языках, другой — в австронезийских языках; вероятнее, исконен алтайский слой. Обладает оригинальной письменностью, сочетающей идеографию и слоговую фонографию. По грамматическому строю — агглютинативный с преимущественно синтетическим выражением грамматических значений.

Классификация

Генетические связи японского языка до конца не выяснены. Японский может рассматриваться как изолированный язык (если включать его в одну группу с рюкюским — японо-рюкюские языки). Однако на сегодняшний день превалирует гипотеза, поддержанная множеством исследователей, в частности, С. А. Старостиным, согласно которой японский относится к языкам алтайской семьи, пуёской группы, наряду с современным корейским и пуёскими (древнекорейскими) языками, со значительным австронезийским субстратом и китайским адстратом. Грамматическая структура японского языка весьма близка корейскому. И немало слов языка Когурё (древнего княжества на территории Северной Кореи) и, в меньшей степени, других пуёских языков, находят параллели в древнеяпонском языке.
Лексика японского языка может быть сопоставлена с лексикой алтайских или австронезийских языков, причём наиболее вероятным признаётся сопоставление с алтайскими языками, в особенности с языками пуёской группы. Как и корейский, японский испытал сильное лексическое влияние китайского языка, однако ввиду того, что это влияние в основном сказалось на лексике и почти не затронуло грамматику, японский язык не относят к сино-тибетским. ( Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/Японский_язык)

Япо́нская каллигра́фия

— одна из форм каллиграфии, возникшая на основе китайской каллиграфии.
Каллиграфия пришла в Японию из Китая. С середины II тысячелетия до н. э. в древнекитайские пиктограммы постепенно упрощались, приспосабливались для более быстрого написания. К началу нашей эры пиктографические мотивы превратились в собственно иероглифы с квадратообразной формой. Они слагалась из комбинаций линий, штрихов и точек и со временем оформилось несколько стилевых направлений: устав (полное изображение иероглифов), полускоропись и скоропись. Дальневосточная каллиграфия является одним из ведущих видов искусства. Идеограммы обозначают целые понятия и обладают глубоким философским смыслом. Такая форма фиксации информации способствует формированию структурно-образного восприятия людей.
Важно не просто понять написанное, но и увидеть и почувствовать, как написано.
Каллиграфическое письмо появилось в Японии в VII веке. На базе китайских стилей японские каллиграфы создали несколько новых стилей, которые отличаются гораздо большей простотой и эмоциональностью. В эпоху Эдо (1600—1868) появились такие декоративные стили, как кабуки-модзи и дзё-рури-модзи. Эти стили использовались для создания афиш и программ театров Кабуки и Дзёрури.
С. Н. Соколов-Ремизов определяя различие между китайской и японской каллиграфией писал:
«В китайской каллиграфии главное — это энергия, внутренняя сила кисти… Ведущую роль играет здесь чуткое осязание кистью бумаги… В японской же каллиграфии решающее значение имеет внешняя сила кисти-мазка, в её языке главное — не осязание, не проникновение, а жест, танец».
Искусство японской каллиграфии требует максимальной сосредоточенности и спонтанности исполнения. Японская каллиграфия испытала большое воздействие эстетики и практики дзэн-буддизма. В дзэн она является и средством медитации, путем познания и своего рода учебным пособием. С XV века термин «бокусэки» («след туши»), которым называли всю японскую каллиграфию, использовали преимущественно по отношению к дзэнскому направлению[1].
Современная каллиграфия
Современная японская каллиграфия сохраняет многовековые традиции, создавая и развивая на их основе новые направления. В 1948 г. была создана Ассоциация мастеров современной каллиграфии. Она и по сей день является одним из ведущих объединений в области каллиграфии. Ежегодно данная организация устраивает выставки, демонстрируя копии старинных образцов, работы современных мастеров широкого круга, а также осуществляя показ произведений каллиграфов высшего класса. Одним из направлений «поиска новых изобразительных решений» ассоциации являются укрупненные и обобщенные образы, написанные в динамичной манере. Это оригинальное направление, а также принцип артистической «игры кистью и тушью» стали характерной особенностью японской каллиграфии ХХ века.
В начале 1950-х годов появилось абстрактное направление каллиграфии. Иероглифы, написанные в этом стиле, практически утратили конкретное смысловое значение, дав импульс экспрессивной импровизации. Абстрактная каллиграфия более открыто и непосредственно доносит до зрителя мысли, чувства и настроение автора, сохраняя при этом традиционную культуру владения кистью и тушью.
(Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/Японская_каллиграфия)

После обретения Республикой Узбекистан независимости и установления 26 января 1992 года дипломатических отношений с Японией плодотворное сотрудничество между нашими странами вышло на качественно новый уровень.

Торговые и культурные связи народов Узбекистана и Страны восходящего солнца, установившиеся еще во времена функционирования Великого Шелкового пути, продолжают и сегодня оставаться значимым фактором плодотворного взаимодействия между нашими государствами.

Они имеют многовековую историю и прекрасные перспективы для развития.
Япо́ния (яп. 日本 Нихон, Ниппон?), официальное название «Нихон коку», «Ниппон коку» (инф.) (яп. 日本国?) — островное государство в Восточной Азии. Расположено в Тихом океане. Расположена на Японском архипелаге, состоящем из 6852 островов. Четыре крупнейших острова — Хонсю, Хоккайдо, Кюсю и Сикоку — составляют 97 % общей площади архипелага. Большинство островов горные, многие вулканические. Высшая точка Японии — вулкан Фудзияма (3776 м). С населением более 127 миллионов человек Япония занимает десятое место в мире.

Опубликовано:

http://caravanserai.uz/allnews.php?id=1430796257,

http://art-academy.uz/

http://www.silkway.uz/newsmore/6313
Просмотров 695    Рейтинг 45   Понравилась новость?    +1   -1    Добавить комментарий  (0)