17.02.2015 Из истории Бухары на Великом шелковом пути (Часть 1)
В этих увлекательных рассказах вы узнаете о том, где находились более тысячи лет назад Базар Луны в Бухаре и Знаменитый книжный базар и почему ее сначала называли - Столица Просветителей, а затем уже и Священная Бухара и «Вторая Мекка»? А также - С чем связано и откуда появилось ее название? - Почему этот Город легендарного Сиявуша так назвали? Есть разные точки зрения на этот счет, в том числе и те, о которых мало кто знает, кроме ряда исследователей… И много других открытий и тайн мы поведаем вам любознательные читатели….
...- пишет с.н.с. МКСК Др.Сергей Савчук-Курбанов в своей статье, опубликованной 17 февраля 2015 г. на популярном сайте "Новости Узбекистана" в рубриках "Выбор редакции" и "Наука и техника", где сообщается также о том, что:
Подобно созвездию Большой Медведицы
«По плану, подобный созвездию Большой Медведицы» был сооружен замок или дворец в восстановленном Арке Бухары свыше 1300 лет назад. В течение долгого времени крепость, построенная вновь в VII в. незадолго до прихода арабов, по описаниям Наршахи (899-959) /в его знаменитом труде «История Бухары»/, лежала в развалинах.
Удалось это сделать одному из правителей Бухар-худат Бидуну (VII в), который «возобновил здесь стены и выстроил большой дворец (ках). Бидун приказал вырезать имя строителя на железной доске и прикрепил ее к воротам дворца». Согласно той же легенде, дворец скоро рухнул и сколько ни возобновляли постройку, возвести здание никак не удавалось.
Тогда Бидун, будто бы собрал ученых, и «по совету их выстроил заново дворец в плане Большой медведицы, на 7 каменных столбах. На этот раз постройка оказалось прочной и стояла долго.
Отныне Арк становится ядром феодального города: в нем располагались дворец, правительственная канцелярия, тюрьма, казначейство и храм». Кухендиз-Арк имел двое ворот. Восточные назывались Гуриан, западные — Регистан, по имени площади, на которую они выходили.
Облик тех западных ворот с парадным входным порталом, а также крепостных стен и башен Арка Бухары, которые мы видим в настоящее время, в значительной степени был реконструирован и содержит элементы конструкций XVII, XVIII-XIX-нач.XX вв., также как и архитектурные сооружения тех времен, в частично сохранившейся внутренней застройке.
В зап. части сохранилась: тронный зал — «куриниш-хона» (XVII в.), соборная мечеть Джоми (XVIII в.), двор премьер-министра эмира «кушбеги-боло» (XIX—XX в), двор приветствий «салом хона» (XIX—XX в.), и конюшенный двор «саис-хона» (XIX—XX в.). В юж. части - мечеть Хонако (XIX в.) и остатки бани эмира (XIX в.). В северной части — хонако Баттол-Гози (XVIII в.) и мечеть «Чильдухтарон» (40 девушек), построенная в XVIII в. в память о сорока девушках, погибших по приказу эмира Насруллы. Восточная часть не сохранилась, была разрушена в 1920 году.
Сейчас в цитадели располагается Бухарский государственный архитектурно-художественный музей-заповедник. О том, как могли выглядеть более ранние, разрушенные строения, можно судить по результатам раскопок городища Варахша.
Варахша – загородный дворец-резиденция правителей Бухары
Варахша—типичный бухарский город, расположена в 40 км западнее Бухары. Здесь располагался загородный дворец бухархудатов – правителей Бухары, представлявший образец того, как могли выглядеть столичные апартаменты. Через Варахшу шел древний путь к Амударье и далее в Хорезм и Мервский оазис.
Городище состоит из укрепленных дворца бухар-худатов и шахристана (города), а также и неукрепленного рабада (пригорода), расположенного за городскими стенами.
Предполагается, что гибель оазиса была вызвана сокращением возможностей орошения. Развалины города и окружающих его замков, ложа античных и средневековых каналов уже в XII в. лежали вне орошаемой зоны.
Дворец Варахша (изображение внешнего и внутреннего вида дворца в реконструкции архитектора В.А.Нильсена). Источник: Шишкин, Варахша (1963).
Дворец Варахши, возвышавшийся над городом на платформе, включал несколько парадных залов украшенных прекрасным резным (ганчевым, гипсовым) штуком и рельефами, а также настенными росписями со сценами пиршеств и царской охоты, а также ритуалов у священного огня на алтарях.
Раннесредневековая (VI-VII вв.) живопись Варахши – образец высокохудожественной школы, главным центром которой была сама Бухара, в которой, к сожалению, подобные росписи пока не обнаружены (или не сохранились).
Священный огонь на алтаре изображен и на монетах Бухар-худатов. На стенах Красного зала Варахши - героизированные предки или мифические витязи из сказаний рыцарского эпоса (?), возможно вошедшие позднее в поэтическое произведение «Шахнамэ» Фирдауси, восседавшие на конях и слонах, поражают копьями и, вставших на дыбы хищников - львов, гепардов и сказочных грифонов. Верх, над главной сценой украшен фризом с фигурами шествующих животных.
Фото росписи из экспозиции Гос. музея искусств Узбекистана (сайт: www.stateartmuseum.uz)
Восточный зал украшен сюжетами с гигантской (6 м) фигурой царя в белой одежде с мечом, восседающим на троне в виде желтой (золотой ?) фигуры крылатого верблюда.
В этой связи примечательно, что по свидетельству китайской хроники трон бухарских правителей покоился на двух золоченых верблюдах. А в собрании петербургского Эрмитажа хранится серебряный кувшин, с изображением на его стенках крылатого верблюда в круге, изготовленный очевидно в бухарских мастерских (?).
По правую руку от правителя восседает на ковриках знатная семья, - мужчина и юноша, по обе стороны высокого жертвенника со священным огнем. За мужчиной супруга и двое детей. Все они в богатых одеждах, головных уборах и украшениях. Мужчина и юноша при оружии в золотых орнаментированных ножнах, в руках у женщины золотая орнаментированная чаша.
На другой стене зала – конные воины в панцирных доспехах и шлемах. На третьей сохранилось изображение камыша, вероятно, на ней была сцена охоты…
Настенная резьба по ганчу (плоскостная и объемная), украсившая стены позднее, заполняла панно и бордюры стен. В первом случае - это орнаменты с геометрическими и стилизованно-растительными мотивами. В горельефных композициях – образы мира сказаний. Среди фрагментов – дракон, скачущий всадник, голова коня с вцепившейся в нее когтистой лапой хищника или чудовища, головы юношей и девушек в нарядных уборах, танцовщица с развевающимся шарфом, бег животных, сказочная женщина-птица (сирена ?) среди ветвей.
Бесценные ткани бухарских мастеров
Росписи Варахши дают представление об одеяниях знати, тканях, ювелирных изделиях, чеканных сосудах того времени, изготовлявшихся местными мастерами для местной знати и пользовавшихся успехом в международной торговле.
Прославившиеся на всем Среднем Востоке ковры, завесы, ткани для одежд были такого высокого достоинства, что по свидетельству одного мусульманского историка «за одну занавесь можно было отдать всю поземельную подать».
«Не было царя, эмира, раиса, чиновника, - добавляет он, - который не носил бы одежды из этой материи». Они имели белый, красный и зеленый фон. При арабах, захвативших эти земли и города в начале VIII вв. н.э., мастерские постепенно захирели, мастера разъехались, и выделка знаменитых бухарских тканей прекратилась.
Образцы подобных орнаментированных тканей хорошо представлены на росписях Варахши. Их узоры с мелкими ромбическими сетками и крупными кругами с перлами, включающими стилизованных птиц и животных - фазана с повязкой в клюве, голубя с распахнутыми крыльями, голову кабана.
Таким образом, доарабская художественная культура Бухары оказывала значительное влияние не только на последующее развитие искусства этого древнего города, но и прославилась на всем Востоке.
(продолжение следует)
Др. Сергей Савчук-Курбанов, эксперт по Великому шелковому пути и истории коммуникаций, археолог, искусствовед…
Фото автора. Теги: Сергей Савчук-Курбанов, Бухара, Шелковый путь
Опубликовано: 17.02.2015, 16:55 Источник http://nuz.uz/nauka-i-tehnika/3783-iz-istorii-buhary-na-velikom-shelkovom-puti-chast-1.html
|
|