09.04.2014 "История в шамоте"
- так называется обширная статья-интервью с художником-керамистом Назирой Кузиевой, посвященная ее творческому пути, опубликованная в газете Правда Востока и на ее сайте (06.04.2012), где сообщается :
В этой удивительной семье больше всех благ на свете ценят стремление к самосовершенствованию и свободу творчества. Любят жизнь, умеют радоваться каждому ее дню и ценить то, что имеют. В семье, где все -художники, существует негласное правило: момент творчества - нечто сакральное, и его нельзя нарушать. Говорят, что духовная нить, связывающая мать и детей, никогда не прерывается. Но если говорить о творческом начале, то каждый из них - Назира Кузиева, Нигора и Анвар Латыповы - сегодня самодостаточен в творчестве, отличается собственным восприятием жизни, воплощением в искусстве, а вместе они - одна семья. И в этом их сила. Но центром этой маленькой Вселенной, конечно же, является мама, замечательный мастер-керамист, удивительный человек, да и просто очень красивая женщина. Работы Назиры Кузиевой, председателя секции декоративно-прикладного искусства Творческого объединения художников Узбекистана, - неотъемлемая часть узбекистанской школы современной керамики, однозначно оцениваемой всеми художественными критиками как явление глубоко самобытное.
Она участница многочисленных выставок и симпозиумов как в стране, так и за рубежом.
Керамика Назиры уникальна, увидев ее однажды, невозможно забыть. В ней соединились Восток и Запад, современность и традиции. В ляганах, вазах, декоративных тарелках, чашах, скульптурах и светильниках чувствуется устремленность к гармонии, совершенству чувств и линий, единству человека и окружающего мира. Истоки этой оригинальности - в неповторимости многовековой культуры Востока, философии автора, сумевшего сделать невозможное - в шамоте и глине выразить свои чувства и переживания, рассказать историю отношений мужчины и женщины. В том числе и собственной, в которой были радости и разочарования, поиски и открытия.
О многом может "поведать" композиция "Прошлое. Настоящее. Будущее" - своеобразный автопортрет художницы, созданный в один из переломных моментов ее жизни. Стилизованная фигурка надломленной женщины олицетворяет прошлое. Настоящее - фигурка с пробитым сердцем. Будущее - предчувствие перемен. Назира остается убежденным оптимистом, и для нее не существует преград в жизни и творчестве.
В небольшой квартирке художницы, одновременно служащей мастерской, с первых шагов начинаешь понимать, что в этой семье все подчинено творчеству. Его волшебный дух витает везде. Невозможно оторвать глаз от увешанных полотнами стен и керамики, занимающей все свободное пространство.
Магнетически притягивают взгляд яркие солнечные краски, мощный эмоциональный настрой "Ветра в пустыне", "Долгожданного дождя" и "Рождения Венеры" Нигоры. Завораживают поиски Анвара, который в своих произведениях "С чистого листа", "Мимикрия", "Адаптация" стремится соединить элемент и целое, плоскую поверхность и пространство, хаос и гармонию.
На стенах и ляганы, расписанные гранатами, - красными, синими, разными. "Люблю их и не только рисовать, - шутит художница. - Они - символ плодородия и жизни на Востоке. Сколько в нем зернышек, столько детей и желают семье. Он очень декоративен и его благодатно изображать".
Кто-то удивится, но в доме нет телевизора. "Прекрасно обходимся и без него, - отвечает Назира. - Поверьте, от этого жизнь нашей семьи стала только интереснее и духовно богаче. Это наш осознанный выбор, и мы его сделали в пользу чтения книг, посещения театров и выставок и, самое главное, творчества. А чтобы быть в курсе событий, есть Интернет и газеты".
Назира откидывает нарядную скатерть - здесь на стареньком изрезанном столе рождается маленькое чудо - ее удивительные "говорящие" и "поющие" работы. Обжиг помогают делать друзья, имеющие небольшие производственные цехи. Говорит, что отсутствие условий для работы не может быть причиной для того, чтобы не работать.
Среди работ художницы есть и удивительные, ставшие символом ее творчества, керамические светильники. Их коническая форма, вторящая пламени свечи, невольно наводит на мысль о неземном происхождении.
Художницу на выставках постоянно спрашивали: откуда такая форма? Она отвечала: "Не знаю, наверное, откуда-то свыше". Позже пришел и ответ.
В Бухаре, где прошло ее детство, с ранних лет девочку окружала атмосфера красоты. Папа и мама очень хорошо рисовали, но, к сожалению, их молодость пришлась на годы войны, и мечты так и остались неосуществленными. Мама к тому же прекрасно вышивала и пела. Дом был украшен репродукциями с полотен известных мастеров, мамиными вышивками. С бабушкой Халимой, которую девочка очень любила, несколько раз в неделю ходили на базар пешком через Мавзолей Чашма-Аюб (источник святого Иова), единственный памятник, нехарактерный для архитектуры древней Бухары, возведенный хорезмскими мастерами в XIV веке. Будучи уже взрослым человеком, Назире довелось воспользоваться библиотекой известного археолога и искусствоведа Галины Анатольевны Пугаченковой. Однажды она показала ей книгу о памятниках Бухары, где на одной из страниц была фотография Чашмы-Аюб. И вдруг ее осенило: вот откуда коническая форма светильников!
Спустя годы, впервые попав на родину отца, в маленькое горное село Кырккудук, Назира окончательно поняла, откуда в ней тяга к искусству и всему прекрасному.
Пройдя по подворьям родственников, увидела, что живут здесь удивительно талантливые люди. Практически каждый дом был украшен росписью: пейзажем, натюрмортом или просто изображением птиц. В селе разводили коз ангорской породы и изделиями из их шерсти украшали жилища. Бабушка не просто ткала популярные в этой местности безворсовые ковры, в душе она была настоящей художницей - ни один узор на ее изделиях не повторялся.
Вспоминая детство, Назира говорит, что в детях, которых в семье было семеро, всячески поддерживалась тяга к искусству. В доме никогда не переводились бумага, карандаши и краски. Тогда же выработалась и привычка все делать своими руками - пять сестер обычно занимались шитьем, а она особенно хорошо лепила из глины фигурки людей.
Поэтому когда перед ней встал выбор жизненного пути, не задумываясь, решила стать скульптором, собрала чемодан и вслед за старшими сестрами поехала в столицу. Но в тот год в художественном училище имени Бенькова не было набора на скульптурное отделение, и Назира поступила на керамику. Затем продолжила учебу в институте.
- Мне показалось это направление очень интересным, понравилось работать красками, - говорит она. - В керамике пересекаются многие жанры и виды искусства, и художник-керамист должен быть профессионалом во многих областях. К примеру, у меня есть работы графического плана - вазы, а если разрисовываю ляган, то это уже живопись. При создании композиции использую элементы архитектуры или скульптуру, а если делаю вазу в интерьере, должна учитывать пространство, в котором она будет располагаться, и в этом случае работаю как дизайнер. Словом, имею дело сразу с четырьмя стихиями: огнем, землей, водой и воздухом, в руках художника они усмиряются, становятся созидательными. После окончания учебы началась настоящая взрослая жизнь, в которой были не только радости... С мужем и маленькой дочкой она уехала в Каракалпакстан и проработала несколько лет в училище искусств, где преподавала рисунок, живопись, композицию. Затем родился сын. В Нукусе развлечений в те годы было мало, и все свободное время подраставшие дети проводили в залах Государственного музея искусств имени Савицкого, напротив которого они жили.
Изучили практически всю экспозицию. Кроме этого, пробовали себя во всех видах творчества. Потом с детьми Назира вернулась в Ташкент.
…Несмотря на все трудности, которые пришлось преодолеть, жизнь потихоньку налаживалась, ведь у Назиры были и есть две главные вещи, которыми она дорожит и любит - дети и творчество. Многие и сегодня удивляются ее выбору, ведь керамист - совсем не женская профессия. Нужно месить глину, работать с гипсом, делать форму…
- Я бы с удовольствием писала картины, но у каждого художника свое предназначение в жизни, - говорит она. - Считаю, что выполнила то, что мне было предопределено свыше, сумела оправдать возложенные на меня надежды, воплотить свои мечты. Ведь талант не только дар Божий, но и огромная ответственность. И задача художника - приумножать его.
Творческая атмосфера, ее образ жизни стали своего рода питательной средой для детей. И сегодня благодаря искусству семью, о которой можно с полной уверенность сказать как о новой династии художников Узбекистана, связывают не только родственные узы, но и общие интересы, творческое кредо. Его можно определить как состояние и настроение души, искренность и правдивость в искусстве.
Ирина Рибар.
Источник: История в шамоте // http://www.pv.uz/today/, 6.04.12
|