24.03.2014 Скучая по весне
- так называется интервью, опубликованное на сайте еженедельника Новый век в рубрике Культура, где сообщается о том, что...
«Бахорни согиндим» под таким названием в столичном караван-сарае культуры Икуо Хироямы проходит выставка народного мастера Узбекистана, художника-керамиста Баходыра Ниёзова, на которой представлено около пятидесяти его произведений, а также фотографии монументальных работ. В Карши, откуда родом Баходыр Ниёзов, его скульптурные композиции можно увидеть в парках и скверах, а монументальное панно, созданное им, установлено в здании Амфитеатра и посвящено 2700-летию города. Каждая из его работ неоднозначна, но определенно обладает особым глубоким смыслом, который находит отклик в душах и сердцах зрителей и поклонников его таланта.
Карши – интересный в скульптурном смысле город. Но здесь не так часто, как хотелось бы, воплощаются художественно и эстетически насыщенные пространственные произведения. Тем не менее, каршинские скульпторы продолжают создавать новые скульптурные произведения, ищут способы воплощения своих идей и надеются на перемены. Выставка Баходыра Ниёзова стала поводом поговорить о творчестве и в целом о том, как развивается скульптура в Карши и республике в целом.
– Баходыр Бабаевич, какое направление вам сейчас близко, какие темы интересуют?
– Сейчас, в повседневной жизни керамика появляется больше в изделиях декоративно-прикладного искусства. Вазы, блюда или кувшины в интерьере представляют собой его украшение, элемент дизайна. В моем творчестве немало подобных работ, но все-таки основополагающими моментами для меня является лирика и философия в керамике, форма – не главное. Вообще в работе должна быть сюжетная и поэтическая составляющая, гармония образов, мыслей, чувств, воплощенная в глине.
– Почему среди всех прочих материалов Вы отдали предпочтение глине?
– Этот материал близок мне, в нем есть определенная магия, он зачаровывает. Керамика – это сложный и непредсказуемый материал. Работая с ним, не всегда знаешь, что получишь в результате. При обжиге глина меняет свой цвет, структуру, иногда форму. Хрупкие во время лепки и сушки рельефы приобретают силу и прочность после обжига. В глине не существует красок, она монохромна и самодостаточна и этим уникальна. Глина – это один из первых материалов, которые были доступны человечеству, и ее истоки уходят в глубокую древность. Она служила многим поколениям людей, воплощая национальные особенности в конкретных как утилитарных, так и в культовых произведениях керамики. У нас в стране сложились многовековые богатые традиции в использовании этого природного материала, и я черпаю свое вдохновение в работах старых мастеров.
– Какие произведения можно увидеть на Вашей выставке?
– Несмотря на то, что я более 30 лет занимаюсь керамикой, это моя первая персональная выставка. До этого времени я не осмеливался на этот шаг. Работа художника – это долгий, мучительный, порой бесконечный поиск. От возникновения идей и планов, поиска подходящей глины и до воплощения задуманного может пройти очень много времени, поэтому представленная экспозиция – некий промежуточный итог моей деятельности. Представленные на вернисаже работы отражают разные периоды жизни и творчества, есть те, которые были созданы еще в 90-х годах прошлого столетия, но все же основная часть произведений родились в последние годы. Во многих рельефах я пытался передать свои впечатления от событий, которые имели место в моей жизни. Это материальное воплощение чувств и воспоминаний. Мотивы для многих работ были взяты из произведений поэтессы Увайси и Чулпон, народных эпосов и преданий. Одна из любимых работ – это «Тахир и Зухра», она относится к более раннему периоду, но эта тематика очень близка мне и сегодня, она словно является основополагающей, направляющей всего того, что было создано за эти годы.
– Для Вас важно, что чувствует зритель?
– Отношение зрителя – это самое важное для художника, конечно, хочется радовать, удивлять и «выводить из равновесия» в хорошем смысле этого слова. А когда показываешь на выставке результат своего труда и видишь светящиеся глаза, осмысленно смотрящие на твое произведение, – тогда ты понимаешь, что все усилия и старания были не напрасно. Ощущения другого человека соприкасаются с моими, это очень приятно, возникает понимание. В начале творческого пути меня очень волновало, что обо мне скажут, что подумают, хотелось быть оцененным по достоинству. Сегодня я понимаю, что ни в этом суть. Для меня главное передать внутреннее состояние, настроение, чувства, вступить в мысленный диалог со своим зрителем, вызвать отклик в душе каждого, кто видит мою работу.
– Баходыр Бабаевич кто из отечественных скульпторов кажется Вам интересным и близким по духу?
– Хороших скульпторов у нас немало, со многими общаемся на почве творчества, с некоторыми возникают добрые отношений, у кого-то черпаешь новые идеи. Уважаю творчество Ильхома Джабарова, автора знаменитых памятников Амиру Темуру в Ташкенте и Самарканде, Равшана Миртожиева, хорошо известного поклонникам искусства не только в нашей стране, но и за рубежом по таким произведениям, как памятник Гафуру Гуляму в столице, Чулпану – в Андижане, композиции «Захириддин Мухаммад Бобур во время игры в конное поло» в Музее олимпийской славы в швейцарском городе Лозанне. Не могу не сказать о Дамире Рузибаеве, благодаря его работам, я стал использовать цвет. Вообще, как я уже говорил, краски в скульптуре и рельефе не всегда оправданны, если не сказать, что в принципе не совместимы. В трехмерной скульптуре важнейшую роль приобретает объем, учет движения зрителя со всех сторон работы. В рельефе, то есть в скульптуре на плоскости, наиболее близкой в зрительном отношении живописи и графике, возрастает значение света и тени. Именно они выявляют пластическое своеобразие произведения, декоративную цельность композиции. Добавляя цвет, получаешь дополнительные возможности, главное не перебрать, найти гармонию цвета и формы. Курбан Норхурозов близкий по духу человек. Его работы – это результат глубокого осмысления традиций народного искусства и неустанный поиск новых, нестандартных идей и средств художественного воплощения. В соавторстве с Улашем Уроковым были созданы такие монументальные произведения, как «Крылатый верблюд», «Мать и дитя», «Скорбящая мать», установленные в Бухаре.
– Что повлияло на выбор профессии и как приняли решение заняться скульптурой?
– Наверное, еще в детстве, меня словно магнит притягивали книги об искусстве, о жизни и творчестве известных людей. Любимыми занятиями в школе было рисование и черчение, это и определило мой выбор, а обучение в Республиканском художественном колледже (бывший им. П.Бенькова) его только укрепило. Каждый в этой жизни должен найти свой путь, заниматься своим делом. Известный художник Сальвадор Дали однажды сказал по этому поводу очень коротко, но емко: «Художник – рисуй».
– Почему в городах не так часто появляются новые скульптуры?
– К сожалению, мы не так часто получаем социально-творческие заказы, многое в этом плане зависит от отношения городских властей к искусству, культуре в целом. Государство было и остается основным заказчиком в области изобразительного искусства и скульптуры. Благодаря государственному вниманию и усилиям Академии художеств наши города украсились величественными памятниками, посвященными предкам и отражающими культурное наследие народа. Однако установка скульптурных объектов малых форм, не национального масштаба, придающих городам особую привлекательность и неповторимость, пока еще не вошла в традицию. Узбекистанские художники и скульпторы, обладающие мощным творческим потенциалом, остаются в стороне, в то время как они просто мечтают создавать и творить. Они могли бы дать полет своей фантазии, и в городском пространстве возникли бы -то интересные вещи. Хотелось бы, чтобы городские власти привлекали художников к работе по формированию городской среды, доверяли нам как профессионалам.
– Есть ли у Вас мечта, связанная с творчеством?
– Мечта – создать произведение, которое останется на столетия и станет своеобразным мостом, соединяющим прошлое, будущее и настоящее. Нечто вне времени и пространства…. Идей много, они появляются и сразу ты их не воплотишь, только постепенно. На все времени не хватает. Хочется объять необъятное и все успеть.
Интервью вела Вероника СИНЯГИНА
Источник:
http://noviyvek.uz/kultura/skuchaya-po-vesne.html
|
|