Все новости
Bonsai ko'rgazmasi / Выставка бонсай
12.05.2022
Bonsai ko'rgazmasi / Выставка бонсай
имя


комментарий


2022 yilning 12 may kuni soat 17:00da O`zbekiston Badiiy akademiyasi Ikuo Xirayama Xalqaro madaniyat karvon saroyida O`zbekiston va Yaponiya davlatlari o`rtasidagi diplomatic aloqalar o`rnatilganligining 30 yilligiga bag`ishlangan “Bonsay san`ati – tabiat uyg`unligi” ko`rgazmasining ochilishi bo`lib o`tdi.
Tashkilotchilar: O`zbekiston Badiiy akademiyasi, Yaponiyaning O`zbekistondagi elchixonasi, Ikuo Xirayama Xalqaro madaniyat karvon saroyi, “O`zbekiston - Yaponiya” Do`stlik jamiyati.
Bonsay san`ati tarixi – bu noyob o`simlikshunoslikdir – ming yilliklarni o`z ichiga oladi. Eng birinchi bonsai haqida eslanganda, pastbo`y daraxt ko`z oldingizga keladi. Albatta, bu davrda ierogliflar “bonsay” so`zini xuddi “xatiuye” kabi talaffuz qilishdi. Daraxtning o`sishi kesish, qalamchalari, ildiz hajmini sistemalash kabilar bilan tartibga solinadi.
“Bonsay” so`zi yaponchadan so`zma – so`z tarjima qilinganda, “patnisda yoki laganchada daraxt o`stirish” degan ma`noni bildiradi.
Bonsayning zamonaviy tushunchadagi ma`nosi – mimatyurada haqiqiy daraxtning aniq nusxasini o`stirishdir (yoki boshqa o`simliklarni ham).
Yaponlarda “bonsay” tushunchasi Xitoy san`at bo`lgan “pen-say” - bizning eramizgacha bo`lgan 231 yillar.
Ushbu san`at turi Yaponiyaga VI asrda budda rohiblari tomonidan olib kelingan. O`stirilgan o`simlikdan uy taxmonlarini bezashda foydalanilgan, shu bois ham daraxtlarning eng yuqori uzunligi yarim metrni tashkil qilgan. Bir qancha vaqt o`tgach, bonsayga bo`lgan qiziqish ortib borib, undan choy marosimlarida foydalana boshlashdi.
Hozirda bonsay uchun oddiy daraxtdan foydalanishadi, uning kichkinaligiga esa doimiy kesib turish va boshqa uslublar orqali erishiladi.
Zamonaviy bonsay – bu tabiiiy go`zallikning namunasidir, u 3 asosiy elementlar yig`indisidan paydo bo`lgan: o`simlik, tuproq va konteyner.
Bonsayning hajmiga qarab 4 guruhga ajratish mumkin:
Miniatyurali bonsay – 5 sm.dan 15 sm.gacha, anchagina noyob ko`rinish, juda ham parvarishlash va yaratish qiyin.
Kichkina bonsay – balandligi 15 dan 39 sm.gacha, keng tarqalgan ko`rinish.
O`rtacha bonsay– balandligi 54 sm. Tebranishga chidamliligi bilan 12 sm, ancha keng tarqalgan ko`rinish, aynan mana shu hajm bilan butunlay nafislik va kompozitsiya hamda o`simlikning go`zalligi ochiladi.
Katta bonsay – balandligi 66 smdan 1 metrgacha, o`z hajmi bilan ancha muvaffaqiyatli ko`rinish.
Zamonaviy bonsayni 2ta asosiy guruhga ajratish mumkin: “klassik” yoki “dramatik’ (koten) va “kalligrafik” (bundzin).
Klassik uslub uchun ancha keng asos va daraxt tanasi tepaga cho`zilishi bilan ajralib turadi. Kalligrafik uslub uchun esa – aksincha, asosi tor, tepasi esa keng.
Ko`rgazmada Nurillo Aliyev o`stirgan bonsaylar namoyish qilindi.
Ko`rgazma joriy yilning 15 mayigacha davom etadi.


*************************

12 мая 2022 года в 17:00 в малом выставочном зале Международного караван-сарая культуры Икуо Хираямы Академии художеств Узбекистана состоялась церемония открытия выставки “Искусство бонсая – гармония природы”, посвященной 30-летию установления дипломатических отношений между Республикой Узбекистан и Японией.
Организаторами данного мероприятия являются Академия Художеств Узбекистана, Посольство Японии в Республике Узбекистан, Международный караван-сарай культуры, а также Общество дружбы «Узбекистан - Япония».
Данная выставка является четвертой в цикле выставок, посвященных 30-летию установления дипломатических отношений между Республикой Узбекистан и Японией
История искусства бонсай – этой уникальной области растениеводства – насчитывает многие столетия. Одно из первых упоминаний о бонсай карликовые деревья естественной формы. Правда, в те времена иероглифы, обозначающие слово «бонсай» произносились как «хатиуе», да и сами принципы и методы того древнего искусства сильно отличались от современных понятий. Искусство «хатиуе» подразумевало пересадку низкорослых растений из мест естественного произрастания в цветочную посуду для украшения ими садов и жилищ. Последователи «хатиуе» не создавали искусственным способом композиции определенной заданной формы и символики.
Буквально бонсай (яп.) переводится как «выращенное в подносе или блюде» или «растение в подносе или блюде».
Современное значение понятия бонсай - искусство выращивания точной копии настоящего дерева (или другого растения) в миниатюре.
Японское понятие «бонсай» происходит от названия китайского искусства «пэнь-цай», возникшего еще в 231 году до н.э.
Считается, что японцев с искусством выращивания миниатюрных растений познакомили странствующие буддистские монахи, для которых «пэнь-цай» был предметом религиозного значения, его еще называли «покрытым зеленью путем на Небеса».
Это искусство быстро распространилось по всей территории
Японии, и именно японцы начали разрабатывать систему канонов, включающую требования к облику самого растения и к сочетанию его с аксессуарами, а также правила экспозиции. Ими были созданы собственные стили и формы, явившиеся основой современного бонсай: «прямостоячий ствол», «извивающийся ствол», «склоненный ствол», «каллиграфическое дерево», «каскад», «пень», «бамбук и камни», «метелка», «дерево на скале» и многие другие.
Бонсай в Японии был привилегией самураев, но к концу XIX века становится свободным искусством, которым могут заниматься все желающие.
Современный бонсай – это живой образец естественной красоты, созданный гармоничным единством трех основных элементов: растения, грунта и контейнера.
По принятым размерам бонсай можно разделить на 4 группы:
миниатюрный бонсай – высота от 5 до 15 см, наиболее редкий вид, т.к. весьма сложен в создании и уходе;
маленький бонсай – высота от 15 до 39 см, очень распространенный вид;
средний бонсай – высота 54 см с допуском колебания плюс-минус 12 см, наиболее распространенный вид, т.к. именно в этом размере наиболее полно раскрывается все изящество и красота растения и композиции;
большой бонсай – высота от 66 см до 1 м, наименее удачный вид в силу своего довольно значительного размера.
Все многообразие существующих стилей современных бонсай можно разделить на две основные группы: «классическиъ 8й» или «драматический» (котэн) и «неканонический» или «каллиграфический» (бундзин). Для классического стиля характерен более широкий у основания и сужающийся кверху ствол дерева. Для каллиграфического – наоборот, узкий у основания и широкий вверху ствол.
Двух одинаковых бонсай быть не может, поскольку это живое творение человека и природы. Но все многообразие композиций подразделяется на несколько групп, критерием деления служат естественные формы самих растений: прямостоячее дерево, свободное прямое дерево, метла, куст, наклонный стиль, ниспадающий стиль, плакучий каскад, стволы-близнецы, извивающийся ствол, стиль леса, стиль групповой посадки, богемный стиль, дерево на скале.
Искусство бонсай сегодня имеет своих поклонников по всему миру, хотя, как и в давние времена, остается приоритетной компонентой искусства и философии преимущественно стран Дальнего Востока. Законодателями стиля по-прежнему остаются китайские и японские мастера. Главное различие в их подходах состоит в том, что японские бонсаисты тщательно доводят форму растения до практически идеальной, китайские же бонсаисты позволяют растению самостоятельно развиваться, уделяя большее значение пропорциям блюда и дерева, корней и ствола, ствола и ветвей. Но основополагающий принцип бонсай у народов двух стран един на протяжении веков: мастер черпает вдохновение в самой природе, создавая живую гармонию, наполненную осознанием причин всего сущего в этом мире.
В экспозиции выставки представлено 18 экземпляров бонсай, выращенных Нуриллой Алиевым. Нурилла Алиев увлекается искусством бонсай около 8 лет. Проходил обучение у российского Мастера бонсай Андрея Дарусенкова.
Бонсаи выставлены на фоне серии гравюр с изображением Bonkei “53 станции Токайдо” японского художника Ёщищиге Утагавы, выполненных в стиле уки-ё. Bonkei - временное или постоянное трехмерное изображение пейзажа в миниатюре, изображенное в основном с использованием сухих материалов. такие материалы, как камень, папье-маше или цементные смеси, и песок в мелкой тарелке. Бонкей не содержит живого материала, в отличие от родственных форм японского искусства бонсай и сайкей: бонсай содержит живые деревья, а сайкей содержит живые деревья и другую растительность.
Также посетители выставки смогут увидеть работы художницы Гаяне Матевосян, выполненные в жанре суми-э, дополняющие экспозицию, несколько муляжей деревьев бонсай и образцы плошек для бонсай.
Выставка продлится до 15 мая 2022 года.

Caravanserai.uz (http://www.caravanserai.uz/) | Facebook (https://www.facebook.com/CaravanseraiOfCulture) | Telegram (https://t.me/IkuoHirayamaCaravanSerai)
Просмотров 436    Рейтинг 30   Понравилась новость?    +1   -1    Добавить комментарий  (0)

фото

фото

фото

фото

фото

фото