2019 йилнинг 8-10 июнь кунлари Ўзбекистон Бадиий Академияси Икуо Хираяма Халқаро маданият карвон саройида япон тэмари санъати намойиши бўлиб ўтди.
Тэмари – японча сўз бўлиб, “Қўл тўпи” деган маънони билдиради. Тэмари – бу шарларга тикиш япон миллий техникасидир.
Тарихи
Тэмари шарлари – халқ ҳунармандчилиги бўлиб, у аввало Хитойда пайдо бўлган. Энг аввал буви ва оналар эски кимоно бўлакларидан болалари учун шарлар тайёрлашган. Матони бураб, иплар билан ўраб ва унга безак учун нақшлар берилади. VIII – асрда Япония бу коптокларни Хитойдан олиб келган. Бошида бу шарлар оёқда ўйнаш учун мўлжалланган (шунчалик таранг қилинганки, улар ҳақиқатан ҳам ирғиб тушган), ундан кейин бу ўйинчоқдан кўча жонглерлари фойдаланишган. Вақт ўтиб бориши билан Тэмари шарлари анча безакли тусга кирди.
Ипак ипидан каштали коптоклар XIV—XVI асрларда пайдо бўлди. Энг биринчи уларни самурай қизлари учун тайёрлашди. Улар эрга теккач, бўш вақтларида кашта билан шуғулланишган.
XIX-асрдан тэмари учун пахта ипидан фойдаланишни бошлашди. Санъат аста – секин халқникига айланиб борди. Кашталарнинг маузулари турли хил бўлиб, усталарнинг у ёки бу табақага оидлиги йўқолиб борди. Бундан ташқари Япониянинг ҳар бир ҳудуди ўз нақшлари билан ажралиб турди.
Ҳозирги пайтда тэмари санъати бутун дунёга тарқалиб кетган. Японияда тэмари музейи ва Япон Тэмари уюшмаси мавжуд, шунингдек, турли хил мактаблар бор. Ўқиш натижаси шуни кўрсатадики, бу санъат аниқ бир даражага етган.
Материал
Асосни яратиш учун анъанавий тарзда йўл – йўл қилиб, узунлиги 30-40 ва эни 1,5—2 см бўлган юмшоқ матодан фойдаланилади. Аммо, асосни яратиш учун ҳар қандай материалдан фойдаланиш мумкин. Баъзида унга жаранглаши ва овоз чиқариши учун қўнғироқча ёки майда шарлар қўйишади. Асос ғалтакка ўралган ип билан ўралади (жўн ёки пахта ипидан қилинган), ундан кейин кашта осиш учун белги қўйилади. Асосий расмлар ипак ва синтетик иплар ёки мулине ёрдамида чизилади. Баъзида шар попук ва маржонлар билан безатилади.
Ўрганиш
Тэмари билан ишлаш учун тўрлаб ямайдиган турли хил ҳажмдаги игналар, нинатўғноғич, қайчи, қоғоз, қалам, линейка (ёки циркуль), бир неча хилдаги иплар (ғалтакка ўралган ва кашта тўқиш учун иплар) керак бўлади.
*****************************************
8 июня 2019 года в 10:00 в малом зале Международного караван-сарая культуры Икуо Хираямы Академии Художеств Республики Узбекистан прошла церемония открытия выставки и мастер-класс по “Темари” - японской национальной технике вышивания на шарах.
Организаторами данной выставки являются Академия Художеств Узбекистана, Международный караван-сарай культуры, OOO “Golden Road Travel”, “NPO Japan Temari Cultural Association”.
“NPO Japan Temari Cultural Association” занимается изготовлением шаров «Темари» и распространением этого вида традиционного японского искусства по всему миру.
1 раз в несколько лет NPO Japan Temari Cultural Association проводит выставки и мастер-классы в разных странах мира. В 2013 году такие мероприятия прошли в Узбекистане, в 2016 году – в Сингапуре.
Темари в переводе с японского означает «Ручной мяч».
История темари насчитывает уже более 1000 лет. В VIII веке в Японию из Китая завезли игру в кемари (ножной мяч). Мяч делался из оленьей кожи и не отличался богатым декором. Позже игра стала более массовой, кроме того подобные шары стали использовать уличные жонглеры для представлений. Игра кемари трансформировалась в темари (ручной мяч), и в эту игру стали играть девочки знатных фамилий. Поскольку мячики уже не пинали ногами, а обращались с ними аккуратно, стало возможным богато украшать их шелковой вышивкой.
Зарождению такого вида национального искусства помогли знаменитые японские кимоно. Дорогой шелк износившегося кимоно не выбрасывали, а разрезали на длинные лоскуты, плотно сминали и обматывали нитками для достижения формы шара, затем шар покрывался орнаментальной вышивкой.
Постепенно прикладная роль шаров темари уступила место декоративной. Из аксессуара игры они превратились в предмет роскоши и дорогой подарок – шелк и шелковые нити были уделом знати.
В XIX веке для темари начали использовать нитки из хлопка. Искусство постепенно превратилось в народное. В сюжетах вышивок, которые становились все более разнообразными, отражалась принадлежность умельцев к тому или иному сословию. Кроме того, каждый регион Японии имел характерные только для него орнаменты, появились целые династии мастеров и специальные школы.
Для работы над темари нужны штопальные иглы разных размеров, булавки с петелькой или шляпкой на конце, ножницы, бумага, карандаш, линейка (или циркуль), нитки нескольких видов (катушечные нитки и нитки для вышивания).
Традиционно в качестве основы для темари используются полоски мягкой ткани длиной 30-40 и шириной 1,5-2 см. Часто в неё вставляют колокольчики или мелкие шарики, для того, чтобы шар гремел или звенел. Однако основу можно делать из любых материалов. Сегодня в качестве основы используют полиэтиленовые пакеты, поролон, пенопласт, стироформ и даже теннисные мячи. Основу обматывают катушечными нитками (шерстяными или хлопчатобумажными), а затем делают разметку и по ней наносят вышивку.
В качестве мотивов для узоров используются и сложные абстрактные геометрические узоры, и традиционные в Японии узоры: сакура, цветы сливы, журавль, черепаха, бамбук, и конечно хризантема. Этот цветок имеет большое значение в японской культуре. В сознании японцев хризантема и солнце неразделимы. Даже обозначающие эти понятия слова звучат одинаково – “кику”,
и изображаются одним иероглифом. Именно поэтому хризантема считается эмблемой японских императоров, украшает клинок микадо, красуется на главном ордене страны, главенствует в поэзии.
Что же касается темари, то хризантема является одним из самых распространенных и любимых узоров. Отчасти это связано с простотой его выполнения – он не обязательно требует сложной разметки – даже вышитые по простой разметке цветы прекрасно смотрятся и открывают множество возможностей для проявления фантазии.
Существует множество образцов плетения и рисунков вышивки для шаров темари. Узоры могут быть цветочными, абстрактными с пересекающимися под разными углами треугольниками, квадратами, ромбами, эллипсами и другими замысловатыми фигурами.
В начале XX века, с появлением резиновых мячей, интерес к темари пошел на убыль. Однако в середине 70-х годов, в связи со всплеском внимания к традиционным культурам, искусство темари вновь стало популярно.
В Японии существует музей темари и Ассоциация темари-художников, кроме того функционируют множество мастерских темари.
Сегодня темари опять считаются в Японии дорогим подарком и традиционным сувениром. Считается, что эти яркие, пестрые шарики приносят в дом счастье и удачу.