В Международном караван-сарае культуры Икуо Хираямы открыта выставка раритетных работ, отпечатанных на рисовой бумаге и закрепленных на свитках из шелка, изготовленных по старинным технологиям, - сообщается на сайте ИА Uzbekistan Today в рубрике Культура в статье с.н.с. МКСК Сергея Савчука-Курбанова.
Автором уникальных экспонатов является японская фотохудожница и писатель, основатель Media Art League Миро Ито, занимающаяся медийными и художественными проектами как режиссер и автор, содействующая миру и взаимопониманию между странами и народами своими инициативами в рамках проекта Media Art League.
На вернисаже, названном «Дорога света и надежды: переплетение непреложного космополитизма с Великим шёлковым путём» представлены 33 фотографии уникальных статуй и масок из буддийского храма и монастырей 8 века г.Нара – первой столицы Японии.
По мнению исследователей многие из этих артефактов культурного наследия испытали влияние эллинизма (Греции), Рима, культурных традиций Согда (музыкальные инструменты, памятники письменности и др.) - исторической области в Узбекистане, Индии и Китае.
О необходимости возрождения этой важнейшей духовной составляющей Великого шелкового пути в наши дни на примере ренессанса старинных произведений искусства с использованием материалов, которыми пользовались 1300-1400 лет назад предки разных народов, бывавшие на Японском архипелаге, стремится рассказать эта известная фотохудожница, исследователь и путешественница. Посетив недавно музеи и научные коллекции Ташкента и Самарканда и отсняв там множество интереснейших раритетов, она объявила о намерении представить их фотографии на своих последующих выставках. Было бы интересно, если бы их отпечатали на знаменитой самаркандской бумаге, изготавливаемой по старинным технологиям из коры ветвей тутовника в ремесленной мастерской в кишлаке Конигил.
На фото запечатлены скульптурные образы бодхисатв и великих царей из буддийского храма Тодайджи (745 г.) и маски из монастыря Касуга-тайша, изображающие фантастических персонажей из мифов, легенд, сказок и сказаний разных стран и народов Европы и Азии, с помощью которых демонстрировались театрализованные представления. Здесь есть и такие узнаваемые, как птица Гаруда и другие образы, в том числе дионисийского круга.
Еще более детально богатейшие коллекции этих масок демонстрировались в короткометражных фильмах в сопровождении японской медитативной музыки под аккомпанемент флейты и барабана.
Все эти памятники являются национальным достоянием Японии и входят в Список объектов всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.
Особый интерес для нас в коллекциях этих раритетов представляют две маски - согдийского царя (суикомен) и его слуги, описанные в статье известного ученого Когучи Ясуо «Согдийская культура и согдийцы в Японии» из сборника «Роль города Самарканда в истории мирового культурного развития», изданного в 2007 году (на с. 122-123). Там упоминается, что эти «…маски использовались для исполнения пантомимных ролей в музыкальной драме «Гигаку». По данным японской хроники «Нихон шёку», маску царя передал человек по имени Мимаши, прибывший из древнекорейского города Кудара в 612 году, в эпоху правления императора Суико». Происхождение этого представления с масками предположительно имеет отношение к Древней Греции, западным регионам, Тибету или Китаю. Ныне в сокровищнице Шесоин хранится около 162 разновидностей таких масок.
Так что исследование артефактов культурного наследия Шелкового пути, хранящегося в Японии, и свидетельствующего о дружеских и плодотворных контактах предков народов наших стран, продолжается и приносит много новых открытий.
Сергей Савчук-Курбанов
Сергей Савчук-Курбанов
22/10/2016
4 фото смотрите по ссылке на Источник: http://ut.uz/ru/kultura/natsionalnoe-dostoyanie-yaponii-v-uzbekistane/