В Международном караван-сарае культуры (МКСК) Икуо Хираямы Академии художеств Узбекистана с успехом проходит выставка «Дорога света и надежды: переплетение непреложного космополитизма с Великим шёлковым путём». Ее автор японская фотохудожница Миро Ито /Miro Ito представила раритетные фотоработы, отпечатанные на рисовой бумаге и закрепленные на свитках из шелка, изготовленных по старинным технологиям, с изображениями уникальных статуй и масок из буддийского храма и монастырей 8 века г.Нара и его округи. Выставка продлится до 25 октября 2016 года, - сообщается на популярном сайте "Новости Узбекистана" в рубрике "Колумнисты" в статье с.н.с. МКСК, доктора Сергея Савчука-Курбанова.
А космополитизм этот, по мнению автора, заключается во взаимовлиянии, взаимопроникновении и взаимообогащении культур разных стран и народов Шелкового пути, их взаимовыгодных торгово-экономических и прочих, в том числе дружеских связях и межрелигиозных контактах и обменах способствовавших улучшению взаимопонимания. И пожалуй, наиболее яркое отражение они нашли в памятниках культурного наследия, бережно сохраняемых в храмовых и монастырских сокровищницах и музейных коллекциях в Стране восходящего солнца.
Многие из этих артефактов испытали влияние эллинизма (Греции), Рима, культурных традиций Согда (музыкальные инструменты, памятники письменности и др.) -исторической области в Узбекистане, Индии и Китае.
О необходимости возрождения этой важнейшей духовной составляющей Великого шелкового пути в наши дни на примере ренессанса старинных произведений искусства с использованием материалов, которыми пользовались 1300-1400 лет назад предки разных народов, бывавшие на Японском архипелаге, стремиться рассказать эта известная фотохудожница, исследователь и путешественница. Посетив недавно музеи и научные коллекции Ташкента и Самарканда, и отсняв там множество интереснейших раритетов, она объявила о намерении представить их фотографии на своих последующих выставках. Было бы интересно, если бы их отпечатали на знаменитой Самаркандской бумаге, изготавливаемой по старинным технологиям из коры тутовника в ремесленной мастерской в кишлаке Конигил.
На фото: слева-направо Miro Ito – artist, author, producer (art&culture), Hiroshi Yano – executive director Japan Camera Industry Institute
На вернисаже представлены 33 фотографии, в том числе, уникальных статуй бодхисатв и великих царей 8 века из буддийского храма Тодайджи (745 г.) в городе Нара.
Среди них есть также и фото масок из монастыря Касуга-тайша, изображающих фантастических персонажей из мифов, легенд, сказок и сказаний разных стран и народов Европы и Азии, с помощью которых демонстрировались театрализованные представления. Здесь есть и такие узнаваемые как птица Гаруда и другие образы, в том числе дионисийского круга.
Еще больше, чем на фото их можно увидеть в короткометражных фильмах (7.5 мин.), также экспонируемых на этой выставке в сопровождении японской медитативной музыки под аккомпанемент флейты и барабана.
Их фото, отпечатанные на рисовой бумаге, изготовленной вручную по старинной японской технологии и размещенные на свитках из шелковой ткани кустарного производства, также как и сами раритеты – являются национальным достоянием Японии и входят в Список объектов всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.
Организаторы проекта: Академия Художеств Узбекистана, Институт фотоиндустрии Японии и Международный караван-сарай культуры Икуо Хираямы.
На выставке автор представила:
Фотоискусство (фотопрезентацию национального достояния и важных культурных ценностей Японии) и кросс-медиа инсталляцию.
2 вида «Мир алтаря лотоса» (храм Тодайджи, национальное достояние, период Нара, 8 век), где находится самая большая в Японии бронзовая статуя, сидящего Будды Вайрочана – одного из пяти Будд Мудрости.
6 видов стоящих статуй бодхисатв Суриа-прабха и Чандра-прабха (храм Тодайджи, национальное достояние, период Нара, 8 век).
12 видов стоящих статуй Четырёх великих царей (Чатурмахараджа) (Кайдан-до, храм Тодайджи, национальное достояние, период Нара, 8 век).
8 видов масок Гигаку (храм Тодайджи, национальное достояние, период Нара, 8 век): Чидо, Конрон, Суйко-о, Суйко-джу/Брамон, Тай-кофу, Карура, Рикищи).
5 видов масок Бугаку (монастырь Касуга-тайша, важная культурная ценность, период Хейан-Камакура-Муромачи, 9-12-14 вв.).
И короткометражные фильмы - «Гигаку: Путь масок» с масками Гигаку из храма Тодайджи (важная культурная ценность Японии, период Нара) и маски Щин гигаку (изготовлены Манноджо Номура V).
В связи с коллекциями этих раритетов особый интерес представляют 2 маски - согдийского царя (суикомен) VIII в. и его слуги, описанные в статье известного ученого Когучи Ясуо «Согдийская культура и согдийцы в Японии» из сборника «Роль города Самарканда в истории мирового культурного развития, 2007 г., с.122-123. Эти маски использовались для исполнения пантомимных ролей в музыкальной драме «Гигаку». По данным японской хроники «Нихон шёку», маску передал человек по имени Мимаши, прибывший из древнекорейского города Кудара в 612 году, в эпоху правления императора Суико. Происхождение этого представления с масками предположительно имеет отношение к Древней Греции, Западным регионам, Тибету или Китаю. Ныне в сокровищнице Шесоин хранится около 162 разновидностей таких масок.
Так что, исследование артефактов культурного наследия Шелкового пути, хранящегося в Японии, и свидетельствующего о дружеских и плодотворных контактах предков народов наших стран, продолжается, и приносит много новых открытий.
Текст и фото специально для NUZ.UZ : С. Савчук-Курбанов
Наша справка:
Миро Ито - художник и писатель, основатель Media Art League. Занимается медийными и художественными проектами как режиссер и автор, содействуя миру и взаимопониманию между странами и народами посредством собственных инициатив при помощи Media Art League.
В рамках темы «Всемирное наследие жизни и молитвы» популяризирует знания о древнем евразийском культурном наследии и традициях, сохранившихся в Японии для создания предпосылок для прочного мира, сосредоточив внимание на глубокой духовной стороне материального и нематериального всемирного наследия ЮНЕСКО, которое фотографировала и снимала на видео, исследовала и писала о Японии (с акцентом на г. Нара) с 2003 г. В 2010 г. представила выставку («Дорога Света: Древний путь молитвы и посвященное искусство в Азии»), а также 2 фильма на Canon EXPO 2010 (Токио) и на официальном мероприятии, посвященном 1300-летию основания г.Нара (Япония) как императорской столицы.
Серия выставок «Дорога света и надежды» с презентациями проходит в Штаб-квартире ООН (Нью-Йорк, май 2016 г.), Ташкенте (Международный караван-сарай культуры Икуо Хираямы, октябрь 2016 г.) и Страсбурге (Совет Европы, ноябрь 2016 года), Токио и т.д. Автор и редактор 8 книг и фоторепортажей о ритуалах храмов и монастырей из списка Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО в г. Нара.
21.10.2016
11 фото смотрите по ссылке на Источник: http://nuz.uz/kolumnisty/17394-statui-glavnogo-buddiyskogo-hrama-i-maski-iz-monastyrey-8-veka-gnara-vpervye-predstavleny-v-tashkente.html
Опубликовано: http://www.silkway.uz/newsmore/8947,
https://www.facebook.com/www.silkway.uz/,
https://www.facebook.com/sergey.savchukkurbanov