15 января 2016 года в Международном караван-сарае культуры Икуо Хираямы открылась выставка «Шедевры мастеров», посвященная памяти Медата Кагарова и Дамира Уразаева. В экспозиции – по пятьдесят ксилографических работ обоих художников, считавшихся признанными мэтрами этого редкого и сложного вида искусства, - сообщается на сайте "Новости Узбекистана" в рубрике "Культура и искусство" от 16.01.2016.
Искусство ксилографии пришло из Японии. Процесс ее создания трудоемок: вначале рисунок вырезается на дереве, затем делаются оттиски на бумаге. Несколько лет назад Международный караван-сарай культуры уже представлял работы японского мастера ксилографии, художника Утагавы. Тогда же, на волне интереса к этой технике, возникла идея выставки узбекистанских художников. Однако воплотить ее удалось только сейчас.
Как сообщил директор караван-сарая культуры Фарух Усманов, МКСК выкупил коллекцию ксилографий Дамира Уразаева, демонстрируемую публике, а также другие его работы. Произведения Медата Кагарова, среди которых есть иллюстрации к книгам и экслибрисы, предоставил для выставки художник-график Радик Азизов.
Миниатюрные «рапсодии» двух художников
Дамир Уразаев. Из серии "Узбекские спортивные игры".
Ксилография – это своего рода миниатюра. Самые большие из представленных работ намного меньше почтовой открытки. Размещенные по центру огромных рам, они кажутся совсем крошечными. Зрители подходят вплотную, чтобы разглядеть детали, проработанные с ювелирной тонкостью.
По воспоминаниям искусствоведа Владимира Карасева, Медат Кагаров называл свои ксилографии «черно-белой рапсодией». Этот жанр налагает на художника множество ограничений – ему приходится работать на крошечном пространстве, создавая не просто монохромный рисунок, но форму, пригодную для оттиска. В этих жестких условиях на передний план выступают другие выразительные средства, и одним из главных становится композиция. Как и музыкальная рапсодия, ксилография состоит из разнохарактерных, контрастных частей. Персонажи и пространство, в котором они существуют, динамика и статика – все тщательно продумано, все переплетено, но при этом сохраняет свою целостность.
Миниатюрные «рапсодии» двух художников
Медат Кагаров. Экслибрис.
Формат ксилографии – своеобразный вызов художнику, справиться с которым способен далеко не каждый. Он востребован при оформлении книг и интересен в силу своей редкости, однако в настоящее время в Узбекистане нет профессионалов ксилографии. Как сказал В.Карасев, «мы теряем не только самих художников, но и искусство, которому они посвятили свою жизнь».
Поэтому выставка в МКСК имеет двоякую цель: не только представление публике уникальных работ Медата Кагарова и Дамира Уразаева, но и привлечение внимания к исчезающей технике гравюры. Она в немалой степени рассчитана на студентов и начинающих художников, находящихся в поиске собственного творческого пути. Выставка продлится еще две недели, что дает возможность посетить ее всем желающим.
Анна НИМ.
Фото Раисы КРАПАНЕЙ.
Теги: Международный караван-сарай культуры Икуо Хираямы, Выставка, Анна Ним
16.01.2016
3 фото смотрите по ссылке на публикацию:
http://nuz.uz/kultura-i-iskusstvo/10394-miniatyurnye-rapsodii-dvuh-hudozhnikov.html