Все новости
Жизнь с UT: Почему мы откладываем поход в музей на неопределенный срок?
11.01.2016
Жизнь с UT: Почему мы откладываем поход в музей на неопределенный срок?
имя


комментарий


Лувр – в Париже, Музей Ватикана – в Риме, Британский музей – в Лондоне, Национальный музей науки Японии – в Токио, Музей Метрополитен – в Нью-Йорке, музей Прадо – в Мадриде, Музей Гуггенхайма – в Бильбао, Государственный Эрмитаж – в Питере, Государственная Третьяковская галерея – в Москве, Рейкс музеум – в Амстердаме. Вряд ли найдется правильный турист, который находясь в главных культурных и туристических столицах мира, не заглянет в эти музеи.

В последнее время, все больше говорят об образовательной роли музеев, об их значении в развитии культурно-познавательного туризма. Да, бесспорно, оно велико, и потому ведущие музеи мира не пустуют. Востребованы и наши музеи, но посетителей в них могло бы быть гораздо больше. UT пытается разобраться, что для этого необходимо.

Музейный потенциал Узбекистана обширен и разнообразен. Только в системе Министерства по делам культуры и спорта находится 96 музеев. Из них 27 исторических музеев, 28 краеведческих, 11 художественных, 8 литературных, 14 мемориальных, 1 музей природы, 7 музеев литературы и 3 музея-заповедника.

Есть музеи в системе Академии наук, Академии художеств и других министерств и ведомств, крупных предприятий.

Открываются новые, так, например, буквально перед новым годом открылся политехнический музей – это проект «Узавтосаноат», компании объединяющей отечественных автопроизводителей.

– Фонд наших музеев отражает практически все историко-культурное наследие Узбекистана, памятники которого охватывают хронологию с древности по сегодняшний день, – обращает внимание доктор искусствоведения, заместитель директора Галереи изобразительного искусства Узбекистана Камола Акилова. – Коллекция интересна, ведь географическое расположение страны – в сердце Центральной Азии, на трансконтинентальных маршрутах Великого шелкового пути, обусловили, что эта территория была самым «сердцем» пересечения различных народов, религиозных воззрений, культур, синтезирующим в себе достижения Запада и Востока.

Справедливо отметить, что памятники культуры, взятые на территории Узбекистана, хранятся не только в отечественных музеях, но и крупнейших музейных собраниях России, Германии, Великобритании, Франции, США и других стран, где выставляются и пользуются огромной популярностью. О высоком интересе зарубежной публики к экспонатам хранящимся в музеях Узбекистана свидетельствуют и выставки, организованные в рамках культурного обмена между музеями, когда наши музеи вывозят свои экспонаты на показ в зарубежные страны.

Однако, объехав такие крупные музеи страны как Музей истории Узбекистана, Термезский археологический музей, Государственный музей искусств Узбекистана, Государственный музей искусств Каракалпакстана имени Савицкого, некоторые областные краеведческие и исторические музеи мы увидели полупустые залы.
Основными посЕТИтелями (эти 3 буквы пропущены в оргинале - прим.САСК) музеев столицы, Самарканда, Бухары, Хивы и других туристических центров Узбекистана, равно как и их археологических памятников в основном являются иностранные туристы, поскольку эти сокровищницы мирового наследия включены в туристические маршруты. Чуть больше года музеи оживило решение Правительства, в соответствии с которым в определенные дни школьники могут посещать музеи на бесплатной основе. Это, действительно, резко увеличило посещаемость наших музей, школы привозят детей целыми автобусами. Однако пока без ответа остаются несколько вопросов. Вернуться ли эти посетители сюда еще хотя бы раз? С какими впечатлениями они уйдут отсюда, если станут посетителями музея еще раз? Из списка посетителей практически выпало трудоспособное население – самая активная его часть. Изредка в залах можно увидеть дедушку или бабушку, гуляющих с внуками. Почему мы перестали интересоваться музеями? Почему музеи довольствуются тем что имеют, в плане посетителей?
Пожалуй, мне не удалось встретить ни одного директора который бы пожаловался на спад посещаемости. Все они приводили различные факты старясь выдать желаемое за действительное, ловко апеллировали статистическими данными. Поспорить сложно! Но почему, уважаемые директора, в газетах и журналах мы видим только сообщения об открытии персональных выставок художников и реже тематических, посвященных тому или иному событию. При этом чаще всего фигурируют выставочные площадки академии художеств, Галерея изобразительных искусств Узбекистана, Музей изобразительного искусства Узбекистана, с региональными музеями ситуация не лучше. Мы хотим слышать, видеть и читать о ваших новых проектах, обновлениях экспозиции. уникальных акциях, смотреть виртуальные туры на официальных сайтах. Совершенно объективно – пора менять подходы к работе, есть что позаимствовать из опыта зарубежных коллег. Чем скорее это произойдет, тем скорее, в музеи потянутся люди.

Внедрение передового зарубежного опыта поможет музеям привлечь новых посетителей!
С этим мнением согласна, и доктор искусствоведения Камола Акилова, изучавшая опыт музейного дела многих стран.
Она охотно поделилась с нами своим видением что может привлечь в музеи новых посетителей.

Эксперт отмечает, что в прошлое уже давно ушло время, когда экспозиции музеев десятилетиями не претерпевали никаких изменений. Однако, нашим музеям все равно не хватает динамики. Постоянную часть экспозиции нужно обновлять чаще, больше проводить временных выставок. Нашим музеям нужно больше различных тематических проектов, и акций.

– Основной фонд только музеев Министерства по делам культуры и спорта на сегодняшний день насчитывает почти 1,5 млн. экспонатов из которых в экспозиции представлено всего лишь 110 тысяч, – комментирует Камола Акилова. – Так что, нашим музеям есть с чем работать, чем удивлять, о чем рассказывать.

Сегодня у каждого музея найдется каталог, но их должно быть больше, они должны быть разными в плане тематического содержания, нужно расширять географию распространения. Наши музеи все еще слабо представлены в интернете, их сайты нужно наполнять информации, повысить оперативность обновления и расширить способы представления информации. Искусствовед с сожалением отмечает, что до сих пор на сайте ни одного отечественного музея нет ни одного виртуального тура.

Нужно не сбавлять темпов работы по повышению образовательного уровня экскурсоводов и всех музейных работников. Они должны не только владеть иностранными языками и уметь интересно рассказывать о коллекции, но креативить в плане того, как лучше представить материал, при этом шире использовать современные технологии. На помощь грамотному управленцу придут и PR-ходы, реклама. Как часто мы видим по-настоящему привлекательные баннеры на фасадах галерей и музеев? Есть ли смысл пересмотреть подходы привлечения в музей корпоративных посетителей? Однозначно, да.

Уже давно частью музейного менеджмента стали кафе, салоны, книжные и сувенирные киоски, образовательные программы, нужно активнее развивать и это направление, предлагая все новые и новые услуги. Посетители не ограничатся чашкой кофе и обязательно приобщаться к духовному и историческому наследию.

Вместе с тем, Камола Акилова обращает внимание, что развитие музейного дела и повышение спроса на их услуги – дело не только музейных работников. В решении этих задач им здорово могут помочь туристические организации, включая посещение музеев в туристические маршруты. Но обратно же, последние должны быть готовы предложить конкурентоспособный продукт.

Пойдем ли мы завтра в музей? Покажет время.

11.01.2016

Источник:
http://ut.uz/ru/kultura/jizn_s_ut_pochemu_mi_otkladivaem_pohod_v_muzey_na_neopredelenniy_srok
Просмотров 774    Рейтинг 39   Понравилась новость?    +1   -1    Добавить комментарий  (0)