С 24 августа по 4 сентября 2015 года в Международном караван-сарае культуры Икуо Хираямы Академии Художеств Узбекистана в Ташкенте проходит выставка “Men elimning yuragida yashayman” - "Жизнь в сердцах народа" шедевров чеканки легендарного бухарского усто, Народного художника Узбекистана Салимжона Хамидова (29.12.1920-1973). На вернисаже, посвященном Году внимания и заботы о старшем поколении, представлены свыше 70 чеканных работ этого мастера и его учеников.
Раньше изделия из меди были в каждом узбекском доме. С развитием фабричного производства металлическая посуда почти утратила свое хозяйственное назначение, потому медночеканные изделия теперь чаще встречаются в музеях, а в домах они обычно служат для украшения.
Исследования ученых свидетельствуют о высоком уровне развития искусства чеканки по меди на территории нынешнего Узбекистана. Оно имеет многовековую историю.
В Эпоху бронзы (III-II тыс. до н.э.) на территории Узбекистана появились первые литые изделия из этого металла, в том числе ювелирные украшения, зеркала, ножи и оружие.
Позже развилось искусство чеканки и мастера седых времен украшали чеканкой оружие, бытовые и ювелирные вещи. Их изделия были известны далеко за пределами Средней Азии.
Примерно в VIII - XIV веке из произведений бухарских мастеров ушел реалистический образ.
Видимо, это было связано с воцарением на территории Средней Азии религиозно — философского учения ислама, хотя традиции орнаментальных форм существовали в доисламское время.
А вскоре исчезли и изображения мифических существ и животных, полностью уступив место орнаментальным ям.
Теперь мастера могли выражать окружающий мир только стилизованным языком.
Но вот удивительно - именно эта замена изобразительности декоративностью подняла искусство бытовой вещи на новую высоту!
Монгольское иго вызвало временный упадок в искусстве чеканки.
Однако к XIV - XV столетиям оно вновь набрало силу и до наших дней существует в художественных формах XV века.
Среди других центров особенно славилась Бухара, в большей мере сохранившая старинные формы и традиционный орнамент.
В 30-х годах 20-го столетия народные мастера объединились в артели и цеха, что вызвало определённую нивелировку и отход от традиционных форм медночеканного искусства.
Картина резко изменилась с 90-х годов, когда независимость создала условия для всплеска народного творчества. В бывших медресе - Нодир Девонбеги, Гавкушон и других местах древней Бухары работают целая плеяда «шогирдов» - учеников усто (народного мастера) Салимжона Хамидова - лауреат премии Республики Т. Касымов, первые женщины - чеканщицы Д. Халимова, Г. Тошева, члены ассоциации ремесленников Республики С. Мухсинов, Р. Кулиев, А. Хамидов и многие другие, сами ставшие известными мастерами.
Тут же учатся искусству чеканки юные школьники, перенимающие у наставников «секреты» мастерства.
Уста Салимжон Хамидов родился 29 декабря 1920 года в семье потомственного мастера чеканщика.
Дед Салимжона Хамидова, - уста Хамид, в своё время славился чеканным искусством,
отец Абдусалом Хамидов занимался чеканным и жестяным ремеслом.
С 8 лет уста Салимжон Хамидов начал обучаться чеканному искусству от своего отца Абдусалома Хамидова. С детства он был очень способным, смышленым и талантливым мальчиком и поэтому быстро освоил секреты чеканного мастерства. С 13 лет он начал самостоятельно создавать новые узоры, композиции, эскизы и работать над ними.
В 1940 году умер отец Абдусалом Хамидов. Молодой Салимжон решил продолжить дело отца и возродить искусство чеканки. Но на его пути ему предстояло немало трудностей.
После II ой мировой войны, в связи с тем, что трудно было пре обрести латунные и медные изделия - долгое время этим ремеслом никто не занимался. В этом промежутке времени Салимжон Хамидов занимался и изучил другие виды прикладного искусства такие, как резьба по ганчу, камню.
Но мысль о том, что он должен продолжать умирающее искусство чеканки, которое досталось ему, в наследство не давало ему покоя. Единственной его мечтой было передать секреты чеканки молодым, выпустить учеников, потому что веками процветающее искусство «чеканка по меди» - пришло в упадок и на протяжении многих лет никто о нем не вспоминал и не выпускалось чеканных изделий. Не было предприятий выпускающих их.
Мечта уста Салимжона Хамидова начала сбываться с 1967 года. Он открыл мастерскую – чеканки по меди. В первый год он принял на обучения 13 учеников и начал обучать их секретом чеканного ремесла.
Большинство учеников были школьники.
В 1968 году число учеников достигло 20.
К 1972 году в мастерской работала больше 50 учеников, среди них 15- девушек.
В своё время знаменитый чеканщик Абдусалом Хамидов внес в искусство чеканки изображения исторически ценных архитектур и портреты людей. Салимжон Хамидов обогатил это искусство своеобразной техникой исполнения, оформительной методикой, изображение узоров, композиции. Всё чему он научился от своих предков, он передал своим – ученикам. В 1971 году Уста Салимжон Хамидов стал членом Союза художников Узбекистана.
В 1972 году за возрождение древнего искусства, за вклад в развитие и процветание Бухарского чеканного ремесла – Салимжону Хамидову было присвоено высокое звание – «Народный художник Узбекистана». После тяжёлой продолжительной болезни в 1973 году усто Салимжон Хамидов скончался. Хотя усто прожил очень короткую жизнь, его вклад в мировое искусство неизмеримо.
1. Если учитывать, что чеканное искусство существует в считанных странах мира, то вклад который внес в восстановлении и развитие этого искусства в Узбекистане усто Салимжона Хамидова огромен.
2. Он внес изменение и новшества в технику выполнения узоров и композиций.
3. Он воссоздал Бухарскую школу чеканки.
4. В течение многих веков каждое ремесло передавалось по наследству от деда отцу, от отца к сыну или близким родственникам. Одним из первых Салимжон Хамидов собрал вокруг себя абсолютно чужих ему подростков и обучил их своему ремеслу. Его ученики регулярно принимают участие в республиканских и международных выставках и занимают престижные места. Среди них есть обладатели государственных наград и медалей «Золотые руки».
Ученики Салимжона Хамидова с гордостью вспоминают о нем, как о человеке честном, скромном, с широкой доброй душой.
В 1995 году в связи с 75 летием усто Салимжона Хамидова, его учеников был открыт мемориальный музей имени «Усто Салимжон Хамидова».
29 декабря 2005 года в этом музей были проведены торжества в честь 85-летия усто Салимжона Хамидова и открытие Бухарской традиционной школы чеканки по меди.
Имя великого усто Салимжона Хамидова и искусство национальной чеканки довести до высоко уровня и развивать его дальше – наша главная цель.
При подготовке материалов частично использована инфо из источника:
http://www.metalcraft-bukhara.com/ru/chasing/usto_Salimjon_Khamidov