- хорошо представлена среди уникальных экспонатов ручной вышивки сузани кон.XIX-нач.XX вв. на выставке “Ташкентские палаки” (переводится как “Ташкентские небеса” ) в Государственном музее прикладного искусства Узбекистана, - пишет с.н.с. МКСК Др.Сергей Савчук-Курбанов в своей обширной статье, опубликованной на сайте Новости Узбекистана в рубрике Культура и искусство, где сообщается также о том, что:
Попытаться разобраться в том, в чем заключается тайный смысл их символов, можно посетив этот вернисаж, который продлится до 19 июня 2015 года.
Он посвящен, кстати, Международному дню музеев, отмечаемому ежегодно 18 мая.
Среди экспонируемых здесь раритетов, получившие наибольшее распространение в Ташкенте вышивки - "палак" – что переводится как "небо", "небесный свод", ой-палак -"лунное небо", юлдуз-палак - "звездное небо", а еще, как отмечают специалисты, в их орнаментах можно разглядеть и "плетья бахчевых растений"…
Такие вот «райские кущи» с «райскими» плодами или садами на небесах или небесных сводах для домашнего использования …. Или попытка создания отдельно взятого «рая» или райских условий жизни на земле и в своем доме.
При этом очень широко использовали такие космогоническо-астральные мотивы как: солнце, луна, звезды, вода, водоворот.
Самое интересное еще заключалось и в том, что находившиеся центре вышивок большие розетты зачастую олицетворяли слияние изображения солнца, луны или звезды и распустившегося цветка.
Есть в экспозиции еще и вышивки с не менее загадочными названиями - кирпеч, чойшаб, тогора-палак, зардевор… Подробнее о них мы расскажем далее.
Все они использовались для украшения интерьеров домов и в первую очередь «комнаты для гостей» – «мехмонханы», которую наряжали, в том числе и для особых торжеств, как и комнаты для молодоженов… И это при относительно скромном убранстве остальных комнат.
В центре такого "палака" – “неба”, обычно изображали "солнце", часто в сочетании со "звездой" - розеттой в окружении более мелких розетт.
Их расшивали шелком темно-малинового цвета и обвивали сине-зеленой листвой.
Магия «Ташкентского неба» глазами предков
К примеру, "кирпеч" – специалисты описывают как «вышивку с отвесно-осевым расположением узора». Она предназначалась для того, чтобы закрывать узкую нишу или же для покрытия стопки, сложенных на день постелей.
С чем же связаны столь “интригующие” названия этой и других вышивок?
Магия «Ташкентского неба» глазами предков
Предлагаю подробнее узнать об этом у опытных экскурсоводов в самом музее…. Не стесняйтесь им задавать такие вопросы… и им будет приятно, что Вам это интересно и сами узнаете много познавательного из духовной жизни предков…
А еще там есть сузани "зардевор" или буквально “прекрасная стена”. Этими вышитыми панно-фризами украшали длинные стены комнат.
Глядя на них, у меня создается такое ощущение, что это своего рода дань еще более древним – средневековым, раннесредневековым и античным традициям предков… Они украшали рельефными скульптурными антропо-зооморфными и флористическими композициями храмы разных богов и растительно-геометрическими орнаментами мечети, в том числе и верхние части их стен.
Магия «Ташкентского неба» глазами предков
Другая разновидность вышивки - “Чойшаб” – относится к одному из видов простыни или покрывала (наряду с "руиджо" и "жойпуш"), где в П-образной композиции вышивальщицы повторяли мотивы “палак” и “гулкурпа”.
Вот вам еще не менее интересные названия. К примеру, “чой” – это понятно, наш всеми любимый напиток, а почему “шаб” ?... Докопайтесь до Истины!
А "гупкурпа" (“цветочное покрывало” или “одеяло с цветами”) и "палак" - это еще и свадебные покрывала на постель новобрачных, их используют также как настенные панно, которые также красочно расшивали.
Магия «Ташкентского неба» глазами предков
А теперь задайтесь вопросом: - Почему одна из вышивок называется тогора-палак? Ведь тогора – это тазик….
Вот вам еще одна загадка и интрига.. А сколько их еще предстоит разгадать, посетив не только выставку в этом музее, но и в других, чтобы увидеть множество других вышитых предметов, украшавших жизнь, повседневный быт и одежды предков…
Как и в наши дни в те времена все было не так просто, даже сюжеты и мотивы вышивок создавались с определенными смыслами и задачами, которые они должны были выполнять…
Наши предки стремились оградить себя, своих детей, членов семей и близких от вредного влияния не только окружающей среды, но и от сглаза, зависти и “доброжелателей”… с помощью магических символов, вышитых на всем чем они пользовались… Прямо таки своего рода медитация-оберег в одном “флаконе” в вышивках получалась….
Магия «Ташкентского неба» глазами предков
В этой связи, кстати, вспоминаются такие эпитеты, которыми характеризовали и наделяли в те времена прекрасную половину человечества, как – «Женщина – хранительница домашнего очага» и «Берегиня» ! … и еще много других…
Мы прекрасно понимаем как нам этого сейчас, порой, не хватает… Осталось только еще и осознать… Что только с помощью посещения психологов и экстрасенсов не решить проблем с энергетической защитой наших изнеженных благами цивилизации организмов…. И все новое, это хорошо забытое старое!
Задумаемся и над тем, что ведь, всего, согласно народной традиции, девушка на выданье должна была иметь только в качестве приданного свыше 10 сюзане, вышитых ею собственноручно!
Да, именно, СОБСТВЕННОРУЧНО….. И под этим подразумевается не только умение вышивать, но и гораздо большее… Поскольку, предки считали, что творческий человек, наделял частицей своей Души, каждое свое творение и придавали этому явлению очень важный сакральный смысл! И желательно, чтобы эта частица содержала и несла в себе Добро и Доброе начало с точки зрения Позитивной Энергии и Добрых помыслов и соответствующих настроений при занятиях любыми делами! Причем у каждой категории ремесленников в их уставах – цеховых или семейных были свои молитвы, которые читались перед началом, в ходе и по завершении работы… Т.о. очень важным считалось соблюдать принципы ритуальной чистоты процесса, который имел особое, и утилитарное и священное значение! В таком гармоничном сочетании, т.е. два в одном….
Магия «Ташкентского неба» глазами предков
Где же Вы, современные рукодельницы? И насколько кто-то из нас придерживается или готов придерживаться в настоящее время подобных принципов?
Вот такой крик Души или от души получается…
Хотя, … и в наши дни, кое-где еще порой происходит настоящее возрождение этих старинных традиций вместе с народными промыслами и почти утраченными навыками….
Сохранились еще потомственные семейные династии и региональные школы устозов-мастеров и мастериц, где они делятся своим опытом с шогирдами – учениками и ученицами.
Каждая из этих школ отличается своеобразием и заслуживает отдельного рассказа…(Читайте об этом в продолжении нашего повествования)
Да и само слово cузани или сюзане, сюзанэ – переводится как “игла”, т.е. вышивка иглой….
Большей частью их вышивали на самой дешевой белой хлопчатобумажной ткани "буз", "карбос", реже на "малля" песочного цвета.
Белый цвет наделялся магическим значением, как "приносящий светлую и счастливую жизнь":
Смысловое значение мотивов вышивок
В своей основе многие мотивы восходили к глубокой древности и отражали пережитки магическо-анимистических представлений о мире и жизни, и их трансформации сохраняли свое смысловое значение как символов счастья, здоровья, благополучия, плодородия и оберега от злых сил и духов.
Считается, что вышивка произошла от магического знака, который рисовали на ткани.
При этом, наряду с сузани, убранство комнат прекрасно дополняли кошмы, паласы и ковры, а также расписная керамическая посуда и чеканная металлическая.
Др.Сергей САВЧУК-КУРБАНОВ.
Специально для nuz.uz
(Продолжение следует)
Теги: Сергей Савчук-Курбанов
Опубликовано: 27-05-2015, 11:24
Источник:
http://nuz.uz/kultura-i-iskusstvo/5879-magiya-tashkentskogo-neba-glazami-predkov.html