Особую историко-культурную ценность представляют золотые и серебряные культовые предметы, а также браслеты, перстни и ожерелья из так называемого Амударьинского клада, обнаруженного в 1877 году в верхнем течении реки Амударьи. Они свидетельствуют, что еще в V веке до нашей эры мастерство бактрийских ремесленников достигло высот подлинного искусства. Один из браслетов этого клада изображен на 100 сумовой банкноте Республики Узбекистан,
- сообщается в статье с.н.с. МКСК, д-ра Сергея Савчука-Курбанова, опубликованной на сайте популярного интернет-ресурса Новости Узбекистана в рубрике "Культура и искусство" 4 марта 2015 г.
Настоящей сенсацией в научном мире стала находка клада золотых ювелирных изделий, датируемых 2 в.н.э., весом 36 кг, обнаруженного в ходе археологических раскопок на городище Дальверзинтепа в Шурчинском районе Сурхандарьинской области Узбекистана.
Клад включал множество произведений античного искусства: нагрудное украшение - пектораль с сердоликовой геммой - на которой изображен рельефный профиль Геракла, браслеты, бруски с надписями на кхарошти (древнеиндийская система письменности), на которых обозначены меры веса, фрагменты ювелирных изделий. По свидетельству специалистов это собрание сокровищ имеет огромные ценность и научное значение - как произведения искусства, памятники культуры и государственного достояния.
А нашли все эти сокровища в кувшине, зарытом на глубине 0.5 м. под полом помещения №13 в доме «Богатого горожанина». Нумерация обознается археологами в порядке очередности вскрытия. Чем не мистификация?!
А близ города Термеза в руинах замка на городище Балалык-тепе сохранилась настенная роспись VI века со сценами пиршества. На знатных дамах были изображены золотые кольца, перстни и серьги с подвесками, напоминающие традиционные украшения современных узбекских женщин.
Изображения ювелирных украшений встречаются на других раннесредневековых росписях с городища Афрасиаб и т.д., а также на более ранних (двухтысячелетней давности) античных скульптурах и мелкой пластике.
Они встречаются в античных погребениях и на монументальных раннесредневековых росписях светских и культовых сооружений Средней Азии (Афрасиаб , Варахша, Балалык-тепе в Узбекистане; - в Пенджикенте, Аджина-тепа, Калаи Кахкаха – в Таджикистане и др., а также на средневековой книжной миниатюре и упоминаются в этнографических источниках.
Форма и декор ювелирных украшений 19 в. восходят к различным периодам эволюции данного вида. Но сохраняя образную трактовку и некоторые особенности решения сложных композиций, они в процессе временной трансформации утратили основы смыслового содержания - элементы древних ритуальных представлений доисламской поры. В изделиях этого периода преобладает растительный орнамент, сочетающийся с мотивами геометрического, астрального и зооморфного узора.
Крупнейшими центрами ювелирного искусства в 19 в. были: Бухара, Хива, Ташкент, Самарканд, Коканд, Карши, Шахрисябз, Китаб, Чимбай, Турткуль, а также Ургенч, Гиждуван, Андижан, Наманган, Маргилан, Ассаке, Чуст, Ургут, Байсун, Денау, Ходжаабад, Кунград, Халкабад, Ходжейли, Касансай, Учкурган, Нурата, Ширабад.
Некоторые крупные поселения, где проживали семьи потомственных мастеров-ювелиров могли носить специфические названия, как, например, Заргарлик, Заргар, Заргарон и т.д.
Ювелиры имели своеобразную цеховую организацию, возглавляемую старшиной аксакалом. Ювелиры подчинялись общему с литейщиками, кузнецами, чеканщиками “уставу” - “рисоля” и вместе с ними поклонялись одному святому покровителю - основателю металлического производства - пиру Хазрати Давуду.
Ювелирное искусство представляло своеобразную область народной художественной культуры, связанной со всем строем материальной и духовной жизни, и наиболее ярко раскрывало идейно-эстетические идеалы людей, их мировосприятие и отношение к жизни. Ювелирное искусство, как и каждый вид художественного творчества, обладало своими специфическими чертами.
В XVIII-XIX вв. для него была характерна многофункциональность. Издавна значительная роль придавалась ритуально-культовому смыслу украшений. Труд ювелира облекался таинственностью.
Все, начиная с ремесла металлиста, его мастерской, инструментов, перезвона молотка и чекана, работы, связанной со "священным" огнем, материалов - металлов и камней, извлекаемых из недр самой кормилицы-земли, и кончая мотивами узора, формой и назначением изделий - все наделялось волшебной, сакральной силой и становилось доброжелательным символом.
Украшения выполняли социально-экономическую функцию, служа показателем иерархического и материального положения человека в обществе.
Эстетическая функция являлась выражением мироощущения людей, их понимания гармонии и красоты, доставляющей человеку радость.
Утилитарная функция, за редким исключением, была утеряна.
Украшения также служили показателем возрастных градаций и семейного положения, заключали в себе своеобразие этнических признаков.
В ювелирном искусстве сложно переплетались идейно-эстетические жизненные и религиозно-магические представления, реальное соприкасалось с фантастическим, ирреальным.
Своеобразие ювелирного искусства заключалось и в синтезированной многогранности возможностей и средств художественной выразительности, определяемой необычным богатством материала и технических приемов оформления.
Этой теме посвящены многочисленные исследования ученых разных стран. Особе место среди них занимает монография Д.А. ФАХРЕТДИНОВОЙ «ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО УЗБЕКИСТАНА XVIII-XIX ВЕКОВ», Издательство "Узбекистан", Ташкент, 1999.с.75:
Др. Сергей САВЧУК-КУРБАНОВ
Специально для nuz.uz
Теги: Сергей Савчук-Курбанов, Ювелирные украшения
04.03.2015, 18:02
Источник:
http://nuz.uz/kultura-i-iskusstvo/4122-iz-istorii-yuvelirnogo-iskusstva-ch2.html