Как магия женской красоты усиливается раритетными украшениями можно было убедиться воочию, посетив выставку старинных этнографических ювелирных шедевров «Очарование Востока» в Международном караван-сарае культуры (МКСК) Икио Хираямы Академии художеств Узбекистана, организованную в рамках Проекта «Возрождение» и представляющую часть знаменитой коллекции Фахриддина Абдужабборова,- сообщается на популярном сайте "Новости Узбекистана" - NUZ.UZ в статье с.н.с.МКСК, д-ра Сергея Савчука-Курбанова.
Здесь экспонировались десятки редчайших национальных украшений 18 – нач. 20 вв., обнаруженных среди старинных семейных реликвий и собранных в эту уникальную коллекцию в результате поездок по самым отдаленным уголкам нашей страны.
Они стали яркими свидетелями высочайшего проявления многогранного таланта отечественных мастеров заргаров-ювелиров, сотворивших эти чудеса народного декоративно-прикладного искусства с целью огранки блистательных бриллиантов чарующей красоты любимых женщин, чтобы подчеркнуть их еще большую привлекательность и обаяние.
Представленные в экспозициях уникальные оригиналы, которым могут позавидовать многие музеи мира, и художественные фотокомпозиции с их участием никого не оставляют равнодушным.
Увидев их, самая прекрасная половина человечества выражает нахлынувшие эмоции в восклицаниях: - Как жаль, что нельзя все это примерить и купить!….
Таково пленительное воздействие этих раритетных украшений на наших бабушек, матерей, сестер, дочерей и всех поклонников прекрасного….
Это и обрамляющие лицо головные, налобно-височные, закрывающие шею и грудь - шейные.
Среди наиболее популярных и известных головных украшений - "тиллякош", "тиллябаргак", "болаобру", "синсила", "сарсузан", "бибишак", "шоукалла", "тахиядузи", "бодомой", "зулф", серьги и другие.
Нагрудные украшения: "зебигардон", "бозбанд", "кукрактумор", жемчужные "мунчаки",
Наплечные украшения, украшения для волос - "чочпопук", "найча", "калитбоги",
На ушах серьги-болдаки и зираки.
Браслеты-билакузуки на руках, кольца-узуки на пальцах.
Кроме того украшались нос, затылок и ноги.
Все эти украшения предназначались и для отвода злых сил и сглаза, охраняли от болезней и неприятностей в жизни.
Когда на невесту одевали все эти украшения сразу, то это богатство могло весить иногда до 15 кг и более.
Самую главную функцию оберега выполняли треугольные или другой формы амулетницы- «туморы» и стеклянные бусины «кузмунчоки» с «глазками».
Внутрь тумора вставлялся листок с записанным отрывком или молитвой из священного Корана.
Кузмунчоки одевали по нескольку штук на нитку в виде браслета в обязательном порядке на ручку новорожденного.
Детям постарше, девочкам - браслет, а мальчикам нашивались на одежду, иногда вместе с тумором, и 2-3 шт. на тюбетейку.
Если кузмунчок раскалывался или разбивался, то считалось, что он принял на себя удар от сглаза...
При изготовлении ювелирных украшений использовались глазурировка, филигрань, чеканка, ковка, приемы сквозной резьбы и тиснение, инкрустация и такие способы обработки, как чернение, золочение, зернь.
Очень многие из всего этого можно увидеть в оригинале на этой уникальной выставке раритетов.
Вернисаж посвящается «Году внимания и заботы о старшем поколении», провозглашенном с целью укрепления роли старшего поколения в семье и обществе, воспитания молодежи в соответствии с многовековыми ценностями и традициями народа Узбекистана.
В этой связи следует отметить, что наиболее ранние находки женских украшений в Узбекистане и Средней Азии относятся к эпохе бронзы и их возраст насчитывает ок. 5-4 тысяч лет. Хотя, наверняка, слабый пол, всегда любивший себя украшать, чтобы добиваться сногсшибательного эффекта, в том числе и на сильную половину, начал это делать на много тысячелетий раньше, используя эту способность в качестве секретного оружия в борьбе за свою привлекательность…
Но об этом мы расскажем вам в следующих частях истории ювелирного искусства.
(Продолжение следует)
Др. Сергей Савчук-Курбанов
Теги: Сергей Савчук-Курбанов, Ювелирные украшения
27.02.2015, 22:43
Источник:
http://nuz.uz/kultura-i-iskusstvo/4035-iz-istorii-yuvelirnogo-iskusstva.html