20 февраля 2015 года в 15:00 часов в Международном караван-сарае культуры Икуо Хираямы Академии художеств Узбекистана состоится открытие Выставки “Шарқнинг нозик таровати”- "Очарование Востока" - национальных этнографических женских ювелирных украшений нашей страны Проекта «Возрождение» из знаменитой коллекции Фахриддина Абдужабборова.
Посвящается «Году внимания и заботы о старшем поколении», провозглашенном с целью укрепления роли старшего поколения в семье и обществе, воспитания молодежи в соответствии с многовековыми ценностями и традициями народа Узбекистана.
В экспозиции представлено несколько десятков уникальных национальных украшений прошлых веков.
Женщины Востока, как и другие представительницы самой прекрасной половины человечества, любят украшать себя ювелирными изделиями.
Хотя, в прежние времена, а иногда и в наши дни, экзотические ювелирные украшения, усыпанные полудрагоценными и драгоценными камнями носили не только женщины, но и мужчины. Их нашивали на пояса, ими украшали мечи и ножи, боевые шлемы, сбрую.
Мужские перстни с драгоценными камнями украшали пальцы вельмож.
Женских украшений, конечно же, было намного больше разновидностей:
- Это и обрамляющие лицо головные, налобно-височные, закрывающие шею и грудь - шейные.
Среди наиболее популярных и известных головных украшений - "тиллякош", "тиллябаргак", "болаобру", "синсила", "сарсузан", "бибишак", "шоукалла", "тахиядузи", "бодомой", "зулф", серьги и другие.
Нагрудные украшения: "зебигардон", "бозбанд", "кукрактумор", жемчужные "мунчаки",
Наплечные украшения, украшения для волос - "чочпопук", "найча", "калитбоги",
На ушах серьги-болдаки и зираки.
Браслеты-билакузуки на руках, кольца-узуки на пальцах.
Кроме того украшались нос и ноги, затылок.
Все эти украшения как бы отводили злые силы и сглаз, охраняли от болезней и неприятностей в жизни.
Когда на невесту одевали все эти украшения сразу, то это богатство могло весить иногда до 15 кг.
Особенно среди украшений для этого использовали чаще всего треугольные или другой формы амулетницы- «туморы», стеклянные бусины «кузмунчоки».
Внутрь тумора вставлялся листок с записанным отрывком или молитвой из священного Корана.
Кузмунчоки одевали по нескольку штук на резиночку или нитку в виде браслета в обязательном порядке на ручку новорожденного.
Детям постарше, девочкам - браслет, а мальчикам нашивались на одежду, иногда вместе с тумором, и 2-3 шт. на тюбетейку.
Если кузмунчок раскалывался или разбивался, то считалось, что он принял на себя удар от сглаза...
При изготовлении ювелирных украшений использовались глазурировка, филигрань, чеканка, ковка, приемы сквозной резьбы и тиснение, инкрустация и такие способы обработки, как чернение, золочение, зернь.
Очень многие из всего этого можно увидеть в оригинале на этой уникальной выставке раритетов.
Наша справка:
Наиболее ранние находки женских украшений в Узбекистане и Средней Азии относятся к эпохе бронзы и их возраст насчитывает ок. 5-4 тысяч лет.
Особую историко-культурную ценность представляют золотые и серебряные культовые предметы, а также браслеты, перстни и ожерелья из так называемого Амударьинского клада, обнаруженного в 1877 году в верхнем течении реки Амударьи. Они свидетельствуют, что еще в V веке до нашей эры мастерство бактрийских ремесленников достигло высот подлинного искусства. Один из браслетов этого клада изображен на 100 сумовой банкноте Республики Узбекистан.
Настоящей сенсацией в научном мире стала находка в Сурхандарьинской области на юге Узбекистана на археологических раскопках городища Дальверзинтепе клада весом 36 кг., состоящего из высокохудожественных предметов и украшений из золота, серебра и драгоценных камней, относящихся к эпохе Кушанского царства.
А близ города Термеза в руинах замка на городище Балалык-тепе сохранилась настенная роспись VI века со сценами пиршества. На знатных дамах были изображены золотые кольца, перстни и серьги с подвесками, напоминающие традиционные украшения современных узбекских женщин.
Изображения ювелирных украшений встречаются на других раннесредневековых росписях с городища Афрасиаб и т.д., а также на более ранних (двухтысячелетней давности) античных скульптурах и мелкой пластике.
Они встречаются в античных погребениях и на монументальных раннесредневековых росписях светских и культовых сооружений Средней Азии (Афрасиаб , Варахша, Балалык-тепе в Узбекистане; - в Пенджикенте, Аджина-тепа, Калаи Кахкаха – в Таджикистане и др., а также на средневековой книжной миниатюре и упоминаются в этнографических источниках.
Форма и декор ювелирных украшениях XIX века восходят к различным периодам эволюции данного вида. Но сохраняя образную трактовку и некоторые особенности решения сложных композиций, они в процессе временной трансформации утратили основы смыслового содержания - элементы древних ритуальных представлений доисламской поры. В изделиях этого периода преобладает растительный орнамент, сочетающийся с мотивами геометрического, астрального и зооморфного узора.
Крупнейшими центрами ювелирного искусства в XIX века были: Бухара, Хива, Ташкент, Самарканд, Коканд, Карши, Шахрисябз, Китаб, Чимбай, Турткуль, а также Ургенч, Гиждуван, Андижан, Наманган, Маргилан, Ассаке, Чуст, Ургут, Байсун, Денау, Ходжаабад, Кунград, Халкабад, Ходжейли, Касансай, Учкурган, Нурата, Ширабад.
Некоторые крупные поселения, где проживали семьи потомственных мастеров-ювелиров могли носить специфические названия, как, например, Заргарлик, Заргар, Заргарон и т.д.
Ювелиры имели своеобразную цеховую организацию, возглавляемую старшиной аксакалом. Ювелиры подчинялись общему с литейщиками, кузнецами, чеканщиками “уставу” - “рисоля” и вместе с ними поклонялись одному святому покровителю - основателю металлического производства - пиру Хазрати Давуду.
Наша справка из Главы - ЮВЕЛИРНОЕ ИСКУССТВО монографии Д.А. ФАХРЕТДИНОВОЙ «ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО УЗБЕКИСТАНА XVIII-XIX ВЕКОВ», Издательство "Узбекистан", Ташкент, 1999.с.75:
- Ювелирное искусство представляло своеобразную область народной художественной культуры, связанной со всем строем материальной и духовной жизни, и наиболее ярко раскрывало идейно-эстетические идеалы людей, их мировосприятие и отношение к жизни. Ювелирное искусство, как и каждый вид художественного творчества, обладало своими специфическими чертами.
В XVIII-XIX вв. для него была характерна многофункциональность. Издавна значительная роль придавалась ритуально-культовому смыслу украшений. Труд ювелира облекался таинственностью.
Все, начиная с ремесла металлиста, его мастерской, инструментов, перезвона молотка и чекана, работы, связанной со "священным" огнем, материалов - металлов и камней, извлекаемых из недр самой кормилицы-земли, и кончая мотивами узора, формой и назначением изделий - все наделялось волшебной, сакральной силой и становилось доброжелательным символом.
Украшения выполняли социально-экономическую функцию, служа показателем иерархического и материального положения человека в обществе. Эстетическая функция являлась выражением мироощущения людей, их понимания гармонии и красоты, доставляющей человеку радость. Утилитарная функция, за редким исключением, была утеряна. Украшения также служили показателем возрастных градаций и семейного положения, заключали в себе своеобразие этнических признаков. В ювелирном искусстве сложно переплетались идейно-эстетические жизненные и религиозно-магические представления, реальное соприкасалось с фантастическим, ирреальным.
Своеобразие ювелирного искусства заключалось и в синтезированной многогранности возможностей и средств художественной выразительности, определяемой необычным богатством материала и технических приемов оформления
Приглашаются представители СМИ, радио, ТВ, блогеры и все поклонники прекрасного.
Вход на церемонию открытия свободный.
Справки по телефонам: 256-35-56, 252-30-88, 252-74-73
Подготовил: Др. Сергей Савчук-Курбанов, искусствовед