28 августа в Международном караван-сарае культуры Академии Художеств Узбекистана состоялась церемония открытия выставки «Шедевры чеканки Узбекистана» из уникального частного собрания известного коллекционера Фахриддина Абдужаббарова, инициатора проекта «Возрождение»,- сообщает сайт ИА Uzreport и news.mail.ru.
На данной экспозиции представлены десятки экспонатов прошлых веков. Среди них изделия из цветных металлов — меди, латуни — множество видов чеканных изделий — от бытовых предметов до сосудов для исполнения религиозных обрядов.
Среди них кувшины для омовения офтоба, сосуды для чая чойдиш, различные чаши мискоса, для сладостей, фруктовых соков, подносы мислаган и курильницы для благовоний исирикдон, светильники и самовары.
Вся эта медная утварь украшалась чеканкой, гравировкой, прорезным орнаментом и изготавливалась мастерами Бухары, Самарканда, Хивы, Ферганы, Карши, и других всемирно известных городов Узбекистана.
Таким образом, в экспозиции представлена большая и интересная отрасль художественной работы по металлу в Узбекистане — металлическая посуда — «мискорлик». Как и все виды народного декоративного искусства, она имеет свою историю и свои выдающиеся памятники.
Изготовление чеканных изделий в виде изо-искусства сформировалось как одно из древних ремесел мира. Самые древние изделия относятся к III-II тысячелетиям до нашей эры, к периоду «бронзового века».
На территории Центральной Азии своего наивысшего расцвета этот утонченный вид искусства достиг в XV веке — в эпоху правления Амира Тимура и династии Тимуридов.
Хотя, хорошо известен художественный металл (изделия из серебра и бронзы), Востока VIII-ХIII вв. в произведениях торевтики, обнаруженных на территории европейской части России, Зауралья, а также в Центральной Азии, относящихся к еще более раннему средневековому и античному времени (из золота и т.п.).
Медно-чеканные изделия были издавна популярны среди местного населения. Кроме утилитарного значения ценились их декоративные качества — чеканная медная посуда выставлялась на полках открытых встроенных шкафов как часть декоративного убранства жилого помещения.
Их украшали узорами, которые наносили с помощью чеканки: с углубленным рельефом (кандакори) и плоским (накш), а также прорезным — шабака.
В настоящее время в Узбекистане наблюдается возрождение чеканного искусства. Чеканкой украшают предметы быта и предметы религиозного культа.
Для изготовления чеканных изделий, как и в прошлые века, кандакор использует лист меди или латуни — сплава меди и цинка с добавлением других металлов.
Судьба чеканного изделия почти полностью зависит от мастера. Он должен в совершенстве владеть материалом, уметь формовать самые разные сосуды, украшать их тонкой узорной чеканкой и резьбой, уметь составлять затейливый орнамент, отлить куполок кубба для крышки сосуда, наконечник для носика кувшина, фигурную ручку для офтоба или чойдыш и шарниры аспак, соединяющие крышку с горлышком кувшина. А ведь в старину литье бронзы (рихтагари) составляло самостоятельную отрасль обработки металла.
В большом количестве отливались мелкие предметы: кольца, ажурные пластинки для дверей, щипцы для снятия нагара со свечей, пряжки для поясов, украшения для сбруи, стремена, пуговицы, колокола и бубенцы для верблюдов, что ходили в караванах по Великому шелковому пути.
Чтобы отлить бронзовую ручку или куполок для крышки, мастер смешивает одну часть меди и две части олова и расплавляет в тигле из огнеупорной глины. Расплавленный металл заливают в бронзовые изложницы, состоящие из двух половинок и заполненные смесью песка и клея. В этой смеси ремесленник оттискивает форму отливки колип, вырезанный из дерева или гипса. В орнаменте чеканных изделий чеканщики применяют преимущественно растительные и геометрические узоры, реже традиционные мотивы стилизованного животного мира. Эти элементы так и называются: «чашми булбул» — глаз соловья, «кучкорок» — бараний рог, «капалак» — бабочка, «илон изи» — след змеи. Наиболее распространенный прием художественного оформления сосудов и подносов орнаментальный стиль ислими с непрерывно стелющимися побегами причудливо вьющихся стеблей, цветов, листьев.
Наиболее распространенным приемом художественного оформления предметов был орнаментальный стиль «ислими». Он представлял собой чеканный орнамент вьющихся цветов, листьев и бутонов.
Геометрический узор используется главным образом в контурах крупных орнаментов. В основе многих из них лежат древние архитектурно-строительные образы, например, «гишт» — кирпичики, «мехроб» — ниша, «занжир» — цепочка. Широко применяется в обработке фона мелкая штриховая линия в форме зигзага, распространены композиции в виде горизонтальных и вертикальных полос.
29 августа 2014, 18:14 (мск) | Общество
| Uzreport.uz
ОПУБЛИКОВАНО:
http://news.uzreport.uz/news_9_r_123610.html и
http://news.mail.ru/inworld/uzbekistan/society/19361942/?frommail=1
9 фотографий к материалу смотрите по ссылке:
http://news.uzreport.uz/news_9_r_123610.html