28 августа, в четверг, в 17:00 часов в Международном караван-сарае культуры Икуо Хираямы Академии Художеств Узбекистана состоится церемония открытия выставки “Кандакорлик санъати дурдоналари” - «Шедевры искусства чеканки» из уникального собрания известного коллекционера Фахриддина Абдужабборова.
Сроки ее проведения: - не менее 2-х недель.
Вернисаж посвящен 23-й годовщине Независимости Республики Узбекистан.
Приглашаются представители СМИ, ТВ, радио, блогеры, туроператоры и все поклонники прекрасного.
В экспозиции представлены свыше 60 экспонатов XIX века.
Среди них изделия из цветных металлов – меди, латуни… - множество видов чеканных изделий - от бытовых предметов до сосудов для исполнения религиозных обрядов.
Это кувшины для омовения офтоба, сосуды для чая чойдиш, различные чаши мискоса, для сладостей, фруктовых соков и др., подносы мислаган, шкатулки кутича, чернильницы сиёхдон, пеналы каламдон и курильницы для благовоний исирикдон, светильники и подсвечники, а также самовары и другие предметы.
Вся эта медная утварь украшалась чеканкой, гравировкой, прорезным орнаментом и изготавливалась мастерами Бухары, Самарканда, Хивы, Коканда, Маргилана, Ферганы, Карши, Шахрисабза и других всемирно известных городов Узбекистана.
Таким образом, в экспозиции представлена большая и интересная отрасль художественной работы по металлу в Узбекистане - металлическая посуда — «мис-корлик». Как и все виды народного декоративного искусства, она имеет свою историю и свои выдающиеся памятники.
Это громадный бронзовый котел и бронзовые подсвечники из мавзолея Ходжи Ахмеда Ясеви, хранящиеся в Эрмитаже.
Музеи Узбекистана также богаты коллекциями медночеканных изделий.
Среди них отличаются стилистическим разнообразием, роскошью отделки, формами и размерами сосуды конца XIX века, красиво орнаментированные.
Приглашаются представители СМИ, ТВ, радио, блогеры и все поклонники прекрасного.
Вход свободный только на церемонию открытия выставки.
Справки по телефонам: 256-35-56, 252-30-88, 252-74-73
Изготовление чеканных изделий в виде изо-искусства сформировалось как одно из древних ремесел мира. Самые древние изделия относятся к III-II тысячелетиям до нашей эры, к периоду «бронзового века».
На территории Центральной Азии своего наивысшего расцвета этот утонченный вид искусства достиг в XV веке - в эпоху правления Амира Тимура и династии Тимуридов.
Хотя, хорошо известен художественный металл /изделия из серебра и бронзы/, Востока VIII-XIII вв. в произведениях торевтики, обнаруженных на территории европейской части России, Зауралья, а также в Центральной Азии, относящихся к еще более раннему раннесредневековому и античному времени (из золота и т.п.).
До XV века мастера-чеканщики для работы использовали обычную бронзу, а для более ценных изделий бронзу, сплавленную из семи металлов: меди, олова, цинка, серебра, золота, железа и свинца.
Многие изделия из бронзы постигла непростая судьба. В старину бронза ценилась не только за художественные достоинства, но и как своеобразное вложение капитала. Это был дорогой металл, который в случае нужды можно было свободно переплавить в монеты. Что и случилось в течение веков, особенно в XVI - XVII столетиях, так что медь во многом заменила бронзу. Со временем на смену бронзе пришли медь и латунь.
Мастера изготавливали множество видов чеканных изделий - от бытовых предметов до сосудов для исполнения религиозных обрядов.
Среди них кувшины для омовения офтоба, сосуды для чая чойдиш, различные чаши мискоса, подносы мислаган, шкатулки кутича, курительные приборы чилим, чернильницы сиёхдон, пеналы каламдон и курильницы для благовоний исирикдон, украшенные чеканным орнаментом.
Эти традиционные формы и сегодня входят в ассортимент произведений чеканщиков. Исследователи отмечают, что многие виды медночеканной посуды Узбекистана имеют аналоги среди подобных предметов, созданных ремесленниками в Восточном Туркестане, Индии, Иране, Турции, на Кавказе. Это только свидетельствует о вековых торговых и культурных связях Центральной Азии со странами, через которые пролегал Великий шелковый путь.
Медно-чеканные изделия были издавна популярны среди местного населения. Кроме утилитарного значения ценились их декоративные качества - чеканная медная посуда выставлялась на полках открытых встроенных шкафов как часть декоративного убранства жилого помещения.
Их украшали узорами, которые наносили с помощью чеканки: с углубленным рельефом (кандакори) и плоским (накш), а также прорезным - шабака.
Наибольшей известностью пользовались изделия бухарских и хивинских чеканщиков, отличающиеся красотой и пластичностью формы, строгостью и отработанностью мотивов орнамента, глубиной чекана.
Старинная чеканка Самарканда была близкой по художественному оформлению произведениям мастеров Бухары.
Каршинские и шахрисабзские чеканные произведения были менее строги по оформлению, местные мастера охотно применяли цветную подкраску фона и украшали изделия накладными штампованными деталями, вставками бирюзы и цветного стекла.
Изделия городов Ферганской долины, особенно Коканда, были очень разнообразны по формам и отличались менее глубокой, но очень четкой чеканкой, употреблением измельченного растительного орнамента. Ферганские мастера первыми расширили рамки содержания орнамента, вводя в орнамент изображения архитектурных памятников.
* * *
В настоящее время в Узбекистане наблюдается возрождение чеканного искусства. ЧЕКАНКОЙ украшают предметы быта и предметы религиозного культа.
Для изготовления чеканных изделий, как и в прошлые века, кандакор использует лист меди или латуни - сплава меди и цинка с добавлением других металлов.
Судьба чеканного изделия почти полностью зависит от мастера. Он должен в совершенстве владеть материалом, уметь формовать самые разные сосуды, украшать их тонкой узорной чеканкой и резьбой, уметь составлять затейливый орнамент, отлить куполок кубба для крышки сосуда, наконечник для носика кувшина, фигурную ручку для офтоба или чойдыш и шарниры аспак, соединяющие крышку с горлышком кувшина. А ведь в старину литье бронзы (рихтагари) составляло самостоятельную отрасль обработки металла.
В большом количестве отливались мелкие предметы: кольца, ажурные пластинки для дверей, щипцы для снятия нагара со свечей, пряжки для поясов, украшения для сбруи, стремена, пуговицы, колокола и бубенцы для верблюдов, что ходили в караванах по Великому шелковому пути.
Чтобы отлить бронзовую ручку или куполок для крышки, мастер смешивает одну часть меди и две части олова и расплавляет в тигле из огнеупорной глины. Расплавленный металл заливают в бронзовые изложницы, состоящие из двух половинок и заполненные смесью песка и клея. В этой смеси ремесленник оттискивает форму отливки колип, вырезанный из дерева или гипса.
Для чеканных изделий из Карши и Шахрисабза свойственно разнообразие форм и резной декор. Оригинальными выглядят каршинские офтоба с шаровидным корпусом, с высоким тонким горлышком и ручкой. Мастера разработали своеобразную конструкцию крышки в виде коробочки хлопка к миске для умывания - лепестки ее открываются при переносе изделия. В оформлении чеканной посуды шахрисабзские мастера используют накладные пластинки и штампованные детали, медальоны со вставками из бирюзы и цветного стекла, применяют также цветную подкраску фона и поверхности
Художественные традиции последних столетий сохранила самаркандская ЧЕКАНКА. Оригинальная форма самаркандских чой-идиш редко встречается среди изделий других районов Узбекистана. Ручки сосудов делаются нередко ажурными, с тонким кружевным узором, а в растительном орнаменте используются древние мотивы цветка с четырьмя лепестками.
Издавна наибольшей известностью пользовались изделия чеканщиков Бухары. Здесь изготавливают кувшины для омовения, сосуды чой-идиш для воды и чая. Чеканка бухарских мастеров глубокая, фон отделан штрихом. Кроме растительного орнамента, изделия часто украшают каллиграфические надписи.
В Бухаре работают знаменитые потомственные чеканщики Саид Фаёзов, Махмуд Гулямов, Садык Мусинов, чьи изделия можно увидеть в музеях многих стран. И главная достопримечательность местных художественных салонов - медные подносы лаъли, выполненные их руками, богато оформленные узорами, иногда с изображением знаменитых архитектурных памятников Бухары.
Хивинские медники-мисгары производят сосуды для воды с уплощенными боками, иногда ребристые. Рельеф ЧЕКАНКИ значительно глубже, чем в других районах, фон иногда подкрашивается черным лаком. Кроме растительного орнамента ислими в виде побегов-спиралей, усеянных цветочными головками, хивинские чеканные изделия украшают характерные узоры в виде медальонов на фоне сетки сложной конфигурации, что придает вещам особую красочность.
Один из самых старинных центров художественной обработки металла находится в Ферганской долине.
Маргиланские мастера делают сосуды для воды и для чая, используя излюбленный мотив миндалевидного узора «калампир».
Только в Фергане производят традиционные медные светильники и подсвечники.
Среди кувшинов из Коканда встречаются высокие стройные сосуды офтоба урдак вычурной формы в виде утки.
Растительный кокандский орнамент неглубокий, но четкий и густо насыщен мелкими деталями, создающими причудливые узоры. Изделия отделаны пуансоном, штрихом, разного вида сеточками и фигурными выемками, украшены бирюзой, гранатами и кораллами. Еще в конце XIX века кокандские мастера первыми в Узбекистане стали чеканить на подносах архитектурные мотивы, в частности дворец Худоярхана, фантастических зверей.
Орнаменты
Надо отметить, что традиционная ташкентская чеканка по металлу близка по формам и орнаментике кокандской, лишь растительные мотивы укрупнены, а геометрические напоминают орнаменты резьбы по дереву, в частности стиль паргори.
Некоторые элементы узоров ташкентской ЧЕКАНКИ редко встречались в других регионах, среди них «елпигич» - веер, «зулук» - пиявка, «беланчак» - люлька, «дойра» - бубен. Наиболее ярко эти стилистические особенности проявляются в работах мастера Фазилжона Абидова.
В орнаменте чеканных изделий чеканщики применяют преимущественно растительные и геометрические узоры, реже традиционные мотивы стилизованного животного мира. Эти элементы так и называются: «чашми булбул» - глаз соловья, «кучкорок» - бараний рог, «капалак» - бабочка, «илон изи» - след змеи. Наиболее распространенный прием художественного оформления сосудов и подносов - орнаментальный стиль ислими с непрерывно стелющимися побегами причудливо вьющихся стеблей, цветов, листьев.
Наиболее распространенным приемом художественного оформления предметов был орнаментальный стиль «ислими». Он представлял собой чеканный орнамент вьющихся цветов, листьев и бутонов.
Геометрический узор используется главным образом в контурах крупных орнаментов. В основе многих из них лежат древние архитектурно-строительные образы, например, «гишт» - кирпичики, «мехроб» - ниша, «занжир» - цепочка. Широко применяется в обработке фона мелкая штриховая линия в форме зигзага, распространены композиции в виде горизонтальных и вертикальных полос.
С конца XIX - начала ХХ века в чеканной посуде появляются ярко раскрашенные эмалевыми красками фоны, вставки из полудрагоценных камней или прозрачного стекла на цветной подкладке, что придает изделиям красочность и выразительность.
Традиции древнего ремесла художественной чеканки возрождают и продолжают современные народные умельцы, внося свой вклад в развитие узбекского орнаментального искусства.
Чеканка применяется как декоративный элемент в интерьерах жилых и общественных зданий, медно-чеканные изделия, выполненные в традиционной манере, вызывают на выставках всеобщее восхищение как произведения высокого искусства.
Это естественно, так как искусство медной чеканки является частью сокровищницы народного наследия, которое не может исчезнуть.
Наша справка:
Медночеканные изделия Узбекистана
Крупнейшими старинными центрами изготовления медночеканных изделий из меди являются Бухара, Ташкент, Самарканд, Карши, Шахрисабз, Коканд и Маргилан.
Это изделия самых разнообразных форм и предназначений: офтоба, куза и чойдиш (кувшины для воды и масла), лаганы (подносы), дастшуй (тазики для умывания), ёмкости для хранения круп, самовары, курительные приборы чилим и другие предметы, выполненные в период с конца XIX до второй половины ХХ века. Для декора изделий из меди или латуни мастера используют глубокую гравировку кандакори и насечку резцом чизма.
Для оформления крышек, ручек и подставок для сосудов узбекскими мастерами применяется прорезная чеканка шабака.
Наиболее распространенный приём художественного оформления сосудов и подносов - орнаментальный стиль ислими, реже применяются стилизованные зооморфные мотивы. Геометрические узоры используется главным образом для обозначения контуров крупных орнаментов.
Региональные школы узбекской чеканки по металлу различаются по глубине рельефа, характеру орнамента, приёмам отделки фона и форме изделия. Сосуды для воды хивинских мастеров имеют ребристые бока с глубоким рельефом чеканки и растительным орнаментом ислими в виде побегов-спиралей, усеянных цветочными головками.
Чеканщики из Бухары С. Хамидов, М.Курбанов и М.Мукаррамов отделывают фон своих лаганов насечкой, а сплетения растительного орнамента умело компонуют с каллиграфическими надписями или изображениями знаменитых бухарских памятников.
Разнообразием форм и резного декора отличаются изделия из Карши и Шахрисабза.
Оригинальными выглядят каршинские офтоба (кувшины), с шаровидным корпусом, с высоким тонким горлышком и фигурной ручкой. В оформлении чеканной посуды шахрисабские мастера используют накладные пластинки и штампованные детали, медальоны со вставками из бирюзы и цветного стекла. В инкрустированных вставками из цветного стекла изделиях чеканщика из Коканда Л.Фазылова сочетаются приёмы гравировки и прорезного ажурного орнамента.
Украшением любой экспозиции являются произведения потомственного мастера из Маргилана Махмуда Мадалиева из Маргилана и его сына Масуда Мадалиева, живущего в Ташкенте.
Ферганская долина славится не только искусством чеканки, но и является старейшим центром кузнечного ремесла. Еще в Х веке арабский хронист отмечал, что «железное оружие из Ферганы было во всеобщем употреблении от Хорасана до Багдада».