24 августа 2014 г. в Международном караван-сарае культуры Икуо Хираямы Академии Художеств Узбекистана состоялся мастер-класс по художественному эмалированию японского специалиста Йошико Сайто и ее дочери.
Это мероприятие, ставшее традиционным, очень популярно, поскольку проводится уже не впервые.
Мастер-класс с участием профессиональных художников, преподавателей Национального института художеств и дизайна им.Камолиддина Бехзода, Республиканского колледжа дизайна им.Ходжаева, одного ребенка и студентов
был организован Академией Художеств Узбекистана, Центрально-Евразийским клубом префектуры Гунма Страны восходящего солнца и Международным карван-сараем культуры Икуо Хираямы.
51 Фото в репортаже Сергея Савчука-Курбанова смотрите по ссылке:
https://www.facebook.com/media/set/?set=a.10202528700684237.1073742032.1397232601&type=1&l=db0d83a355
ОПУБЛИКОВАНО: http://www.silkway.uz/newsmore/4919,
www.facebook.com/www.silkway.uz,
https://www.facebook.com/sergey.savchukkurbanov/media_set?set=a.10202528700684237.1073742032.1397232601&type=3&uploaded=9
Наша справка:
Эмаль (не путать с эмалевыми красками) — тонкое стекловидное покрытие, получаемое высокотемпературной обработкой.
В художественной керамике эмалями иногда называют непрозрачные (глухие), обычно белые, блестящие глазури за их свойство перекрывать цвет керамического черепка.
Изначально художественных эмалей назывались "финифть" и только в XIX веке старинное название "финифть", сменилось на новый термин "эмаль". Эмаль представляет собой стекловидный порошок, получаемый измельчением стекловидных пластин до необходимой фракции.
Измельченная в порошок эмаль смачивается водой до нужной консистенции и наносится в ячейки.
Работа обжигается в печи или производится локальный обжиг эмали в каждой ячейке посредством газовой или бензиновой горелки.
Разные виды и цвета эмали требуют и разную температуру обжига, которая колеблется в диапазоне от 700 до 900 градусов по Цельсию.
После обжига, порошок эмали сплавляется в цветной стекловидный слой, в зависимости от типа эмали: прозрачный, или так называемый "глухой" - цветной непрозрачный слой эмали.
Во время обжига эмалевый слой подвергается усадке, будучи насыпан до обжига по верхний край перегородки, он "опускается", становится ниже перегородки.
Для полного заполнения ячейки, поэтому требуется неоднократный обжиг и пополнение обжигаемой эмали в ячейке.
В зависимости от сложности композиции и задач, стоящих перед мастером, работа подвергается от 5 до ста обжигам. Мастер не имеет возможности вмешиваться во взаимодействие эмали и высокой температуры, он может лишь основываясь на опыте и интуиции регулировать время и температуру обжига. Именно это и формирует уникальность каждого произведения из эмали, повторить его не в силах даже автор. Каждое произведение существует лишь в одном экземпляре, оно уникально.
* * *
Этот же мастер проводила ранее также и мастер-классы по граттажу (гратто-графии):
Граттаж – это способ выполнения рисунка путем процарапывания пером или острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью. Слово «граттаж» произошло от французского gratter — скрести, царапать, поэтому другое название техники — техника царапания.
Данный способ работы хорошо известен профессионалам. Чаще других граттаж применяли графики начала XX века. В России под названием гратто-графии подобную технику впервые использовал М.В. Добужинский, создавая свои фантастические, повышенно экспрессивные произведения.
Начинающие работают обычно так: плотную бумагу покрывают слоем воска или парафина. Можно равномерно растереть по бумаге свечу. Затем широкой кистью, губкой или тампоном из ваты наносят на поверхность слой туши. Это процесс длительный. Иногда приходится наносить тушь в несколько приемов — просушить первый слой, а затем нанести следующий. Когда тушь высохнет, острым предметом — скребком, ножом, вязальной спицей — процарапывают рисунок, образуя на черном фоне тонкие белые штрихи. В целом изображение получается не слишком четким, слегка таинственным.