- так называется статья, опубликованная на сайте ANONS.uz в рубрике Культура, где сообщается, что ...
18 июля 2014 г., в пятницу, в 17:00 часов в Международном караван-сарае культуры (МКСК) Икуо Хираямы Академии Художеств Узбекистана (АХУз) состоится церемония открытия Выставки "Материальная культура 6-8 вв. Каршаултепа" и круглый стол, в ходе которого руководитель Экспедиции МКСК и раскопок археолог Константин Шейко расскажет об итогах исследований этого памятника, а старший научный сотрудник МКСК, кандидат исторических наук, археолог-искусствовед Сергей Савчук-Курбанов об истории формирования толерантности на территории Узбекистана в период античности и раннего средневековья.
В экспозиции будет представлено несколько десятков артефактов, обнаруженных в ходе раскопок весенне-летнего полевого сезона 2014 года Археологической экспедиции МКСК и в предыдущие годы исследований.
Эти сенсационные находки свидетельствуют о толерантности – веротерпимости правителя этого города, где могли исповедовать культы разных религиозных конфессий – христианства несторианского толка, зороастризма и культ предков.
Экспедиция работает, в том числе и с участием японских археологов, вместе с которыми проводятся Археологические мастер-классы, как, к примеру, это было осенью 2011-1013 годов.
Каршаултепа находится в Чиназском тумане Ташкентского вилоята на землях фермерского хозяйства Дустлик , в 14 км от г.Чиназ.
Площадь городища превышает 6 га. Оно имеет подквадратную форму и вытянуто с востока на запад 330х200 м, с отклонением от оси на 15 градусов на северо-запад.
Южная сторона городища, примыкающая к древнему руслу реки Чирчик (Парак), частично смыта. Его территория понижается к востоку, там могла находиться базарная площадь.
К северной крепостной стене примыкал пандус подъема, ведущий к воротам города. Их раскопки были начаты в первой пол. 2014 г. и уже дали интересные результаты.
Другой вход, судя по рельефу городских стен, мог располагаться в юго-восточной части фортификационных сооружений.
Нумизматические и другие материалы, обнаруженные здесь, свидетельствуют, что основное и самое позднее обживание Каршаултепа приходится на 6-9 вв.н.э. Но не исключено, что оно происходило и в еще более раннее время. Об этом косвенно свидетельствуют находки из близлежащего античного некрополя с захоронениями, в которых обнаружены наконеч. стрел 2-3 вв. н.э.
Среди находок выделяется группы монет с именем Тарнавча и с изображением верблюда, лошади и хищника.
Сенсационными находками стали: - несторианский нательный крестик и керамический кувшин с процарапанными на ручках крестами, найденные в помещениях раскопа №2.
Эти артефакты позволяют предполагать, что Каршаул мог быть местом проживания общины христиан.
Особый интерес представляет и коллекция старинных каменных бус.
Но есть и другие весьма интересные артефакты.
Некоторые из них свидетельствуют о проживании представителей зороастрийской общины в этом городе. Среди них и печать с надписью "Баго-фарн" на согдийском языке. Она прочитана ученым-лингвистом Лурье из Музея Эрмитаж (г. Ст. Петербург, Россия).
Ученые полагают, что выявленные архитектурные конструкции представляют руины храма, посвященного почитанию культа предков. Подобные раскапывала археолог М.И.Филанович на археологических памятниках Шашатепа и Актепа в пределах г.Ташкент.
Эти находки свидетельствуют о толерантности – веротерпимости правителя этого города, где могли исповедовать культы разных религиозных конфессий – христианства несторианского толка, зороастризма и культ предков.