2 мая с.г. в 16:00 часов в «Международном караван-сарае культуры» (МКСК) Икуо Хираямы Академии Художеств Узбекистана состоится просмотр фильма «Тавка-курган» и церемония открытия одноименной персональной выставки художественной фотографии Нодыра Норматова, автора сценария этой документальной видеокартины режиссера Умида Артыкова.
В экспозиции представлены около 70 фотографий, запечатлевших окружающую природу, пейзажи, жизнь, семейный быт и детей жителей кишлака Пошхурд, расположенного близ памятника Тавка-курган. Автор, будучи сам уроженцем этого кишлака, снимал эти фотозарисовки в течение десяти лет, наблюдая за жизнью своих односельчан. Они служат интересным дополнением к фильму “Тавка-курган”, благодаря своеобразныму художественыму видению и наблюдениям автора
Название самой крепости происходит от имени персонажа эпоса "Алпамыш" Тавкаайим - дочери калмыкского царя Тойчихана.
В одном из местных вариантов эпоса упоминается, что "крепость Тавкаайим была расписана изображениями красавиц".
Здесь в ходе археологических раскопок были обнаружены знаменитые настенные росписи «светского» содержания VII-первой пол. VIII в н.э.- со сценами охоты и пиршества знатных тохаристанцев, украшавшими стены парадного зала и множество других древних артефактов.
Согласно обнаруженному здесь керамическому комплексу, основной период функционирования крепости относится к концу VI - VII вв. И, по мнению первых исследователей сюжетная живопись Тавки также может относится к этому времени. Это подтверждается анализом костюма персонажей и техникой исполнения живописи
Крепость Тавка расположена в 4 км севернее г.Шерабада - на левом берегу реки Шерабаддарьи на высокой горной гряде. Она входила в оборонительную систему таможенного пункта Нонидахона, расположенного южнее знаменитых Железных ворот,у выхода в долину Шерабаддарьи со стороны Согда через узкое скалистое ущелье хребта Сарымас.
Это была резиденция начальника таможенного пункта на одной из важнейших дорог Великого шелкового пути. Эта торговая трасса соединяла Самарканд в Согде с Тохаристаном (государство на территории современной Сурхандарьинской области) и вела далее к "переправе царей" на реке Амударье (на месте городища Шуроб-Курган близ крепости Кампыртепа в 20 км. округе городища Старый Термез) в город Балх на территории Афганистана и в царства на землях Индостана.
Крепость открыта в 1987 г. академиком АН РУз Эдвардом Ртвеладзе, а раскопками руководил в 1989 - 1993 гг. археолог Шоимарданкул Рахмонов.
Представленная персональная выставка Нодыра Норматова уже 9-я по счету и 3-я из столичных, а еще 6 вернисажей с успехом прошли в региональных центрах – Нукусе, Термезе , Шахрисабзе, Гулистане, Карши и Намангане.
Об авторе и его творчестве:
Нодыр Норматов известен как искусствовед, писатель, сценарист и фотомастер.
Нодир Норматов родом из кишлака Пошхурд, находящегося близ раннесредневековой крепости Тавка-курган. В этом же кишлаке родился также известный художник Рузи Чориев и его посещали сыновья не менее знаменитого художника А.Н.Волкова.
По сценариям Нодира Норматова в годы Независимости сняты около тридцати документальных фильмов, посвященных известным мастерам искусств Узбекистана. Среди них такие как: «Бехзод ворислари», «Чингиз Ахмаров», «Малик Набиев», «Усто Абдувани Абдуллаев», «Бойсунлик Гоген», «Сурхон кулоллари», «Бешик», «Лангар»,«Пошкуртнинг олтин пойдеворлари», «Скульптор», «Сузана», «Сельский художник», «Сурхон бахшилари», «Шамсруй» и др.
Его фотоработы «Кухитанг», «Хомкан», «Этюд олдида», Хашар», «Кичик ошпаз» демонстрировались на республиканских выставках и Международном Ташкентском биеннале.
Нодир Норматов в соавторстве с композитором Рустамом Абдуллаевым в 2006 г. стал создателем торжественного гимна Академии Художеств Узбекистана.
Нодир Норматов является автором многочисленных романов и повестей, таких как «Баригал», «Кузгудаги икковлон», «Последнее завещание Рузы Чариева», однотомник избранных произведений «Бисот», книги : Сурхонда бир мактаб бор. Издательство журнала «SAN`AT», 2008; «Голубые орехи». Повести и рассказы. Тошкент. Издательство «Ёш гвардия», 1990; «Камалак яшайдиган уй» Документальная повесть. Тошкент. Издательство «Юлдузчи». 1990; «Жарликдан кушлар учди» Рассказы. Тошкент. Издательство литературы и искусства им. Г. Гуляма, 1986; «Кухитанг хикоялари» Тошкент. Издательство литературы и искусства им. Г. Гуляма, 1977; «Ранглар юртига йул» Издательство “Noshir” 2013; “Пошхурднинг олтин пойдеворлари” Издательство “Санъат” 2013; «Рассказы Кухитанга», повести «Голубые орехи», «Птицы над оврагом», «Дом, где живет радуга».
Н.Норматов - автор текста мультимедиа-учебника «Изучаем формы и цвета».2008 и многочисленных статей, посвященных проблемам изобразительного и прикладного искусства, а также творческих портретов мастеров искусства.
Наша справка :
Из истории появления и распространения образцов настенной живописи
Археологические исследования памятников древности приносят порой неожиданные и удивительные открытия. В ходе раскопок вскрываются монументальные здания, стены которых некогда были украшены прекраснейшими образцами настенной живописи. Этот вид изобразительного искусства был широко распространен на территории Средней Азии, начиная еще с античных времен (III - I вв. до н.э. - III в.) и получил широкое развитие в период раннего средневековья (V - X вв.).
В живописных сценах нашли отражение культовые и светские представления древних жителей этого региона. Как правило, стены буддийских и зороастрийских храмов, наиболее распространенных в то время религий, расписывались сюжетами на религиозные темы, центральными героями которых были культовые персонажи.
Уникальные образцы этого направления живописи сохранились на таких памятниках, как буддийские комплексы Каратепа, Фаязтепа и Дальверзинтепа в Сурхандарьинской области Узбекистана, храмы Пенджикента и Аджинатепа в Таджикистане.
В живописных композициях дворцов правителей, замков и усадеб богатых феодалов нашла свое отражение светская жизнь общества. Тематика сюжетов разнообразна и многопланова - это сцены роскошных пиршеств, охоты, подношения даров и т.д., сюжеты разнообразных мифов и легенд.
Расписывались стены парадных и жилых помещений, коридоров и айванов.
Бесценные образцы живописи были обнаружены на Афрасиабе, Варахше и Пенджикенте, Балалыктепа и Зартепа.
Для ученых находка даже небольших фрагментов росписей - большая удача, потому что каждый из них несет в себе уникальную информацию о различных сторонах жизни древнего общества.
О функциональном назначении и выгодном расположении крепости Тавка
Функциональное назначение крепости определяется географическим местоположением, где каменная стена и наблюдательные башни, расположенные на одной горной гряде с крепостью, составляли единую систему таможенного сооружения. С самой крепости и башен каменной стены контролировались все три дороги, ведущие к ней. Таким образом, расположение таможенной крепости в месте слияния основных веток торговой дороги, было целесообразно.
О планировке крепости Тавка
Компактная планировка, богато разукрашенный приемный зал, помещение для приема в зимнее время и подвальные помещения, предназначенные для временного хранения таможенных пошлин, также подтверждают ее специализированное назначение. В центральном сооружении открыты остатки пяти помещений. Из них два подвальных, два на первом этаже и помещение с отопительной системой типа кан. Здания на пандусном подъеме представляют собой остатки хозяйственных построек.
О технике исполнения настенной живописи Тавки и ее сюжетах
Живопись обнаружена на частично сохранившихся стенах парадного помещения (8,2 х 5 м) крепости, а также в завалах вдоль его пристенных суф. В основе росписи - контурный рисунок, выполненный черной или коричневой краской на залощенной ганчевой подложке, раскрашенный красками, изготовленными из природных минералов и замешанными на специальных растворах. Основой подложки служила глиняная штукатурка, нанесенная поверх 2-4 см. слоя глино-саманной штукатурки.
Живопись на стенах помещения была двухъярусной. Фрагменты второго яруса, расположенного в верхней части стены, по мере ее разрушения падали на суфу, где они и были обнаружены в ходе расчистки.
Живопись первого яруса сохранилась на стенах на высоте от 0,20 до 0,65 м. Она начиналась непосредственно от поверхности суф.
Несмотря на плохую сохранность отдельных фрагментов, отчетливо просматривается ее сюжетная композиция.
Это сцена охоты с участием 6 лошадей желтой, коричневой и серой мастей, запечатленных в стремительном галопе, богато разукрашенных золотыми подвесками, переданными желтой окраской упряжи и с намордниками.
На одной из них сохранилось изображение всадника, стреляющего из лука, обернувшись назад. Ноги всадника, обутые в мягкие кожаные сапоги, опираются на стремена.
В реалистичном сюжете представлены 6 оленей, из них 2 в качестве добыча запечатлены безжизненно лежащими у ног всадников и лапки еще одного животного, возможно, зайца.
Сюжет охоты имеет древнейшие корни, восходящие к эпохе мезолита. Ранний образец представлен в наскальном рисунке Зараутсая в горах Кугитанга и выполнен охрой. Олень и заяц считаются одними из основных образов в сценах охоты. Сцена охоты в искусстве Средней Азии и всего Востока рассматривается как культ предков. Удача в охоте приравнивалась к победе на войне. В более позднее время в изобразительном искусстве сцена охоты всадников на оленей считалась одной из самых распространенных, ей отводилось достойное место в миниатюре. Олени по всем признакам очень близки к представленным в живописи Тавки. Основными изображениями в данной сцене являются лошади, которые считаются одним из излюбленных образов в изобразительном искусстве Востока. Все они изображены в движении - стремительном галопе.
По данным китайских источников в Тохаристане почитался культ божественного коня, отголоски которого прослеживаются и в настоящее время в народных обычаях региона.
По этнографическим материалам, не только сам конь, но даже и его упряжь считались священными, при их покупке не разрешалось торговаться, и они особо сохранялись.
При продаже коня набор его упряжи оставался хозяину. Особо ценились седло, удило с псалиями, стремена и покрывало.
Живописная композиция второго яруса /со сценой пиршества или другого собрания/ на стене не сохранилась и частично обнаружена в завале у стен, где собрана галерея портретов на голубом фоне, сохранившихся на 22 фрагментах.
Все они белолицы, глаза немного сужены, брови черные, губы обведены темно-коричневым контуром.
Ресницы, нос и губы окрашены в темно-коричневый цвет.
Контуры ушных раковин также переданы темно-коричневым цветом, переходящим в черный, мочки их украшены золотыми серьгами кольцевидной формы с шаровидными подвесками.
У некоторых на шею свисает прядь волос, в прическе - 2 заколки белого цвета с навершием шаровидной формы.
На шее - золотые обручи с двумя шаровидными бусинами белого цвета.
На голове одного из персонажей - головной убор в виде чалмы, складки которой прописаны темно-коричневым цветом. Конец чалмы ниспадает из-за его правого уха. Сверху чалмы выступает такья - колпак темно-коричневого цвета.
По сохранившимся фрагментам, верхняя одежда представляет собой халат с правосторонним треугольным отворотом из орнаментированной ткани, видимо, шелка. Орнамент - в виде желтого круга с четырьмя противоположно расположенными лепестками темно-синего и желтого цветов. Фон самой ткани халата белый, а контуры каймы переданы черным. Сверху халата - накидка коричневого цвета. Она хорошо видна ниже левого плеча персонажа около треугольного отворота халата. На ткани накидки виден орнамент в виде кружочков белого цвета. У лица некоторых персонажей изображен большой белый бутон или навершие бунчука, представляющее символ власти. Их контуры и складки прорисованы тонкими черными линиями.
По этническим признакам можно предположить, что это раннесредневековые жители Тохаристана. Монументальная живопись крепости Тавка еще раз демонстрирует нам яркую традицию школы изобразительного искусства Тохаристана. Относительно идеологической направленности живописи она трактуется нами как светская.
Использованная литература /с фотографиями иллюстраций в печатных оригиналах этих статей/:
- Рахманов Ш., Реутова М. Монументальная живопись крепости Тавка//Журнал San’at , 2001, №2, http://www.sanat.orexca.com/rus/archive/2-01/history_art4.shtml;
- Соловьев В.С. Настенная живопись Тавки // San'at. – 2002. – № 4, http://www.sanat.orexca.com/rus/archive/4-02/history_art3.shtml
- Соловьев В.С. Датировка и интерпретация настенной живописи Тавки//
[ сборник ] Центральная Азия от Ахеменидов до Тимуридов: археология, история, этнология, культура. Материалы международной научной конференции, посвящённой 100-летию со дня рождения Александра Марковича Беленицкого (СПб, 2-5 ноября 2004 г.). // СПб: ИИМК РАН. 2005. 406 с. ISBN 5-2010-1233-7// http://kronk.spb.ru/library/2005-spb-zaat.htm
Пресс-релиз подготовил с.н.с. МКСК, канд.ист.наук, археолог Сергей Савчук-Курбанов
Опубликован: http://caravanserai.uz/allnews.php?id=1398870827,
http://www.silkway.uz/newsmore/4049