Плавная речь мастера Тухтамурада Зуфарова будто возвращает на сто лет назад, когда основатель династии - отец устоз Усман - только постигал искусство изготовления национальных музыкальных инструментов. Он стал знаменитым на всю округу мастером и свои навыки передал детям.
…Мы сидим в уютной комнате, обставленной полками с книгами по истории возникновения национальных музыкальных инструментов, фотографиями отца. На одной из них - целый оркестр из ста человек. Оказывается, все рубабы, сато и дутары для исполнителей этого творческого коллектива изготовил устоз Усман. Талант и любовь к ремеслу передались и детям.
Они с ранних лет проявляли большой интерес к работе отца. Особенно Тухтамурад, его младший брат Махаммадсадык и старшая сестра Махмуда, которая стала впоследствии одной из первых женщин-мастеров и поделилась своими навыками с сыновьями. После школы они часто наведывались в мастерскую, где постигали секреты рождения мелодичных музыкальных инструментов. Особенно интересовался маленький Тухтамурад. Свою первую работу выполнил, когда ему было всего десять лет.
- так называется статья, опубликованная /02.11.2012/ в газете "Правда Востока" и на ее сайте, где сообщается: ...
- Помню, использовал очень много костного клея, поэтому не смог вынуть готовый инструмент из формы, он к ней накрепко прилепился, - улыбаясь, вспоминает Зуфаров. - Отец посмотрел, покачал головой и сказал, что нужно ломать дутар, чтобы освободить форму. Это был первый, пусть и неудачный, но опыт, который я запомнил на всю жизнь.
Сейчас на счету мастера сотни дутаров, рубабов и сато - увлечение он пронес через всю жизнь. Будучи учителем английского, узбекского языков и литературы, работая в школах, редакциях печатных изданий, все свободное время с удовольствием отдавал любимому делу.
По признанию Тухтамурада Усмановича, изготавливать национальные музыкальные инструменты - большая ответственность. Тем не менее, каждый дутар может многое рассказать о его создателе. Лучи, тянущиеся с обеих сторон грифа, геометрические рисунки на корпусе - это "автограф" мастера, его неповторимый почерк. "По ним можно прочитать красивые поэтические строки и тайный смысл", - рассказывает мастер. Инструменты не должны быть "голыми", их задача - радовать глаз и слух исполнителя и слушателей, наполнять их сердца музыкой. Еще одна традиция - изготавливать их из деревьев, дающих сладкие плоды. В основном это тутовник, урючина, орешина.
Сыновья мастера - самые активные помощники в ремесле, которые и сами умеют изготавливать музыкальные инструменты. Подрастают внуки, с удовольствием после школы, как когда-то Тухтамурад Усманович, пропадают в мастерской у деда, наблюдая, какие чудеса можно изготовить собственными руками. А музыкантам, чтобы полюбоваться работой мастера, достаточно зайти в Государственный музей искусств Узбекистана, где на почетном месте красуется дутар, изготовленный мастером, обладающим неповторимым почерком.
Камилла Чанышева
Корр. "Правды Востока"
Источник:
http://www.pv.uz/today/, 02.11.2012