- так называется обширная статья, опубликованная на сайте Независимой еженедельной газеты "Новый век"в рубрике Культура, где сообщается следующее: «Сшила я тюбетейку из шелковых нитей» — так называется выставка национального головного убора, открывшаяся в Международном караван-сарае культуры Икуо Хираямы.
– Вниманию посетителей представлено более пятидесяти тюбетеек, среди которых как современные, так и старинные экземпляры, – рассказывает директор караван-сарая культуры Фарух Усманов. – Выставка проходит в рамках проекта «Возрождение», и все экспонаты любезно предоставил коллекционер и знаток старины, меценат Фахриддин Абдужабаров. Тюбетейки, как и любые другие произведения искусства, с годами становятся ценнее. В экспозиции экземпляры, перешагнувшие полувековой рубеж. Несмотря на столь солидный возраст, они не потеряли своей оригинальности и самобытности, смотришь на них и удивляешься, сколько высокого художественного вкуса, богатой фантазии и мастерства было у вышивальщиц того времени. В рамках проекта «Возрождение» в караван-сарае также пройдут выставки медной посуды и домашней утвари XIX –начала XX века, женских украшений и аксеcсуаров, а также фестиваль национальных кукол, – поделился планами на будущее Фарух Усманов.
Тюбетейка происходит от тюркского слова «тюбе», что значит «вершина», она является национальным головным убором не только узбеков, но и других среднеазиатских народов, ее носят татары Поволжья и башкиры, в Афганистане, Иране, Турции, Китае и других странах.
История этого головного убора уходит в далекое прошлое. Свидетельства его существования были найдены в скульптуре, нумизматике, картинах, книжных миниатюрах XV–ХVI столетий. Некоторые исследователи полагают, что в Центральной Азии эти «шапочки» появились задолго до проникновения туда ислама. В те времена на бадахшанских тюбетейках использовалась символика древних ариев. Однако с приходом ислама роль тюбетейки изменилась, правоверному мусульманину запрещалось появляться в общественных местах без головного убора. Тогда тюбетейка превратилась в элемент мужского религиозного костюма, впоследствии став одним из главных его украшений.
Тюбетейки удобны, практичны и красивы. Обилие форм и фактуры неисчерпаемо: конические, четырехгранные, круглые, купольные, сшитые из отдельных клиньев, они бывают мужские, женские, детские.
В тюбетейках настолько точно передавалась особенность шитья и узоров-символов различных районов, что она служила своеобразным паспортом и могла многое рассказать о своем владельце. Недаром в народе говорят: покажи мне свою тюбетейку, и я скажу, откуда ты родом, каков твой достаток, праздник в доме или горе, сколько в доме детей, семейное положение, профессия, место жительства и многое другое.
К наиболее часто встречающимся мотивам, украшающим тюбетейки, относятся цветочный мотив, миндалевидный «бодом» – символ жизни и плодородия, распространенным является узор «илон изи» – след змеи, выполняющий роль оберега, ветки розы, обозначающие мир и красоту, надписи арабским шрифтом. Не менее популярны и геометрические узоры.
Вышивка не только делала тюбетейку красивее и богаче, но и имела сакральное значение. По народному поверью, она должна была приносить человеку счастье и радость, оберегать его от бед и напастей. Недаром в народе говорится, что «тюбетейка нужна для того, чтобы с Неба было радостно на тебя смотреть».
У вышивальщиц существовали любимые мотивы и композиции, множество технических приемов. Иногда вышивку дополняли блестками, бисером, стеклярусом, бусинами из речного жемчуга или кораллов.
Популярностью среди мужчин и в наши дни пользуется чустская тюбетейка – дуппи, оригинальность которой в ее контрастности. Но не каждый знает, что вышитый на черном фоне белый орнамент в виде четырех стручков перца – «калампир» – символ жизни и оберег от сглаза. Узор в виде арочек символизирует большую семью, глава которой – мужчина. Четыре части тюбетейки – это четыре периода жизни человека: детство, юношество, молодость и старость.
Женские тюбетейки выполнены из шелка, бархата, парчи. Они отделаны однотонной или многоцветной каймой, вышиты шелком, бисером, а также канителью, стеклярусом, металлическими накладками.
Детские головные уборы выполняли функцию оберега, они отличались разнообразием и красочностью тканей, пышностью кисточек и бубенчиков из шелковых нитей, вышивок, блесток и обилием амулетов, которым приписывались магические свойства, помогавшие «отгонять злых духов», «предохранявшие» от различных опасностей и бед.
Существуют и другие разновидности тюбетеек: шахрисабзкие гилам-дуппи, ургутский «калпок», китабская и шахрисабзская «санама» и «чизма», «тахъя», «тайха», «чумакли», «куш» – мужские и женские хорезмские тюбетейки, бухарская золотошвейная тюбетейка. Считалось, что если к золоту прикоснется женщина, то оно обязательно потускнеет, поэтому еще в начале прошлого века такие шапочки вышивали исключительно мужчины и только в середине века это ремесло перешло к женщинам.
В соседнем Таджикистане самый популярный традиционный узор считается вышитый на черной тюбетейке белый миндаль. Тюбетейка является неотъемлемым атрибутом костюма мусульманского мужчины, без которого он не явится ни на свадьбу, ни на похороны, ни в мечеть. На севере Таджикистана тюбетейки обычно имеют квадратную форму и являются золотошвейными.
В Туркмении тюбетейка имеет свое название – тахья. Здесь ее шьют с квадратным или круглым донышком, а узор, как правило, вышивается в виде геометрического орнамента с сочетанием красного, белого, желтого и черного цветов. Если молодому человеку понравилась девушка, то он первым делом обратит внимание на ее головной убор, если узоры на нем в форме перьев, это означает, что девушка еще свободна, если же перьев нет – значит сосватанна.
Расшитые бисером и пайетками, шелковыми и золотыми нитями, украшенные бусинами и монетами, тюбетейки представляют собой настоящие произведения искусства, они вне времени и моды. В последние годы популярность на вышитые вручную изделия растет, и эти маленькие шедевры сегодня являются не только элементом праздничного наряда, но и повседневной одежды наших соотечественников. Калейдоскоп ярких красок и витиеватых орнаментов привлекает коллекционеров и ценителей прекрасного как в Узбекистане, так и далеко за его пределами.
Если вас вдохновила многовековая история тюбетейки, загадочность этого уникального и в чем-то сакрального предмета одежды, труд мастериц, вложенный в замысловатый орнамент, то у вас есть шанс посмотреть и порадоваться, посетив выставку в караван-сарае культуры Икуо Хираямы.
Наргиза МИРХОДЖАЕВА
Источник: http://noviyvek.uz/kultura/pokazhi-mne-svoyu-tyubeteyku.html, 30.01.2014