- так называется интервью с художником Джамолом УСМАНОВЫМ, выставка которого и его учеников проходит в эти дни в Международном караван-сарае культуры АХУз, опубликованное 4 октября 2013 г. в газете Правда Востока и на сайте, где сообщается, что ...
В творчестве этого талантливого и многогранного художника гармонично переплелись многовековые традиции восточной культуры и общемировые тенденции современного изобразительного искусства. Через мучительные поиски и раздумья, активно вовлекая в этот процесс, а порой приводя в смятение зрителей, автор пытается найти ответы на вечные вопросы, которые в процессе познания мироздания задает себе человек: кто мы, где мы, для чего пришли в этот мир?
О поисках истины, света и любви разговор с заслуженным деятелем искусств Узбекистана, обладателем Гран-при первой, специального приза Международной конфедерации Союзов художников второй Международной Ташкентской биеннале современного искусства, участником Венецианских и Пекинской биеннале, выставки четырех современных художников Узбекистана в Государственном музее искусств народов Востока в Москве художником Джамолом УСМАНОВЫМ.
- Ваш творческий путь - постоянный поиск новых выразительных средств и идей, собственного живописно-пластического языка, полного иносказаний. Как формировалась эта удивительная реальность, где действительность служит только импульсом для создания образа?
- Уже во время учебы в театрально-художественном институте пытался создавать работы, которые не вписывались в общие рамки. В искусстве в те годы властвовал соцреализм, но молодежь увлекалась новаторскими идеями, Пикассо и Сальвадором Дали. Педагоги пытались нас вразумить: "Окончишь институт, потом занимайся экспериментами! Пикассо хоть и ломал стереотипы, но вначале стал хорошим реалистом!" Реалистическая школа стала той базой, которая впоследствии дала возможность распоряжаться формой. Для того чтобы мыслить свободно и руководить мыслью, рука должна слушаться. Возможно я в какой-то мере консерватор, но тоже считаю, что художник должен прежде всего овладеть ремеслом. Например, уметь написать хороший портрет. Порой, создавая современные проекты, авторы пишут к ним по три листа аннотации. А для чего тогда изображение? Ведь есть понятия художественного образа, цветового состояния, ритма, которые воздействуют на зрителя. Благодаря им и складывается впечатление от картины.
Процесс глобализации воздействует и на художника. Чем больше человек пожинает плоды цивилизации, тем меньше духовного у него остается. Еще русский философ Н.Бердяев предупреждал, что в лишенном духовности обществе музеи могут превратиться в кладбище картин. А известные западные философы Мартин Хайдеггер и Жан Бодрийяр говорили, что западная цивилизация исчерпала свой духовный потенциал, став цивилизацией потребителей.
- Поднимая глобальные человеческие проблемы, ваши картины как раз и заставляют задуматься о духовной составляющей нашей жизни. А что вдохновило на эту тему?
- В период становления личности, наверное, каждый человек задает себе вопросы: как жить дальше и что делать? Для меня этот жизненный этап совпал с первыми годами независимости, становления нашей государственности. Раньше все было ясно: колхозник, рабочий, передовик… А тут либо нужно было всю жизнь писать пейзажи, либо выбрать свою тему. В то время я тяготел к элементам сюрреализма. Мне повезло, один товарищ посоветовал прочесть полную аллегорий поэму Алишера Навои "Язык птиц": "Джамол, тебе это обязательно должно понравиться, там такой сюрреализм!" Прочитал, и во мне что-то перевернулось.
В поэме заложен глубочайший философский смысл, показан путь познания. Навои говорит, что человек - целый мир, необъятная вселенная духа, интеллекта, смысла. Только преодолев трудности, сделав выбор и с достоинством выдержав испытания судьбы, можно достичь высшей степени духовного совершенства. А любовь, которая движет этим миром, ко всему, что тебя окружает, должна быть внутри каждого человека. От этого зависит порой судьба, дело, которым занимаешься.
Книга стала не просто импульсом к созданию серии работ - живописных притч-иллюстраций о предназначении человека, поиске своего пути к истине, но и дала импульс для творчества на многие годы. И сегодня счастлив, что не приходится думать о том, что мне завтра делать, какую картину писать или композицию придумать. Планов хватит на десять лет вперед, реализовать их порой не хватает времени.
- Художники Узбекистана все глубже и смелее осваивают тенденции актуального искусства, совсем скоро пройдет VII Ташкентская международная биеннале. А как все начиналось?
- Накануне 2000 года вместе с двумя другими художниками, решив организовать групповую выставку актуального искусства, обратились в Академию художеств. Через некоторое время состоялась выставка "Путь познания духа". На ней я показал свои первые инсталляции, в том числе на тему древнего мифа о птице Симург, серии "Времена года" и "Семь красавиц" по Навои, завершала идею композиция "Эманация духа". Выставка вызвала большой резонанс, стала хорошим стимулом для коллег, которых мы воодушевили на новые проекты.
Дальше был не простой, но очень плодотворный период - много читал, процесс духовного накопления выплескивался в творческие работы.
- Выход с полотна в трехмерное пространство - от нехватки средств самовыражения или дополнительная возможность развить идею и сюжеты?
- У каждого художника разные подходы к искусству. Для кого-то первостепенно пластическое решение. У меня сначала должна созреть идея, причем должен мысленно "увидеть" картину.
Инсталляция "Симург" из серии "Язык птиц" была одной из первых работ в пластике. Древние восточные философы говорили, что этот мир - мир идей. В каждой вещи можем найти определенный смысл. Здесь впервые применил скульптуру и инсталляции. Венчала скульптуру зеркальная капля, в которой птицы видели свое отражение, - подтверждение мысли Навои о том, что человеческая жизнь похожа на каплю воды. Она отрывается от облака и пока летит, проходит определенный жизненный путь. Потом сливается с океаном.
Следующим стал проект "Мираж", получивший Гран-при первой Ташкентской биеннале. Это была даже не инсталляция, скорее - инвайронмент (англ. environment - среда, окружение, вид искусства, занимающий промежуточное положение между скульптурой и архитектурой малых форм, когда зритель должен стать частью действия). Среди наиболее значимых отметил бы скульптурные работы "Слепцы", проекты "Два метода познания", "Constellation", "Переселение" и "Constellation. Postscriptum", международные выставки концептуального искусства "Знаки времени" и другие.
В 2011 году в Галерее изобразительного искусства Узбекистана прошла моя юбилейная выставка "Отражение". В нее вошло несколько проектов - "Кино", "Сновидения", "Аптека" и другие. Долго сомневался над финалом экспозиции. Чтобы у зрителей осталось позитивное настроение, нужно было закончить ее чем-то чистым и красивым. Идея пришла неожиданно: самое чистое существо на земле - младенец. Проект "Роддом" стал финальной точкой.
- Чем, на ваш взгляд, отличается современное искусство Узбекистана?
- С тех самых пор, как появился первый наскальный рисунок, изобразительное искусство - самое древнее ремесло, доступное человеку. Оно продолжает развиваться вместе с ним. Поэтому можно смело сказать, что искусство - один из аспектов прогресса человечества. Оно всегда на шаг впереди, при этом имеет национальный характер. Каждый народ, нация как определенная часть цивилизации передает через него свое мировоззрение, видение и мироощущение. У нас есть наследие и традиции, которыми мы можем гордиться. Это хороший фундамент, на котором мы строим свое искусство. Оно не строится на одном имени или плеяде художников, поэтому так важна преемственность поколений, чтобы развиваться, обновляться свежими мыслями и идеями. Это процесс бесконечный. И каждый из нас - маленькая его частичка.
- Зачем приходят зрители на выставку, чего ждет от них художник? Как возникает духовный контакт?
- Читая после выставки отзывы посетителей, понимаешь, что они чувствуют, что ты хотел сказать. Радуются, что у тебя это получилось. Зрители умнее художника. Потому что он один, а их много, значит, мысль еще глубже. Я очень уважительно отношусь к зрителям. И делаю то, что умею от души и без всякой фальши. Один раз обманешь, потом тебе никто не поверит. В своем творчестве хочу доставить им максимум эстетического и духовного наслаждения как ремесленник и творец в одном лице. Испытываю огромную радость, когда зрители становятся соучастниками мыслительного и творческого процесса художника. Ты задаешь вопрос, а они стараются на него ответить. Так возникает тот самый незримый контакт - диалог со зрителями.
- В марте вы приняли участие в выставке современного искусства стран Центральной Азии и Кавказа "На перекрестке", прошедшей в знаменитом аукционном доме Sotheby's в Лондоне при поддержке Ассоциации антикваров Узбекистана MEROS и Фонда Форум…
- В последние годы наши художники все активнее вписываются в контекст мирового изобразительного искусства, нас стали приглашать на Венецианскую биеннале, представлять проекты в Национальном центре искусств имени Жоржа Помпиду в Париже. Побывав в мастерских узбекских художников, кураторы известных аукционных домов Sotheby's и Christie's отобрали участников для выставки, в их число вошел и я. Мне посчастливилось, что меня еще и пригласили представлять на ней нашу страну.
Выставка вызвала очень большой интерес. Но, пожалуй, самым приятным сюрпризом было то, что на первом этаже располагались полотна Пабло Пикассо и Энди Уорхола, на втором - наша выставка.
- К Дню учителей и наставников вместе со своими учениками из Республиканского художественного колледжа вы подготовили вернисаж "В мире раздумий", который открылся в Международном караван-сарае имени Икуо Хираямы. О чем эти раздумья и что самое главное в педагогике?
- О чем раздумья? Конечно, о профессии. Например, меня волнует, что термин "станковая картина" выходит из обихода. В том понимании, как его представляли известные европейские художники Рембрандт, Гойя, Веласкес и Леонардо да Винчи, учили наши учителя. Человек как объект перестает интересовать художника, быть центром идеи. В моей последней серии есть определенное стремление вернуться к состоянию картины и уже на современном этапе жизни общества показать окружающий мир и реальность, в которой мы находимся. С такой позиции обучаю своих учеников. Заставил их искать сюжеты в реальной жизни, которая нас окружает, которую мы наблюдаем, являемся в ней действующими лицами. С первых дней стараюсь внушать им то, что художник должен быть образованным человеком, иметь широчайший кругозор, познания в различных областях, стать мыслителем, отображающим время.
Никогда не стремился к регалиям и званиям, но искренне рад, что мое творчество, авторитет и значимость профессии художника в обществе оценены высоким званием "Заслуженный деятель искусств Узбекистана".
Особенно сегодня неоценима роль искусства, его вклад в духовное развитие общества, понимание между народами. Мы всегда помним о том наследии, которое нам оставили Навои, Джами и другие великие мыслители и поэты. Они говорили на языке, понятном и сегодня всему миру. У современного искусства тоже есть свой язык. Если мы говорим на нем и нас понимают - это достижение нашего государства, народа, всей нашей культуры.
Беседовала
Ирина Рибар.
Фото автора.
Источник: Путь познания - путь истины//Правда Востока, http://www.pv.uz/culture/11990, 04.10.2013