Все новости
"КАМПЫРТЕПА"
04.07.2013
"КАМПЫРТЕПА"
имя


комментарий


- так называется статья из буклета «Коллекция древнего и средневекового искусства Узбекистана» в МКСК», где сообщается, что это …. "- крепость (площадью 4 га, обживавшаяся в кон. IV-III вв. до н.э. — II в. н.э.), расположенная на берегу Амударьи, между к.Шуроб на территории одноименного колхоза и поселком Гагарино в 30 км от г.Термез…..

Здесь впервые в мировой практике удалось, благодаря использованию уникальной методики поверхностных зачисток (усовершенствованной и используемой одним из участников раскопок, автором буклета ), вскрыть по верхнему горизонту всю планировку кушанского городища, выявить полную картину общей оригинальной застройки - на террасах - цитадели (св.120 помещений) и «нижнего города» с 11 кварталами, пронизанными улицами, с секциями и помещениями жилого, хозяйственного и культового назначения, их крепостных сооружений с башнями и загородных строений - пристани, керамических печей «маргианского» типа, погребальных сооружений, в том числе и «ката», упоминаемой в Видевдате Авесты. Многие из них раскопаны полностью.
В 1979 г. УзИскЭ осуществлены первые раскопки погребальных сооружений в северо-западной части поселения. С 1982 г. и по настоящее время на Кампыртепа проводятся ежегодные раскопки, а с 1999 года они стали приоритетными для созданной тогда Тохаристанской археологической экспедиции (ТАЭ) Научно-исследовательского института искусствознания АН РУз.

Исключительный научный интерес представляют обнаруженные здесь единственные в мире бактрийские кушан(кон. IV-III вв. до н.э. — II в. н.э.)ские рукописи II в.н.э., выполненные черной тушью на папирусе, а также фрагменты стенок сосудов с надписями бактрийской и грече¬скими (III-II вв.до н.э.) с мерами веса и объема, отдельными словами, древнейшие античные надписи на кхарошти, выполненные на облицовочных кирпичах створа ворот цитадели.
Многочисленные нумизматические находки свидетельствуют о функциях крепости не только торгового, но и таможенного назначения. Среди них: – селевкидские, греко-бактрийские, их юечжийские подражания и сотни монет, в том числе и клады, кушанских царей - Сотера Мегаса, Кадфиза II и Канишки, Хувишки, и такое уникальное явление как обнаружение на полах с некоторыми из них – монет парфянских правителей, как свидетельство их временного протектората.
Впечатляют десятки найденных здесь уникальных произведений античной мелкой пластики : терракотовые образки, плакетки, статуэтки флейтистов (с вертикальным и горизонтальным духовыми музыкальными инструментами, многоствольной сирингой Пана), танцовщиков, с изображениями различных персонажей – воинов в доспехах с щитами и мечами, музыкантов-сатиров и силенов, нагих и облаченных в одеяния богинь и богов, божественной супружеской пары, сидящего Будды, матрицы для оттисков образов Анахиты, Афины с копьем, головы Греко-бактрийского правителя и т.п., деревянная в серебряном окладе скульптурка мужчины-бактрийца в конической шапочке, кафтане и драпирующихся шальварах, поверженный всадник в аналогичном костюме, «парфянского» типа на бронзовой пряжке в сцене битвы и нагая богиня Дурга-Парвати (?) на троне, оформленном головой быка (?) или льва на щитке бронзового перстня-печати. Повсеместно встречаются фигурки лошадей и всадников.
Глиняная мелкая скульптура – богиня с голубем и шаровидным (яйцом ?) предметом в руках.
Изделия из слоновой кости - статуэтка богини, гребень с прорисованными черной тушью изображениями женщины, с прической с завитками на щеках и локонами, и птицы, игральные кости, стили или заколки для волос, бусы, пуговицы. Бронзовые подставки в виде протомы львогрифона от курильницы и орла, наборы зеркал с ручками и без них, в том числе «сарматского» и «китайского» типа с арочным орнаментом, наконечники стрел, чаши, черпаки. Железные ключи «эллинистического типа», топоры, ножи, прут, наконечники стрел и т.п. Стеклянные бусы и подвески (фаллическая и в виде виноградной грозди из «египетской» пасты), фрагменты сосудов. Ткани (II в.н.э. фрагменты и отпечатки) – шелковые, шерстяные и хлопчатобумажные местного изготовления из погребения в башне.
Здесь получены значительные комплексы керамики греко-бактрийского (III-II вв.до н.э.), юечжийского (II-I вв.до н.э.) и великокушанского времени (I—II вв. н.э., более детально датированных монетами правителей) - периода расцвета поселения характерны: — высококачественная керамика, изготовленная на гончарном круге, покрытая различными оттенками красного, коричневого, светлого и темно-серого ангоба: кубки, бокалы, чаши, горшки, столовые тагора, хумы, светильники, курильницы разнообразных форм, сосуды с зооморфными налепами; украшения — бусы, медные серьги, кольца, в том числе печатки с различными изображениями и многочисленные терракотовые скульптурки, плакетки, образки.

ИЗ ИСТОЧНИКА: Сергей Савчук-Курбанов. «Коллекция древнего и средневекового искусства Узбекистана» в МКСК. БУКЛЕТ. МАЙ.2009.
Опубликовано на: http://caravanserai.uz/allnews.php?id=1357736290, 20.05.2009

П.\С.:
Эти материалы и фото, наряду с другими артефактами, будут представлены в ходе презентации ст.науч.сотр. МКСК, канд. ист. наук. С. А. Савчука-Курбанова «Некоторые примеры реконструкции археологических памятников - теория и практика» на семинаре, который состоится 8 июля 2013 года в Международном караван-сарае культуры Икуо Хираямы Академии Художеств Узбекистана.
Просмотров 1508    Рейтинг 37   Понравилась новость?    +1   -1    Добавить комментарий  (0)

фото

фото

фото

фото

фото

фото

фото

фото

фото

фото

фото

фото

фото